Основная информация о тракторном прицепе 2ПТС—4: описание модели

Первые прицепы данной серии были разработаны в СССР в конце 70-х ХХ века в Главном конструкторском бюро под названием ГКБ-8536. Грузоподъемность и массогабаритные размеры были схожи с нынешними аналогами.

Предназначение тракторных прицепов, их разновидности

Фото тракторного прицепа 2 ПТС-4 в составе автопоезда ГАЗ  6008

Изначально тракторные прицепы были приспособлены для использования вместе с грузовиком ГАЗ-4301 в составе автопоезда под названием ГАЗ-6008. Несколькими годами позже они были приспособлены для нужд сельского хозяйства и агрегатировались уже вместе с тракторами. Эту модель можно встретить в каталогах производителей сельхозтехники на всей территории бывшего СССР.

Прицепы – это буксируемые механические транспортные средства, не имеющее возможности самостоятельного перемещения. Они предназначены для транспортировки насыпных и сортиментных грузов.

Классифицировать прицепы для тракторов можно по следующим признакам:

  • по полной массе: О1 (до 750 кг), О2 (750-3 500 кг), О3 (3 501-10 000 кг), О4 (свыше 10 000 кг).
  • по принципу выгрузки – бортовой или саморазгружающийся. Бортовой прицеп имеет надставные борта, которые могут открываться с одной или нескольких сторон. Для его разгрузки необходимо применение дополнительной ручной силы. Самосвальный прицеп оснащен гидроприводом для механического опрокидывания кузова.
  • по количеству осей – одно или двухосные. От их количества зависит грузоподъемность и проходимость техники. На прицепах с несколькими осями, вес транспортируемого груза распределяется более равномерно, что уменьшает давление колес на грунт и увеличивает проходимость.
  • по назначению – для транспортировки насыпных, жидких или штучных грузов.

Общее описание конструкции

Схема конструкции тракторного прицепа 2 ПТС-4

В комплекте поставки, вместе с прицепом идет необходимая техническая документация. Из нее можно узнать, сколько весит тракторная телега, грузоподъемность и другие параметры.

Основными элементами конструкции прицепов 2 ПТС-4 являются шасси, платформа и надставные борта. Шасси — несущий элемент конструкции, на который устанавливается платформа. Составные части тракторного прицепа:

  • рама – основной несущий элемент. Состоит из двух металлических лонжеронов квадратного сечения, которые соединяются продольными балками;
  • передняя (поворотная) тележка. Различают 2 вида: с поворотными тягами и с поворотным кругом;
  • задняя ось;
  • рессорная подвеска;
  • гидравлическая система с гидроцилиндром;
  • колеса;
  • система электрооборудования;
  • пневматическая тормозная система.

Платформа представляет собой металлическое устройство прямоугольной формы. Служит для установки таких элементов надстройки как приставные борта (для транспортировки насыпных грузов), рога (для применения в качестве трубо- или лесовоза). Также, после демонтажа бортов, он может использоваться как площадка для перевозки негабарита или в качестве спецприцепа (например, для установки ДЭС).

Фото тракторного прицепа 2 ПТС-4

Маркировка «2 ПТС-4» — общепринятое название, в котором заложены основные характеристики данной техники:

  • первая цифра обозначает количество осей (в данном случае 2);
  • буквы указывают на назначение техники (ПТС – прицеп тракторный саморазгружающийся);
  • последняя цифра указывает на предельно допустимую нагрузку (4 тонны).

Основные модификации

Модель 2ПТС имеет несколько вариантов исполнения, но представлена двумя основными модификациями — 2 ПТС-4 (4 т) и 2 ПТС-4,5 (4,5 т). Они различаются между собой габаритными размерами и грузоподъемностью.

Также на рынке представлены прицепы той же серии с грузоподъемностью 6 и 8 тонн. Кроме повышенной грузоподъемности, 2 ПТС-6 и 2 ПТС-8 имеют увеличенные габаритные размеры кузова, больший радиус колес, а также изменяемую в зависимости от модели ширину тракторной телеги.

Технические характеристики 2 ПТС-4 и 2 ПТС-4,5

Фото тракторного прицепа 2 ПТС-4 с поднятой платформой

Прицеп тракторный самосвальный модификации 2 ПТС-4 и 2 ПТС-4 5 имеют схожие технические характеристики. Их тяговое усилие составляет 14 кН. Для их транспортировки подходят трактора Белорус 892 или МТЗ 80.

Для подключения прицепов к технике на тракторах должна быть установлена гидравлическая приводная система с раздельным подключением агрегатов и присутствовать штуцеры для подключения пневматической системы тормозов и электрической бортовой сети.

Прицепы разработаны для транспортировки насыпных, сортиментных и штучных грузов как по дорогам с твердым покрытием, так и в условиях бездорожья. Они удобны и в плане выгрузки, поскольку вести погрузочно-разгрузочные работы можно с трех сторон.

Параметры и габариты

Перечень параметров

2 ПТС-4

2 ПТС -4,5

Вес прицепа, кг

1 720

1 720

Максимально допустимая нагрузка, кг

4 000

4 500

Общая масса, не более

5 720

6 220

Наружный габарит, мм:

- длина

- ширина

- высота

- максимальная высота

5 830

2 390

1 940

2 470

Внутренние габариты кузова, мм:

- длина

- ширина

- высота со стандартным бортом

                  с надставным бортом

4 080

2 220

620

1 150

Интервал между колесами одной оси, мм

1 800

Площадь платформы, м2

9,45

Вместимость платформы, м3

- со стандартным бортом

- с надставным бортом

5,6

10,4

Угол выгрузки кузова, градус:

- по заднему борту

- по правому/левому борту

50

45

Колесо

Штампованное 16х6,0F

Рабочее тормозное устройство

Мономагистральное, барабанное с пневматическим приводом

Подвеска

Зависимая, рессорного типа

Отзывы владельцев

Фото тракторного прицепа 2 ПТС-4 с трактором МТЗ

Прицеп тракторный 2 ПТС-4 известен фермерам и сельхозпроизводителям давно. Отзывы о данной технике на форумах, в целом, положительные. За время эксплуатации он зарекомендовал себя как надежный и неприхотливый агрегат с простой конструкцией.

Как и любая техника, разработанная в СССР, прицеп ПТС-4 отличается большим запасом прочности и широкими возможностями для модернизации. Так, например, для получения большей грузоподъемности многие владельцы увеличивают количество рессорных листов.

При его создании широко применялись узлы грузовых автомобилей отечественного производства, в частности, детали от автомобилей семейства ЗИЛ и ГАЗ. Поэтому запчасти можно легко найти в ближайшем магазине. В сравнении с запчастями для техники иностранного производства, они более бюджетные. Обслуживание прицепа не доставляет владельцам особых хлопот: ремонт можно провести на месте, без использования специального оборудования.

К основным недостаткам относят низкую устойчивость узлов прицепа к коррозии. В частности, страдают надставные борта. Поэтому многие владельцы заменяют металлические борта на деревянные.

Ещё одним слабым местом в конструкции прицепа считается поворотная тракторная тележка 2 ПТС-4. При длительной и интенсивной эксплуатации в ее элементах увеличивается зазор, что приводит к неустойчивости прицепа при движении, а также заклиниванию ее при поворотах. Поэтому опытные хозяева техники рекомендуют чаще смазывать и по возможности производить замену этих деталей.

Автор: ТЕХНОmagazine

Поделиться
Подпишись на Я.Н