Atlas Copco Group

Инновационные технологии, способствующие росту производства, появились не вчера. Они использовались еще во времена, когда не ассоциировались со словами «тренинг», «консалтинг», «трансферт», «аудит», «инжиниринг».

В Atlas Copco инновационные технологии применяются 137 лет, с самого начала основания компании. Сегодня она — один из лидеров в сегменте строительного, горно-шахтного, компрессорного и газового оборудования, бурового инструмента и средств малой механизации.

В 2009 году в знаменитой «желтой таблице» (ежегодное исследование издания Yellow Table) в рейтинге 50 крупнейших мировых производителей строительного оборудования Atlas Copco CMT (Construction and Mining Technique, одно из подразделений концерна) — заняло 8 место (в 2008 г.— на 9 месте). В структуре самой компании доля строительного оборудования составляет около 20% доходов.

Eduard Franckel 

Становление

Первый устав Atlas Copco был принял 21 февраля 1873 года, который и считается днем начала истории компании. Ее первоначальной целью было производство всех видов оборудования, используемого при строительстве и эксплуатации железных дорог.

У истоков фирмы стояли 50 акционеров с долей каждого в уставном капитале менее 10%. Идея создания Atlas принадлежала 36-летнему инженеру Эдуарду Френкелю, ставшему ее первым управляющим директором. Его проектом заинтересовались промышленник Д. O. Франке и финансист A. O. Валленберг (семья последнего владела банком Enskilda). Они и стали основными акционерами новой фирмы.

Andre Oscar Wallenberg D.O.Francke

В Стокгольме компания приобретает участок земли под строительство завода. Возведенный в короткие сроки, он был масштабным и технически хорошо оснащенным. Вскоре Atlas приобретает компанию Ekenbergs — крупнейшего шведского производителя железнодорожных вагонов.

Грандиозность проекта и связанные с его реализацией расходы не могли не сказаться на цене продукции: она была дороже, чем у конкурентов — небольших, но более эффективных вагоностроительных предприятий. Руководство Atlas решает переориентировать компанию на выпуск более рентабельной продукции — металлических конструкций для мостов, зданий, церковных шпилей и др. Однако фирма по-прежнему продолжает нести убытки. В 1887 году Эдуард Френкель был вынужден покинуть пост исполнительного директора, его сменяет Оскар Ламм.

В 1890 году происходит ликвидация Atlas, но компания тут же реструктуризируется при финансовой поддержке банка Enskilda.

Поиск новых путей

SmartRig ROC F9C Atlas Copco Atlas Copco Group Center

Не отказавшись от выпуска железнодорожного оборудования, Atlas постепенно производит и другие, технически более сложные продукты — паровые двигатели и станки. Полностью производство железнодорожных вагонов было прекращено в 1911 году.

К началу Первой мировой войны компания начала осваивать новую для себя область производства — изготовление компрессоров и оборудования, работающего с помощью сжатого воздуха. Интерес к этой продукции объяснялся собственной необходимостью в надежных пневматических инструментах. На заводах компании в качестве инструмента использовали пневматические клепальные молотки, требовавшие запасных частей и периодической замены. Руковод-ством Atlas принимается решение о производстве копий оригинальных инструментов, несмотря на отсут-ствие чертежей. В 1901 году первые пневматические клепальные молотки и перфораторы были официально представлены на линии производства Atlas. Их изобретателем стал Густав Рид. В 1904 году компания налаживает производство поршневого компрессора, а через год — первого пневматического бурового оборудования, начинаются разработки разных видов ручных буровых машин.

Освоение рынка двигателей

MT6020 Atlas Copco 

В 1989 году компания Diesels Motorer, основанная в этом же году, приобретает права на производство в Швеции двигателя Рудольфа Дизеля. В 1906 году ее инженер Йонас Хеселман вносит инновационные изменения в механизм двигателя, которые позволили компании начать бизнес с дизельными двигателями для судов.

В 1917 году происходит слияние Atlas и Diesels Motorer, в результате которого образуется компания Atlas Diesel. В этом же году Atlas прекращает производство паровозов и выпускает свой последний локомотив.

В годы Первой мировой войны объем экспорта пневматических инструментов, к тому времени ставший прибыльной частью доходов компании, серьезно сокращается. Руководство Аtlas Diesel решает сосредоточить основные финансовые ресурсы на развитии дизельного направления. В 1924 году компания продает несколь-ко зданий и землю в центре Стокгольма, приобретенную когда-то под строительство первого предприятия Аtlas. Наиболее доходные виды бизнеса — такие, как производство воздушных компрессоров, пневматических инструментов, дизельных двигателей — переводятся в провинцию, к юго-востоку от Стокгольма. Другие, менее прибыльные направления работы, которыми компания к этому времени «обросла», были сокращены.

Несмотря на то что развитие дизельных двигателей рассматривалось Аtlas как приоритетное направление работы, наибольшую прибыль по-прежнему приносило производство компрессоров и пневматических инструментов. Во многом это было обусловлено важными инженерными разработками, проводимыми ее специалистами. На их основе после Второй мировой войны компания разработала и предложила высокоэффективную технологию бурения, ставшую известной как «шведский метод»: использование легких перфораторов на пневмоподдержке и бурового инструмента с коронками с твердосплавными штырями. Теперь перфоратором мог управлять один человек. Благодаря новой технологии, оказавшейся лучше конкурирующих с ней методов, продажи бурового оборудования Аtlas значительно возрастают: во второй половине 1940-х годов — в 10 раз, в 1950-е годы — в 5 раз. Производство двигателей постепенно отходит на второй план, и в 1948 году компания продает дизельное направление своего бизнеса.

Diesels Motorer 1903 год 

В 1956 году название компании изменяется на Atlas Copco (Copco — сокращенно от Compagnie Pneumatique Commerciale — «Коммерческая пневматическая компания», от названия подразделения Atlas в Бельгии). В этом же году компания приобретает в собственность бельгийскую фирму Arpic Engineering NV, выпускающую компрессоры, и через несколько лет превращает ее в одного из мировых лидеров в производстве портативных компрессоров.

В 1950—60-е годы Atlas Copco было разработано много новых технологий, позволивших активнее использовать компрессоры на строительных площадках, в горнодобывающей отрасли, расширить ассортимент ручных инструментов для обрабатывающей промышленности.

В 1968 году в результате реорганизации в компании выделяются три самостоятельных подразделения — горно-шахтная и строительная техника, компрессоры, электроинструменты.

В 1973 году, к столетнему юбилею Atlas Copco, был представлен первый гидравлический буровой станок

COP 1038. Его разработка способствовала активному развитию современных буровых установок для горных наземных и подземных работ, выпуску более производительного бурового оборудования и автоматизированных буровых систем.

Рост за счет приобретений

MK 23V Atlas Disel Atlas Copco 1911

В середине 1970-х годов Atlas Copco делает ряд стратегически важных шагов — приобретает французскую компанию Mauguière (производитель сверел с бензиновыми двигателями) и контрольный пакет акций в компании Berema (производитель малых компрессоров).

В 1980-е годы Atlas Copco покупает немецкую компанию Linde AG, специализирующуюся на газовых компрессорах, американскую фирму Turbonetics Inc., выпускающую центробежные компрессоры, и Chicago Pneumatic Tool Co, производителя промышленных инструментов.

В 1990-е годы за счет приобретения фирм AEG Elektrowerkzeuge и Milwaukee Electric компания усиливает свои позиции на рынке электрических инструментов.

Поглощая известных производителей техники и оборудования, в Atlas Copco решают сохранить их торговые марки, хорошо известные на внутренних рынках. Мультибрендовость становится частью стратегии компании. Другая ее важная составляющая — использование интернет-технологий, интегрируемых в бизнес-процессы: наблюдение за работой компрессоров на расстоянии, создание первой установки бурения с дистанционным управлением, электронная коммерция и др.

На рубеже веков Atlas Copco начинает участвовать в быстро растущем рынке аренды промышленного оборудования, который становится одним из направлений ее работы. С этой целью в 1997 году приобретается американская корпорация Prime Service, а через два года — North American Rental Service.

В 2004 году Atlas Copco приобретает одного из производителей бурового оборудования в США и формирует новое направление в составе своего подразделения горно-шахтной и строительной техники.

В то же время руководство компании принимает решение избавиться от бизнеса в тех сегментах, где она не являлась лидером: в 2006 году было продано подразделение электроинструментов (включавшее Atlas Copco Electric Tools и Milwaukee Electric Tool) и отделение аренды строительной техники.

В 2007 году Atlas Copco приобретает компанию Dynapac AB (Швеция) — ведущего поставщика дорожных катков и уплотнительного оборудования. Заводы Dynapac расположены в шести странах, а сеть продаж охватывает более 115 стран во всем мире. Эта сделка, цена которой составила около 700 млн EUR, усилила позиции Atlas Copco на рынке дорожного строительства, который рассматривается компанией как стратегическая область роста. Dynapac AB вошла в состав подразделения «Горно-шахтное и строительное оборудование Atlas Copco CMT».

Год назад новым президентом Atlas Copco (11-м с момента основания компании!) и ее исполнительным директором был назначен Ронни Летен.

Сегодня Atlas Copco — это мощная транснациональная финансово-промышленная группа, численность ее персонала — 30000 человек. В 2009 году годовая выручка концерна составила 6 млрд EUR.

Основные направления деятельности Atlas Copco Group — компрессорное оборудование (промышленное, передвижное, газовое), строительная и горно-шахтная техника (буровые установки, подземные погрузчики и самосвалы, строительно-дорожная техника, строительное оборудование), промышленный инструмент (механизированный инструмент, сборочные системы).

В составе концерна — известные компании, сохраняющие свою торговую марку: Chicago Pneumatic (США), Desoutter (Великобритания), G. Renault (пневмоинструмент; Франция), Dynapac AB (Швеция), AEG (электроинструмент; Германия), Milwaukee (США), Kango (Англия) и другие. Atlas Copco Group производит продукцию приблизительно в 20 странах, которую продает и предлагает в аренду более чем в 170 странах.

Atlas Copco в России

Atlas Copco HB 10000 

В России продукция Atlas Copco известна уже почти сто лет.

В 1913 году в Москве был открыт офис Atlas Diesel. К 1917 году в России работало более 200 компрессоров, выпущенных этой компанией.

В 1960 году торговый отдел Atlas Copco экспортирует в Советский Союз оборудование для предприятий горной, автомобильной и судостроительной промышленности.

В 1976 году, для освоения российского рынка из Швеции, образуется новая компания — Atlas Copco International AB. Она поставляет оборудование для строительства БАМа, на предприятия «Норильский никель», ВАЗ и другие.

В 1992 году в Москве открылось со-временное представительство Atlas Copco. Спустя 4 года было зареги-стрировано ЗАО «Атлас Копко». Сегодня оно входит в число наиболее динамично развивающихся компаний Группы Atlas Copcо и имеет филиалы в более чем 30 городах России. В Норильске создан сервисный центр отделения горно-шахтного и строительного оборудования компании.

Владимир Заутренников 

Комментарии пользователей

Извините, но у Вас не достаточно прав для добавления комментария.

Авторизация