Перспективы развития дорожной сети РФ на период 2010-2015 гг. (продолжение)

Продолжение. Начало в журнале «ТЕХНОmagazine» март 2009г. и по ссылке тут

Для обеспечения спроса на автомобильные перевозки требуется: строительство новых автомагистралей, крупных мостовых переходов, обходов городов; реконструкция перегруженных участков автомобильных дорог; приведение их в соответствие с нормативными требованиями по транспортно-эксплуатационному состоянию; обеспечение автомобильных подъездов к сельским населенным пунктам, имеющим перспективы развития, по дорогам с твердым покрытием. Без использования программно-целевого метода перечисленные задачи не могут быть решены в течение ближайших 10—15 лет.

02____________________________1.jpg

Подпрограмма «Автомобильные дороги»

Целями подпрограммы «Автомобильные дороги» являются:
— развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике;
— повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения;
— повышение конкурентоспособности транспортной системы России и реализация транзитного потенциала страны;
— повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы;
— улучшение инвестиционного климата и развитие рыночных отношений на транспорте.

Для достижения поставленных целей подпрограммой «Автомобильные дороги» предусмотрено решение следующих основных задач:
— увеличение протяженности автомобильных дорог общего пользования федерального значения, соответствующих нормативным требованиям;
— создание условий для формирования единой дорожной сети, круглогодично доступной для населения;
— увеличение протяженности соответствующих нормативным требованиям автомобильных дорог общего пользования федерального значения, входящих в систему международных транспортных коридоров;
— повышение надежности и безопасности движения по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения;
— обеспечение устойчивого функционирования автомобильных дорог общего пользования федерального значения.

В результате реализации подпрограммы протяженность сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения увеличится за период 2010—2015 гг. на 10,9 тыс. км и составит 67,33 тыс. км на 01.01.2016 г.

Протяженность автомобильных дорог общего пользования федерального значения высших (I и II) категорий увеличится на 12 тыс. км и составит 37,82 тыс. км на 01.01.2016 г. Протяженность автомобильных дорог общего пользования федерального значения с капитальным и облегченным типом покрытия увеличится на 15,59 тыс. км и достигнет 67,33 тыс. км на 01.01.2016 г.

Плотность сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения увеличится с 0,37 км на 1000 чел. населения в 2010 г. до 0,48 км на 1000 чел. населения в 2015 г.

Доля протяженности автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, по сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения увеличится на 20,5% и составит в 2015 г. 61% (в 2010 г.— 23,54 тыс. км, в 2015 г.— 41,07 тыс. км), в том числе на автомобильных дорогах федерального значения:
— входящих в состав международных транспортных коридоров — увеличится на 22,3% и составит в 2015 г. 70% (в 2010 г.— 13,44 тыс. км, в 2015 г.— 22,8 тыс. км);
— не входящих в состав международных транспортных коридоров — увеличится на 18,9% и составит в 2015 г. 52,6% (в 2010 г.— 10,1 тыс. км, в 2015 г.— 18,27 тыс. км).

Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования федерального значения, обслуживающих движение в режиме перегрузки, снизится с 26,1% (15,17 тыс. км) в 2010 г. до 19,5% (13,13 тыс. км) в 2015 г., в том числе на автомобильных дорогах федерального значения:
— входящих в состав международных транспортных коридоров — снизится с 29,7% (8,37 тыс. км) в 2010 г. до 20% (6,51 тыс. км) в 2015 г.;
— не входящих в состав международных транспортных коридоров — снизится с 22,7% (6,8 тыс. км) в 2010 г. до 19% (6,62 тыс. км) в 2015 г.

Прирост протяженности автомобильных дорог федерального значения, на которых будут устранены ограничения по пропускной способности, составит всего 17,6 тыс. км, в том числе на автомобильных дорогах федерального значения:
— входящих в состав международных транспортных коридоров — 10 тыс. км;
— не входящих в состав международных транспортных коридоров — 7,6 тыс. км.

8,3 тыс. сельских населенных пунктов будут обеспечены постоянной круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием.

Количество дорожно-транспортных происшествий из-за сопутствующих дорожных условий снизится с 1,37 ед. на 1 тыс. автотранспортных средств в 2010 г. до 0,92 ед. на 1 тыс. автотранспортных средств в 2015 г.

За программный период предусматривается:
— строительство и реконструкция 64,2 тыс. км автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального и межмуниципального значения, в том числе:
— 17,6 тыс. км автомобильных дорог общего пользования федерального значения, из них:
— 10 тыс. км входящих в состав международных транспортных коридоров;
— 7,6 тыс. км не входящих в состав международных транспортных коридоров;
— 46,6 тыс. км автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения (предусматривающих федеральное софинансирование).

Развитие автомобильных дорог общего пользования в Российской Федерации в соответствии с данной подпрограммой будет способствовать:
— повышению конкурентоспособности продукции российских предприятий за счет уменьшения транспортной составляющей в конечной цене продукции до 7—10%, что соответствует уровню развитых стран;
— сокращению энергоемкости внутреннего валового продукта Российской Федерации за счет снижения удельного потребления топлива на 15—20% из-за улучшения дорожных условий и сокращения перепробега автомобильного транспорта;
— росту мобильности рабочей силы и расширению конкуренции на рынке труда;
— сокращению нерациональных потерь времени населения на автотранспортные передвижения;
— повышению уровня доступности (в 1,5—2 раза) услуг медицинской, образовательной, социальной и культурной инфраструктуры;
— росту уровня социокультурной интеграции страны;
— привлечению значительных частных инвестиций для технического перевооружения дорожной отрасли и развития сети автомобильных дорог;
— повышению качества и снижению удельных затрат на выполнение работ по строительству, реконструкции и ремонту автомобильных дорог;
— мультипликативному эффекту в других отраслях экономики, увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

Международные транспортные коридоры

По важности и масштабности задача «Увеличение протяженности соответствующих нормативным требованиям автомобильных дорог федерального значения, входящих в систему международных транспортных коридоров» занимает одно из приоритетных мест. Это связано с тем, что по направлениям международных транспортных коридоров осуществляются наибольшие объемы автомобильных перевозок, обеспечивающих связи между регионами Российской Федерации и выход на территории зарубежных стран. По этим автомобильным дорогам обеспечиваются как экспорт продукции российских предприятий, так и стабильные поставки в Россию импортных товаров народного потребления, материалов, комплектующих и оборудования для всех отраслей экономики страны. Улучшение состояния автомобильных дорог в составе международных транспортных коридоров даст возможность повысить роль страны в глобальной транспортной системе и станет важной составляющей стратегии интеграции Российской Федерации в мировую экономику.

По территории Российской Федерации проходят 23 автодорожных маршрута европейской сети автомобильных дорог, включенных в Европейское соглашение о международных автомагистралях (СМА), и 11 маршрутов сети азиатских дорог международного значения, включенных в Межправительственное соглашение по сети азиатских автомобильных дорог.

В настоящее время общая протяженность дорожной сети в составе МТК составляет около 32 тыс. км, в том числе дорог федерального значения — 26,5 тыс. км.

Конкурентоспособность автомобильных дорог в составе международных транспортных коридоров во многом уступает альтернативным маршрутам, проходящим по территории других государств. Свыше 32% протяженности дорог в составе международных транспортных коридоров имеют загрузку выше нормативной и требуют реконструкции с повышением категории.

По данным диагностики, свыше 46% автомобильных дорог, обслуживающих международные связи, не соответствуют нормативным требованиям по транспортно-эксплуатационным показателям. Из общей протяженности автомобильных дорог в составе международных транспортных коридоров многополосную проезжую часть имеют лишь 2,9 тыс. км (9%). Прочность дорожных одежд большинства участков автомобильных дорог в составе международных транспортных коридоров рассчитана на пропуск автотранспортных средств с нагрузкой на ось 6—10 т и не соответствует грузоподъемности современных автотранспортных средств, используемых в практике международных перевозок и имеющих осевые нагрузки 11—13 т.

С учетом роста интенсивности движения, если не проводить мероприятий по развитию автодорог в составе международных транспортных коридоров, то к 2015 г. более 50% протяженности автомобильных дорог федерального значения, входящих в состав международных транспортных коридоров, будут иметь уровень загрузки, превышающий нормативный.

Существующая дорожная сеть в составе международных транспортных коридоров имеет ярко выраженную радиальную структуру, что на ряде направлений приводит к значительному перепробегу автотранспортных средств и, соответственно, увеличению транспортных расходов и затрат времени. Например, между городами Нижний Новгород — Самара, Нижний Новгород — Екатеринбург, Екатеринбург — Казань, Санкт-Петербург — Екатеринбург расстояние по сети автомобильных дорог в 1,5 раза превышает расстояние по прямым линиям. Перепробеги транспорта по автомобильным дорогам между Санкт-Петербургом и Омском составляют более 660 км, между Санкт-Петербургом и Новосибирском — порядка 800 км.

На автомобильных дорогах, входящих в состав международных транспортных коридоров, недостаточно количество обходов крупных городов, развязок в разных уровнях.

Все это приводит к значительным перепробегам транспорта, увеличению издержек пользователей дорог, потере транзитной конкурентоспособности российской транспортной системы, отрицательно сказывается на себестоимости конечной продукции из-за высокой доли в ней транспортных расходов. Поэтому совершенствование и развитие дорожной сети в составе международных транспортных коридоров является одной из важнейших задач, направленной на повышение эффективности производства и на рост конкурентоспособности российской экономики.

Мероприятия по строительству и реконструкции автомобильных дорог федерального значения, входящих в состав международных транспортных коридоров, включают следующие группы проектов:
— создание системы автомагистралей и скоростных дорог по направлениям международных транспортных коридоров, обслуживающих наибольшие автотранспортные потоки между основными экономическими центрами страны;
— строительство и реконструкция существующих автомобильных дорог в составе международных транспортных коридоров, обеспечение их соответствия требованиям к международным магистралям для интеграции в Европейскую и Азиатскую сеть автомобильных дорог.

В состав перечисленных мероприятий включены проекты развития автомобильных дорог федерального значения на подходах к международным автомобильным пунктам пропуска на государственной границе Российской Федерации, к морским и речным портам, аэропортам, крупным транспортным узлам.

За период реализации подпрограммы предусмотрено построить и реконструировать 147 км автомобильных дорог федерального значения, обеспечивающих подходы к автомобильным пунктам пропуска на государственной границе Российской Федерации. Мероприятия подпрограммы предусматривают увеличение числа полос движения на подходах к автомобильным пунктам пропуска, разделение грузового, автобусного и легкового транспортных потоков, другие меры по регулированию движения.

Строительство и реконструкция автодорожных подходов к морским и речным портам, аэропортам, крупным транспортным узлам, имеющим международное значение, предусмотрено для повышения эффективности работы основных транспортно-логистических комплексов страны, подключения их к сети автомобильных дорог федерального значения для обеспечения международных и межрегиональных связей в интересах расширения внешней торговли и социально-экономического развития Российской Федерации.

В программный период предусматривается строительство подъезда к морскому торговому порту Усть-Луга (через Кёрстово, Котлы, Косколово), автомобильных дорог для обслуживания Мурманского и Новороссийского транспортных узлов, автодорожных подходов к портам Дальнего Востока, а также развитие подходов к крупным транспортным центрам страны — гг. Екатеринбургу, Перми, Тюмени, Краснодару, Ставрополю, Курску и др.

Всего за период 2010—2015 гг. предусматривается построить и реконструировать 10 тыс. км автомобильных дорог федерального значения, входящих в состав международных транспортных коридоров, на реализацию данных мероприятий потребуется 4689,8 млрд руб., в том числе за счет средств федерального бюджета — 1957,96 млрд руб., Инвестиционного фонда Российской Федерации — 1704,29 млрд руб., внебюджетных источников — 1027,55 млрд руб.

Автомагистрали и скоростные дороги

Решение основных задач социально-экономического развития Российской Федерации, связанных с ростом производительности труда и эффективности производства, повышением конкурентоспособности экономики страны, ускорением товародвижения и улучшением качества жизни населения, может быть обеспечено за счет формирования системы автомагистралей и скоростных дорог по направлениям международных транспортных коридоров.

Строительство автомагистралей и скоростных дорог приведет к появлению новых экономических центров, позволит расширить площадь территорий Российской Федерации, вовлеченных в активный экономический оборот, увеличивая тем самым объем внутреннего рынка, повышая конкуренцию и сохраняя высокие темпы роста экономики и инвестиций. Создание скоростных транспортных связей между крупнейшими городами и промышленными центрами страны, улучшение доступности к морским и речным портам, аэропортам, крупным транспортным узлам, подключение к европейской и азиатской сети магистральных автомобильных дорог обеспечит стимулы к дальнейшему росту внутреннего валового продукта, объемов инвестиций, товарооборота и реальных доходов населения.

Создание системы автомагистралей и скоростных дорог в Российской Федерации предусматривается по направлениям концентрации наибольших потоков автомобильного транспорта. В основном эти направления связывают крупнейшие города страны с численностью населения свыше 1 млн чел., в которых проживает 27,6 млн чел., или 19% общей численности населения Российской Федерации.

Создание сети автомагистралей и скоростных дорог по направлениям международных транспортных коридоров необходимо для обеспечения выполнения в полном объеме положений международных соглашений, к которым присоединилась Российская Федерация, в части создания сети автомагистралей, соответствующих международным стандартам. Рост международной торговли предопределяет необходимость создания скоростных связей не только между крупнейшими городами Российской Федерации, но и на наиболее загруженных транспортными потоками направлениях международных транспортных коридоров, обеспечивающих подходы к морским портам и автомобильным пунктам пропуска на государственной границе Российской Федерации.

По расчетам специалистов, автомагистрали и скоростные дороги наиболее эффективно создавать, как правило, при интенсивности движения более 14000 приведенных единиц в сутки. В настоящее время в Российской Федерации на сети автомобильных дорог федерального значения общая протяженность участков, обслуживающих транспортные потоки интенсивностью, превышающей 14000 приведенных единиц в сутки, составляет 8,4 тыс. км. В перспективе протяженность таких участков возрастет до 19,2 тыс. км. В первую очередь, такие участки расположены на направлениях международных транспортных коридоров Север — Юг от границы Финляндии до курортной зоны Черноморского побережья и морского порта Новороссийск, а также Запад — Восток от границы с Республикой Беларусь до Урала.

Создание системы автомагистралей предусматривает строительство около 9 тыс. км высококачественных дорог, рассчитанных на скоростное движение больших потоков автомобилей, включающих существенную долю тяжелых грузовых транспортных средств.

Строительство автомагистралей и скоростных автомобильных дорог намечается осуществлять с привлечением внебюджетных средств на основе применения механизма государственно-частного партнерства и государственной поддержки из средств Инвестиционного фонда Российской Федерации. Сроки и возможность реализации проектов в течение программного периода будут определяться в установленном законодательством порядке с учетом результатов конкурсного отбора проектов, претендующих на государственную поддержку из средств Инвестиционного фонда Российской Федерации.

Учитывая масштабность задачи создания сети автомагистралей и скоростных дорог, технологические особенности и высокую стоимость их строительства, необходимость развития производства строительных материалов и привлечения большого количества мощных высококвалифицированных подрядных организаций, формирование системы автомагистралей и скоростных дорог предусматривается в два этапа.

На первом этапе (до 2015 г.) планируется построить и реконструировать 2,1 тыс. км автомобильных дорог федерального значения, формирующих систему платных автомагистралей и скоростных дорог.

К наиболее крупным объектам по формированию системы платных автомагистралей и скоростных дорог относятся:
— строительство скоростной автомагистрали Москва — Санкт-Петербург;
— строительство и реконструкция участков дорог, формирующих автодорожный маршрут Москва — Ростов-на-Дону — Новороссийск — районы Черноморского побережья;
— строительство автомобильной дороги на участке МКАД — г. Ногинск с обходом Ногинска;
— строительство Центральной кольцевой автомобильной автодороги в Московской области;
— строительство Западного скоростного диаметра и Орловского тоннеля в Санкт-Петербурге;
— строительство нового выхода на Московскую кольцевую автодорогу с федеральной дороги М-1 «Беларусь», развитие автодорожного маршрута Москва — Смоленск — граница Республики Беларусь и др.

В Российской Федерации уже началась реализация проектов строительства автомагистралей и скоростных дорог с применением концессионных механизмов: скоростной дороги Москва — Санкт-Петербург, Центральной кольцевой автомобильной дороги в Московской области, Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге, нового выхода на Московскую кольцевую автодорогу с федеральной дороги М-1 «Беларусь». Предусмотрены значительные объемы работ по реконструкции автодороги М- 4 «Дон» с последующим переводом ее функционирования на платную основу.

На втором этапе (2016—2030 гг.) предусматривается построить и реконструировать 7 тыс. км автомобильных дорог, формирующих систему платных автомагистралей и скоростных дорог. Важнейшие мероприятия этого периода предусматривают создание системы платных автомагистралей и скоростных дорог по маршрутам:
— Москва — Нижний Новгород — Казань — Челябинск — граница Казахстана с ответвлением Челябинск — Екатеринбург;
— Москва — Тула — Орел — Курск — Белгород — граница Украины;
— Санкт-Петербург — Выборг — граница Финляндии (МАПП «Торфяновка»);
— Санкт-Петербург — Псков — граница Республики Беларусь (АПП «Лобок»);
— Москва — Тамбов — Волгоград и др.

В результате реализации перечисленных мероприятий будут созданы многополосные автомагистрали, обеспечивающие существенный рост эффективности работы автомобильного транспорта за счет сокращения эксплуатационных расходов и затрат времени на перевозки (например, на маршруте Москва — Санкт-Петербург — с 13 до 8 часов; Москва — Ростов-на-Дону — с 21 до 12 часов; Москва — Краснодар — с 26 до 16 часов), улучшения качества обслуживания пользователей дорожной сети и снижения уровня аварийности.

В перспективе по автомагистралям и скоростным дорогам будет осуществляться движение до 50% транспортного потока, следующего по автодорогам федерального значения, участки которых в настоящее время имеют дефицит пропускной способности. Кроме того, по данным маршрутам будет обеспечиваться основная часть международных перевозок.

Рассматриваемые автодорожные маршруты обеспечат выходы к портам Балтийского моря (Санкт-Петербург, Усть-Луга, Приморск, Выборг и Высоцк), портам Новороссийск, Астрахань и Оля. Суммарно в настоящее время на перечисленные порты приходится 70% объема перевалки грузов во всех морских портах Российской Федерации. Объемы перевалки в указанных портах составили 282 млн т в 2006 г., к 2015 г. этот показатель возрастет почти в 2 раза.

Строительство сети автомагистралей позволит существенно увеличить скорость товародвижения. В первую очередь, это даст возможность значительно повысить эффективность системы распределения потребительских товаров, как наиболее чувствительных к времени нахождения в распределительных сетях. Прогнозируется, что эти товары составят основную массу грузов, которые будут перевозиться по сети скоростных автодорог. Для наиболее полного использования этого преимущества целесообразно размещение региональных и местных распределительных центров в непосредственной близости от автомагистралей и скоростных дорог.

Строительство автомагистралей и скоростных дорог на концессионной основе позволит существенно увеличить инвестиционную активность в сфере реализации проектов развития дорожной сети.

Расширение сети автомагистралей и скоростных дорог будет сопровождаться развитием прилегающих территорий, повышением ценности земельных участков и недвижимости в зонах их тяготения.

Продолжение по ссылке тут

Комментарии пользователей

Извините, но у Вас не достаточно прав для добавления комментария.

Авторизация