Асфальт – вчера, сегодня, завтра

 

С этого номера мы начинаем цикл публикаций, посвящённых дорожному строительству, обслуживанию и ремонту дорог. Конечно, в первую очередь, данная информация адресована профессионалам, работающим в этой сфере. Мы постараемся рассказать о новой технике и технологиях, применяемых не только в самом строительстве, но и при изготовлении компонентов асфальтобитумной смеси, а также вспомогательном оборудовании. Но для начала…

Большинство жителей городов, да и пригородных посёлков, деревень и сёл привыкли ездить и ходить по асфальтовому покрытию. Но многие ли из нас задумывались, что такое «асфальт» и как давно он известен? Дороги, к которым мы так привыкли, появились относительно недавно, но сам асфальт известен ещё с античных времен. Слово асфальт – древнегреческого происхождения, означающее «горная смола». Упоминания о нём можно встретить ещё в Древнем Риме и Вавилоне. Начало активного использования этой смолы в дорожном строительстве в современном мире датируется серединой XIX века, когда в США, Франции и других странах начали делать дорожное покрытие из битумно-минеральных смесей. Основными её компонентами являются щебень или гравий, песок, минеральные и вяжущие вещества. Первым производителем асфальта в России был Иван Фёдорович Буттац, наладивший его производство в 1872 году. В качестве вяжущего вещества вначале широко использовался дёготь, но со временем он был запрещён к использованию, и теперь, в современном производстве, применяются битумы.

От качественного состава асфальтовой смеси, используемой в дорожном строительстве, зависит срок службы дорожного полотна. Одной из важнейших составляющих этой смеси являются битумы. В России пока действуют устарелые, выпущенные ещё в советское время, нормативы их производства. Они рассчитывались исходя из тех, значительно меньших нагрузок. Ведь с момента распада СССР в России резко возросли количество личного автотранспорта и транспортный поток. Не говоря уже о том, что по нашим дорогам теперь передвигаются грузовики грузоподъёмностью до 25 тонн и автопоезда, общая масса которых способна достигать 60 тонн. Даже несмотря на то, что ГОСТам, применяемым при производстве асфальтовой смеси (в частности битумов), у нас в стране необходима скорейшая корректировка в соответствии с требованиями текущей действительности, 38% дорог в России, по словам заместителя руководителя Федерального дорожного агентства «Росавтодор» Николая Быстрова, не соответствуют даже этим требованиям и нуждаются в срочном ремонте.

В Европе и США ситуация несколько иная. В дорожном строительстве западноевропейских стран и государств Северной Америки активно применяются инновации. В частности, в Германии 30% от производимого битума составляют так называемые полимерно-битумные вяжущие материалы. Они получаются путем смешения традиционного битума с полимерными добавками. Применение полимерно-битумного вяжущего материала по сравнению с обычным битумом позволяет в 2-3 раза увеличить срок эксплуатации дорожного покрытия.

 

Построить дорогу – это одно дело. За ней необходим уход. Ямочный ремонт – наиболее распространённый метод содержания дорог, особенно в осенне-весенний период. Но и тут прогресс не стоит на месте. Давайте представим себе, что на дороге появилась выбоина. К ней подъезжает лёгкий коммерческий грузовичок, из которого выходит опрятно одетый специалист дорожного хозяйства. Устанавливает конуса ограждения, очищает выбоину от посторонних предметов, высыпает в неё смесь из банки, поливает водой, утрамбовывает и всё – повреждение устранено, можно ехать! Между тем, это вполне реальная картина. Новые технологии ямочного ремонта дорожного полотна с выбоинами глубиной не более 50 мм позволяют обойтись без предварительной обработки и заливки битумной эмульсии. В Европе и США появился совершенно новый продукт – экологически чистая, не токсичная, холодная смесь, состоящая, как утверждает производитель, из природных компонентов. К этому продукту вполне применим старый рекламный слоган – «Просто добавь воды!». Да-да, именно так! Смесь реагирует с простой водой. Причём данный продукт выпускается в различных формах, в том числе для «личного» использования в банках. По заверениям изготовителя, данная смесь может укладываться практически в любую погоду. Всё, что необходимо для осуществления ремонта дорожного полотна с её помощью – нужное количество смеси, уплотняющее оборудование (вибротрамбовка, виброплита или простое ручное приспособление), вода и, например, метла или любой другой инструмент для удаления грязи и пыли.

Будем надеяться, что наши дорожные службы и предприятия, занимающиеся строительством и содержанием дорог, в скором времени начнут применять передовой опыт, и мы будем ездить по нормальным, ровным дорогам, а не лавировать между ямами и пучинами. И слова песни «бездорожье одолеть не трудно, а вот как дорогу одолеть» станут лишь воспоминаниями.

Роман Коротков

Комментарии пользователей

Извините, но у Вас не достаточно прав для добавления комментария.

Авторизация