Основная информация о тракторном прицепе 2ПТС—4: описание модели
Первые прицепы данной серии были разработаны в СССР в конце 70-х ХХ века в Главном конструкторском бюро под названием ГКБ-8536. Грузоподъемность и массогабаритные размеры были схожи с нынешними аналогами.
Содержание статьи
Предназначение тракторных прицепов, их разновидности
Изначально тракторные прицепы были приспособлены для использования вместе с грузовиком ГАЗ-4301 в составе автопоезда под названием ГАЗ-6008. Несколькими годами позже они были приспособлены для нужд сельского хозяйства и агрегатировались уже вместе с тракторами. Эту модель можно встретить в каталогах производителей сельхозтехники на всей территории бывшего СССР.
Прицепы – это буксируемые механические транспортные средства, не имеющее возможности самостоятельного перемещения. Они предназначены для транспортировки насыпных и сортиментных грузов.
Классифицировать прицепы для тракторов можно по следующим признакам:
- по полной массе: О1 (до
750 кг ), О2 (750-3 500 кг ), О3 (3 501-10 000 кг ), О4 (свыше10 000 кг ). - по принципу выгрузки – бортовой или саморазгружающийся. Бортовой прицеп имеет надставные борта, которые могут открываться с одной или нескольких сторон. Для его разгрузки необходимо применение дополнительной ручной силы. Самосвальный прицеп оснащен гидроприводом для механического опрокидывания кузова.
- по количеству осей – одно или двухосные. От их количества зависит грузоподъемность и проходимость техники. На прицепах с несколькими осями, вес транспортируемого груза распределяется более равномерно, что уменьшает давление колес на грунт и увеличивает проходимость.
- по назначению – для транспортировки насыпных, жидких или штучных грузов.
Общее описание конструкции
В комплекте поставки, вместе с прицепом идет необходимая техническая документация. Из нее можно узнать, сколько весит тракторная телега, грузоподъемность и другие параметры.
Основными элементами конструкции прицепов 2 ПТС-4 являются шасси, платформа и надставные борта. Шасси — несущий элемент конструкции, на который устанавливается платформа. Составные части тракторного прицепа:
- рама – основной несущий элемент. Состоит из двух металлических лонжеронов квадратного сечения, которые соединяются продольными балками;
- передняя (поворотная) тележка. Различают 2 вида: с поворотными тягами и с поворотным кругом;
- задняя ось;
- рессорная подвеска;
- гидравлическая система с гидроцилиндром;
- колеса;
- система электрооборудования;
- пневматическая тормозная система.
Платформа представляет собой металлическое устройство прямоугольной формы. Служит для установки таких элементов надстройки как приставные борта (для транспортировки насыпных грузов), рога (для применения в качестве трубо- или лесовоза). Также, после демонтажа бортов, он может использоваться как площадка для перевозки негабарита или в качестве спецприцепа (например, для установки ДЭС).
Маркировка «2 ПТС-4» — общепринятое название, в котором заложены основные характеристики данной техники:
- первая цифра обозначает количество осей (в данном случае 2);
- буквы указывают на назначение техники (ПТС – прицеп тракторный саморазгружающийся);
- последняя цифра указывает на предельно допустимую нагрузку (4 тонны).
Основные модификации
Модель 2ПТС имеет несколько вариантов исполнения, но представлена двумя основными модификациями — 2 ПТС-4 (4 т) и 2 ПТС-4,5 (4,5 т). Они различаются между собой габаритными размерами и грузоподъемностью.
Также на рынке представлены прицепы той же серии с грузоподъемностью 6 и 8 тонн. Кроме повышенной грузоподъемности, 2 ПТС-6 и 2 ПТС-8 имеют увеличенные габаритные размеры кузова, больший радиус колес, а также изменяемую в зависимости от модели ширину тракторной телеги.
Технические характеристики 2 ПТС-4 и 2 ПТС-4,5
Прицеп тракторный самосвальный модификации 2 ПТС-4 и 2 ПТС-4 5 имеют схожие технические характеристики. Их тяговое усилие составляет 14 кН. Для их транспортировки подходят трактора Белорус 892 или МТЗ 80.
Для подключения прицепов к технике на тракторах должна быть установлена гидравлическая приводная система с раздельным подключением агрегатов и присутствовать штуцеры для подключения пневматической системы тормозов и электрической бортовой сети.
Прицепы разработаны для транспортировки насыпных, сортиментных и штучных грузов как по дорогам с твердым покрытием, так и в условиях бездорожья. Они удобны и в плане выгрузки, поскольку вести погрузочно-разгрузочные работы можно с трех сторон.
Параметры и габариты
Перечень параметров |
2 ПТС-4 |
2 ПТС -4,5 |
Вес прицепа, кг |
1 720 |
1 720 |
Максимально допустимая нагрузка, кг |
4 000 |
4 500 |
Общая масса, не более |
5 720 |
6 220 |
Наружный габарит, мм: — длина — ширина — высота — максимальная высота |
5 830 2 390 1 940 2 470
|
|
Внутренние габариты кузова, мм: — длина — ширина — высота со стандартным бортом с надставным бортом |
4 080 2 220 620 1 150 |
|
Интервал между колесами одной оси, мм |
1 800 |
|
Площадь платформы, м2 |
9,45 |
|
Вместимость платформы, м3 — со стандартным бортом — с надставным бортом |
5,6 10,4 |
|
Угол выгрузки кузова, градус: — по заднему борту — по правому/левому борту |
50 45 |
|
Колесо |
Штампованное 16х6,0F |
|
Рабочее тормозное устройство |
Мономагистральное, барабанное с пневматическим приводом |
|
Подвеска |
Зависимая, рессорного типа |
Отзывы владельцев
Прицеп тракторный 2 ПТС-4 известен фермерам и сельхозпроизводителям давно. Отзывы о данной технике на форумах, в целом, положительные. За время эксплуатации он зарекомендовал себя как надежный и неприхотливый агрегат с простой конструкцией.
Как и любая техника, разработанная в СССР, прицеп ПТС-4 отличается большим запасом прочности и широкими возможностями для модернизации. Так, например, для получения большей грузоподъемности многие владельцы увеличивают количество рессорных листов.
При его создании широко применялись узлы грузовых автомобилей отечественного производства, в частности, детали от автомобилей семейства ЗИЛ и ГАЗ. Поэтому запчасти можно легко найти в ближайшем магазине. В сравнении с запчастями для техники иностранного производства, они более бюджетные. Обслуживание прицепа не доставляет владельцам особых хлопот: ремонт можно провести на месте, без использования специального оборудования.
К основным недостаткам относят низкую устойчивость узлов прицепа к коррозии. В частности, страдают надставные борта. Поэтому многие владельцы заменяют металлические борта на деревянные.
Ещё одним слабым местом в конструкции прицепа считается поворотная тракторная тележка 2 ПТС-4. При длительной и интенсивной эксплуатации в ее элементах увеличивается зазор, что приводит к неустойчивости прицепа при движении, а также заклиниванию ее при поворотах. Поэтому опытные хозяева техники рекомендуют чаще смазывать и по возможности производить замену этих деталей.
Автор: ТЕХНОmagazine