Обзор рынка мусоровозов

Мусороуборочная техника (мусоровозы) предназначена для загрузки, уплотнения, транспортировки и выгрузки в месте утилизации бытового и строительного мусора. На сегодняшний день в этом сегменте рынка представлен большой ассортимент коммунальной техники отечественного и импортного производства.

Модели отличаются по базовому шасси, способу загрузки и выгрузки мусора, массе перевозимого мусора и коэффициенту его уплотнения в кузове. Основными видами мусоровозной техники являются: кузовные машины с боковой загрузкой, с задней загрузкой, самосвальные машиныбункеровозы, контейнерные и портальные мусороуборочные машины. Мусоровозы с боковой загрузкой предназначаются для загрузки ТБО и другого мусора, для его последующего уплотнения и механизированной выгрузки в местах утилизации либо на свалках.

В состав спецоборудования входят: надрамник, кузов, толкающая плита, гидроманипулятор, гидравлическая и электрическая системы. Отходы в кузов машины загружаются из контейнера боковым манипулятором, после чего они уплотняются толкающей плитой. Выгружается мусор также с помощью толкающей плиты при поднятом кузове.

Мусоровозы с боковой загрузкой классифицируют по типу базового шасси — на малотоннажные, среднетоннажные и крупнотоннажные. Малотоннажные мусоровозы чаще всего устанавливают на шасси ГАЗ-3307 или ГАЗ-3309. Эти малогабаритные мобильные машины предназначены для вывоза твердого бытового мусора из небольших жилых кварталов. Кроме того, компактные размеры таких мусоровозов позволяют подъезжать к труднодоступным местам загрузки отходов в городских районах с плотной жилой застройкой и узкими дорогами. Средняя вместимость кузова такой машины составляет 5—8 м3, масса перевозимого мусора — 2000— 3300 кг.

Среднетоннажные мусоровозы устанавливают на более «весомые» шасси — ЗИЛ-433362, ЗИЛ-432932, ЗИЛ-494560, «Амур-53131», КАМАЗ-4308, МАЗ-4370, МАЗ-4380 и др. Они используются для вывоза как бытового, так и крупногабаритного мусора (в том числе строительного). Кузов этих машин вместителен — от 8 до 11 м3, в нем можно перевозить от 4150 до 5500 кг мусора. Хорошую маневренность «среднетоннажнику» обеспечивает двухосное шасси, позволяя работать в стесненных условиях — в районах плотной застройки, зонах массового отдыха, парках, выставочных комплексах и т. п.

Крупнотоннажные мусоровозы устанавливают на шасси МАЗ, КАМАЗ, «Урал» и др. Эта техника предназначена для вывоза большого количества мусора. В зависимости от модели шасси и грузоподъемности, машины могут вывозить от 5700 до 12500 кг отходов объемом от 16 до 24 м3.

На российском рынке зарубежные мусоровозы с боковой загрузкой представлены меньше, чем отечественные. Машины подобного рода выпускает немецкая фирма FAUN Kirchoff Gruppe (модели Sidepress и Twinpress) и др. «Иностранцев» чаще всего можно увидеть в автопарках коммунальных служб больших городов. В отличие от импортных, у отечественных мусоровозов люк приемного бункера расположен сбоку, а не сверху, кроме того, захват гидроманипулятора позволяет грузить контейнеры объемом до 1,2 м3.

Как и их «собратья» с боковым видом загрузки, мусороуборочные машины с задней загрузкой предназначены для сбора и транспортировки твердых бытовых отходов и иного мусора. Они разделяются на два класса. К первому классу относятся мусоровозы с ручной погрузкой мусора в ковш с последующей механизированной загрузкой в кузов. Ко второму классу, в основном, принадлежат большегрузные мусоровозы, которые с помощью гидравлических кантователей загружают отходы из специальных контейнеров и бункеров. Задний борт таких машин состоит из приемного бункера и механизма для прессования. Механическим путем отходы загружаются через насыпной край в приемный бункер, после чего уплотняются и проталкиваются в кузов механизмом для прессования. Выгружается мусор после открытия заднего борта машины с помощью выталкивающей плиты.

Отдельный вид мусоровозов составляют самосвальные машины-бункеровозы, используемые для транспортировки стандартных бункеров (БН-3У и др.) с твердыми бытовыми или промышленными отходами, для перевозки и самосвальной выгрузки крупногабаритных и сыпучих грузов. Такие мусоровозы оборудуются рамой, бункером-контейнером, порталом, аутригерами, гидравлической, электрической и пневматической системами. С помощью портала водитель-оператор снимает с рамы бункер-контейнер и устанавливает его на ровную поверхность в месте сбора отходов. Загружают контейнер вручную или погрузчиком, после чего с помощью портала устанавливают на раму автомобиля. Выгружают мусор самосвальным способом.

Еще один вид мусоровозов — контейнерные и портальные. В них можно механически загружать контейнеры с ТБО и с промышленным мусором, находящимся в жилых районах или на мусороперегрузочных станциях. Универсальность данной машины заключается в том, что она может одновременно перевозить до трех контейнеров.

Основная особенность мусоровозов, независимо от вида,— это их способность к подъему бака (контейнера). Мусор выгружается буквально за минуту, и затем уже пустой бак ставится на место. Объем кузова машины составляет от 6 до 20 м3, грузоподъемность — от 2 до 10 т. Важный показатель эффективности мусоровозной техники — коэффициент уплотнения. Он рассчитывается для машин с функцией прессования мусора и составляет от 2,5 до 6 единиц. Отметим, что наибольший коэффициент уплотнения характерен для мусоровозов на большегрузных шасси.

В качестве шасси для мусороуборочной техники в России чаще всего используются: отечественные — КамАЗ, «Урал», ЗИЛ, МАЗ, ГАЗ; зарубежные — Scania, Mercedes Benz, Renault, Volvo, Ford, MAN, Iveco и др. Наиболее востребованы двух- и трехосные шасси. Среди компаний, занимающихся выпуском машин для вывоза мусора, — «Спецтранс» (Санкт-Петербург), БМЗ (Балахна), «Коммаш» (Мценск), «Экомтех/ РАРЗ» (Ряжск), «Пламя» (Пермь), «Коммаш» (Арзамас), ООО «Берц» (Рязань). Монтаж и продажу мусоросборочной техники ведущих мировых производителей (JOAB, NORBA, NTM, CosEco) осуществляет компания «В-Кран» (Санкт-Петербург): машины с задней, боковой или фронтальной загрузкой, многокамерные, с гидроманипуляторами.

— Традиционно сложившаяся в России технология сбора, транспортировки и утилизации ТБО вот уже много лет остается без коренных изменений: это стандартные металлические контейнеры 0,75 м3, размещенные на контейнерных площадках или в подъездных мусоропроводах многоэтажных жилых районов, которые возможно освободить только боковыми манипуляторами мусоровозов,— рассказывает Татьяна Комиссарова, ООО ТК «Коммаш» (г. Арзамас Нижегородской области).— С появлением пластиковых и оцинкованных евроконтейнеров на колесах с крышками во многих крупных промышленных городах получила развитие система сбора мусора с помощью задней механизированной загрузки. Это привлекло на российский рынок многих зарубежных производителей из Германии (Faun, Zoeller), Финляндии (NTM), Швеции (Norba), Италии (Farid, Mazzocchia), Японии, США (Heil, McNeilus) и других стран, которые давно производят мусоровозы с задней механизированной загрузкой для контейнеров объемом от 0,12 до 1,1 м³.

В России распространено несколько способов сбора бытовых отходов. Наиболее перспективным считается использование евроконтейнеров. На данную технологию, заимствованную нами из Европы, почти полностью перешли жилищно-коммунальные службы Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Тюмени и ряда других крупных городов. Отметим, что евроконтейнеры достаточно вместительны — их объем по EN 840-3 нормирован на 660, 770, 1000, 1100 л.

Для обслуживания евроконтейнеров используются мусоровозы с задней загрузкой — как на отечественном (МАЗ, КАМАЗ и др.), так и на иностранном шасси (Iveco, Volvo, Scania и др.). Другой способ сбора бытовых отходов — в стандартные металлические контейнеры объемом 0,75 м3. Эта технология, использовавшаяся еще в советские времена, до сих пор является наиболее распространенной. Например, на улицах и во дворах Екатеринбурга установлено почти 9000 стандартных контейнеров (0,75 м3) и около 400 евроконтейнеров (число последних с каждым годом растет!). Для сбора отходов из стандартных контейнеров используются мусоровозы с боковой загрузкой, чаще всего — на отечественном шасси.

Еще один способ сбора бытовых отходов — применение съемных бункеров больших объемов (от 7 м3 и более). В этом случае мусор вывозят машины- бункеровозы, в основном российского производства. По мнению ряда специалистов, эта технология малоэффективна. Ее применение целесообразно лишь в том случае, когда нет возможности установить достаточное количество обычных контейнеров и вывозить их регулярно. Следует сказать, что не всегда себя оправдывает и контейнеризация ТБО. Например, при низкой плотности застройки (коттеджи) допускается выносить мусор, упакованный в пакеты, на обочину дороги — оставляя его прямо в пакетах или в индивидуальных баках (малогабаритных контейнерах, в Европе — нормированных по DIN 30740 на емкость 80, 120, 140 л). Такие пакеты затем загружаются вручную в приемник мусоровоза с задней загрузкой. Могут возникнуть проблемы при вывозе бытовых отходов с труднодоступных площадок (плотная застройка), к которым территориально ограничен подъезд. Для этих работ рекомендуется использовать мусоровозные машины с определенным типом загрузки.

— Так, автомобилю с боковой загрузкой требуется немало свободного пространства, чтобы высыпать содержимое контейнера в кузов, в то время как автомобилю с задней загрузкой этого пространства требуется намного меньше,— рассказывает Евгений Устьянцев, директор ЕМУП «Спецавтобаза» (г. Екатеринбург).— Более того, все виды евроконтейнеров снабжены колесами. Если подъезд к площадке перегорожен — грузчик может легко докатить контейнер до мусоровоза и обратно. От типа загрузки зависит и коэффициент прессовки мусора в кузове. Следовательно, от этого же зависит количество отходов, которые мусоровоз может вывезти за один рейс. В съемном контейнере мусор не прессуется вообще. Получается, что машина везет не столько мусор, сколько сам тяжелый металлический контейнер и «пустое место» в нем. Коэффициент прессовки у машины с боковой загрузкой — от 2 до 2,5. Коэффициент прессовки у машины с задней загрузкой — более 5. Кроме того, машина с боковой загрузкой и бункеровоз могут работать лишь с одним типом контейнеров. Машина с задней загрузкой забирает евроконтейнеры любого типа.

Тем не менее, до сих пор самым распространенным видом мусоровозов в России остаются машины с боковой загрузкой. По наблюдениям специалистов, внутри этого сегмента распределение долей между малотоннажной, среднетоннажной и крупнотоннажной техникой примерно одинаковое, с небольшим преимуществом в сторону последней. Остается актуальной тенденция увеличения продаж крупнотоннажных мусоровозов на шасси КамАЗ.

Несмотря на активное проникновение в последние годы на наш рынок иностранной техники, основу российского коммунального автопарка по-прежнему составляют машины отечественного производства. Их основное конкурентное преимущество — это доступная цена. Если новый отечественный мусоровоз можно купить за 1—1,5 млн руб., то импортный стоит в два, а то и в три раза дороже. Кроме того, следует учитывать, что мусоровозы на отечественных шасси — это, как правило, серийные модели, которые всегда есть в наличии, в то время как импортная техника нередко идет под заказ. Немаловажно и то, насколько развита сеть сервисных станций. Иностранную технику не починишь в гараже автотранспортного предприятия — как из-за отсутствия нужных запчастей, так и необходимой специальной квалификации механика.

Важное конкурентное преимущество иностранных мусоровозов заключается в их качестве, надежности и экономичности: основные узлы оборудования сделаны из высококачественной стали, используются электронные системы управления рабочими органами, предусмотрены датчики слежения за работой мусоровоза, созданы комфортные условия для водителя и оператора. Немаловажно, что в ходе эксплуатации импортных мусоровозов экономятся время и средства: больший размер контейнера, отсутствие грузчика, водитель может собирать контейнеры не выходя из кабины.

— Импортный мусоровоз при объеме кузова 12 кубометров вывозит за рейс около 70 кубометров отходов,— поясняет Сергей Антонов, директор ООО «Экосистема» (г. Екатеринбург).— Российская машина с кузовом аналогичного объема вывозит не больше 30 кубометров. Стремясь сделать стоимость зарубежных мусоровозов более доступной, российские производители самостоятельно производят крупноузловую сборку импортного оборудования и его установку на шасси. По их утверждению, цена машины при этом становится в 1,5—2 раза дешевле при сохранении эксплуатационных и качественных характеристик. Помимо этого, в стремлении сэкономить коммунальщики нередко предпочитают не покупать новую технику, а частично заменять систему и оборудование для сбора мусора. Самая универсальная, устанавливаемая на мусоровозы,— это система мультилифт, имеющая довольно простую конструкцию. Мультилифт — это не что иное, как погрузочно-разгрузочный механизм, который приводится в действие с помощью гидравлического привода. Необходимые функции он выполняет тросовым крюковым захватом. На мусоровозы эту систему монтируют, как правило, на усиленный подрамник. Все чаще современные мусоровозы оборудуют системами лифтдампер и фронтлоудер, которые также призваны упростить разгрузочно-погрузочные работы.

Своевременный вывоз мусора — проблема, с которой сталкивается население большинства городов как за рубежом, так и в нашей стране. Среди основных тенденций развития рынка мусоровозной техники в плане разработки новых моделей и модернизации оборудования стоит отметить евроконтейнеры и машины с задней загрузкой, переход на шасси стандарта ЕВРО-5, внедрение гибридных технологий, широкий спектр размеров спецтехники (от «газели» до большого грузовика), надежное гидравлическое оборудование, способное поднимать любые виды контейнеров.

Новое направление в системе сбора и утилизации отходов, пришедшее к нам из Финляндии,— использование заглубленных подземных контейнеров. Они загружаются в мусоровозную машину при помощи краноманипуляторной установки, находящейся за кабиной водителя. Первые мусоровозы с КМУ, которые стали использоваться в России, сделаны за рубежом. Обратим внимание на машины с фронтальной загрузкой, в которые ТБО загружают с помощью кантователя, опускающегося перед кабиной водителя. Идея их создания возникла при попытке объединить преимущества транспортного мусоровоза и погрузчика. Эта техника с конца 1980-х годов широко применяется в странах Европы и Америки. А вот отечественным коммунальным службам она пока мало знакома (за исключением Москвы). Одна из причин этого заключается в размерах стационарных контейнеров (5 м3), которые используются в работе с машинами с фронтальной загрузкой. Немаловажно, что подобным большегрузным мусоровозам (вместимостью 26—30 м3) необходимы специальные площадки с удобным для фронтальной загрузки подъездом.

Аналогичная ситуация сложилась с машинами для раздельного сбора мусора, широко распространенными в странах Европы. В России к их массовому внедрению коммунальные службы пока не готовы. Так или иначе, отечественные и зарубежные производители коммунальной техники на сегодняшний день предлагают мусоровозы разных моделей. Выбор нужной модификации машины зависит от нескольких факторов — это количество и объем отходов, вид мусора (бытовой или строительный), а также от территориальных особенностей местности, на которой технике предстоит работать. Сегодня коммунальные службы делают ставку на современные, хорошо оснащенные мусоровозы, комплектация которых позволяет не только максимально ускорить разгрузочно-погрузочные работы, но и использовать разные типы контейнеров, снизить затраты на топливо (сократив количество рейсов), обеспечить полный сбор мусора и чистоту площадки.