Юбилей коробки переключения передач I-Shift

В этом году исполняется десять лет со дня создания первой автоматической коробки переключения передач I-Shift. За десять лет она дважды проходила доработку для улучшения показателей. Но нет пределу совершенства. Специалисты Вольво Тракс планируют в ближайшем будущем представить новое - четвёртое - поколение КПП I-Shift. В этом году коробка передач I-Shift отмечает свой десятилетний юбилей. Она устанавливается на 80% современных грузовых автомобилей Volvo FH, то есть фактически входит в стандартное оснащение грузовика. Но в 2001 году, когда коробка передач только вышла на рынок, все было иначе. Десять лет назад на рынке предлагались так называемые коробки передач AMT (автоматизированные механические коробки передач). Они создавались на базе МКП и были дополнены возможностью автоматического переключения. Надежность их оставляла желать лучшего, на что и жаловались клиенты. Автопроизводителям приходилось постоянно рассматривать жалобы недовольных покупателей, выложивших значительную сумму за коробку передач, доставлявшую проблемы. Специалисты Volvo Trucks активно работали над концепцией КПП, изначально созданной для автоматического переключения. Сначала усилия конструкторов были направлены на разработку коробки, пригодной для установки на магистральные грузовики. Результаты не заставили себя ждать, и в 2002 году – всего лишь через год после начала выпуска — 14% всех грузовых автомобилей Volvo оснащались коробкой передач I-Shift. Для сравнения: коробка передач Geartronic — первая автоматизированная механическая коробка передач компании Volvo Trucks — устанавливалась всего лишь на 1% грузовиков компании. Руководил проектом по разработке I-Shift Свэн-Эрик Тибб. "Мы создали абсолютно новую несинхронизированную базовую коробку передач и интегрированный блок управления со всем необходимым электрооборудованием, датчиками и пр. Затем мы добавили программное обеспечение, полностью пригодное для использования во время перевозок на дальние расстояния. Это обеспечило полный контроль над двигателем и переключением передач", — вспоминает он. В 2005 году была создана коробка передач I-Shift второго поколения. В ней были переработаны передняя и задняя части, а также добавлено новое сцепление и новый демультипликатор. Теперь коробку передач I-Shift можно было устанавливать на грузовики, эксплуатируемые на строительных и лесозаготовительных работах. Новая КПП могла агрегатироваться с шестнадцати-, а не только с девяти- и двенадцатилитровым двигателем. По на этом модернизация её не закончилась. Третье поколение, соответствующая стандарту Euro-5, было представлено в 2009 году. КПП отличалась усовершенствованной механической частью, а также новым программным обеспечением, что делало ее пригодной для решения дополнительных, еще более сложных задач. Так, при необходимости она позволяла раскачать застрявший грузовик с тяжелым грузом. "С самого начала мы разработали программы для различных режимов работы, и клиенты получили возможность выбора. С каждым новым поколением расширялся диапазон сфер применения, и сейчас даже грузовые строительные автомобили для самых суровых условий эксплуатации, могут оснащаться коробкой передач I-Shift", — говорит Свэн-Эрик Тибб, руководитель отдела по силовым приводам и гибридным системам компании Volvo. С самого начала активное участие в проекте принимал Оке Зандер, технический директор Volvo Powertrain. По его словам, коробка передач I-Shift обеспечивает расход топлива, сравнимый с работой лучшего водителя, управляющего грузовиком с механической коробкой передач. Электронная система следит за выбором правильной передачи, тем самым обеспечивая работу двигателя в максимально экономичном режиме. В скором будущем в силу вступит экологический стандарт по выбросам отработавших газов Euro-6, и коробки передач придется адаптировать под новые двигатели. "Следующее поколение будет способствовать еще большей топливной экономичности. Кроме того, мы усовершенствуем и укрепим то, чего мы уже достигли, а также расширим сферу применения коробки передач I-Shift", — обещает Оке Зандер.