Автобетононасосы – быстрее, выше, надёжней

 Рекомендуем прочитать: рынок автобетононасосов

 Обзор российского рынка автобетононасосов

Строительные технологии с применением монолитного железобетона, активно развивающиеся в последнее время, призваны прийти на смену сборке зданий из отдельных панелей и кирпичной кладке. Монолитное строительство обеспечивает долговечность, повышенную тепло- и звукоизоляцию, высокую прочность строения. С другой стороны, при таком виде строительства бетон необходим, что называется, «на месте». И если доставить до объекта его можно на автобетоносмесителях, то вот для подачи его на верхние этажи здания «ручным» способом уже сложно. Особенно, если это высотный дом. Для решения этой проблемы разработана особая техника – бетононасос. Помимо стационарных бетонных насосов, нуждающихся в транспортировке, существуют и автобетононасосы, в которых насос смонтирован на шасси грузового автомобиля и оснащён раскладывающейся трубой-бетоноводом. Несмотря на то, что автобетононасос уступает своему стационарному коллеге в мощности, он способен оказаться в нужном месте, в нужное время и практически сразу приступить к работе. Ведь монтаж подъёмной системы, на который может уйти целый день, не требуется. Но в этом случае к немаленькой стоимости насоса прибавляется и внушительная стоимость шасси.

Германия по праву считается наиболее продвинутой державой в бетонных технологиях. С неё и начнём. Хотя компанию Putzmeister AG, которая является старожилом на российском рынке, теперь трудно назвать немецкой. Издание «ТЕХНОmagazine» уже писало о том, что производителя выкупил китайский концерн SANY. Однако компания производит широкий спектр автобетононасосов на любые случаи жизни: от небольших машин с высотой подачи до 20 метров на 2-осном шасси для специализированных работ до агрегатов с высотой 69,3 метра и объёмом подачи до 200 кубических метров в час. В наиболее интересном для российского рынка сегменте автобетононасосов с длиной распределительной стрелы от 30 до 53 метров Putzmeister предлагает около 9 моделей, оснащённых четырёх- или пятисекционными стрелами, складывающимися по Z-образной или R-образной схемам. Непосредственно сами бетононасосы поставляются с S-образным либо c C-образным шиберами и устанавливаются на шасси Mercedes-Benz, MAN или МАЗ. Возможна установка и на другие марки машин по желанию заказчика.

Отдельно стоит остановиться на машинах PUMI от Putzmeister, сочетающих в себе достоинства бетоносмесителя и автобетононасоса. С помощью таких машин возможна транспортировка и перемешивание бетона, а также обеспечение распределения и подачи материала непосредственно на стройплощадке. Арифметика в данном случае проста: использование одной машины вместо двух, которой управляет один человек. Максимальная рентабельность достигается при работе на малых объектах, свои ограничения накладывает длина распределительных стрел таких гибридов (21, 24, 26, 28 и 31 метр).

Sсhwing Stetter – заметный игрок российского рынка и один из старейших и знаменитых немецких производителей техники для работы с бетоном. Модельный ряд компании состоит из 15 типов автобетононасосов с высотой подачи от 17 до 61 метра и производительностью до 164 кубических метров в час. Отличительными особенностями техники стали «любовь» компании к четырёхсекционной конструкции стрел и общая направленность на надёжность всех элементов. В результате, поломки этой техники при правильной эксплуатации очень редки. На моделях последнего поколения передние опоры имеют форму эллипса, что позволило сузить несущую раму установки, а в целом всю конструкцию сделать компактнее. К фирменным «фишкам» относится и использование собственного шибера Rock valve. На насосах используется гидравлическая система открытого типа: масло из бака проходит через контур и попадает обратно в бак до следующего цикла. В баке происходит охлаждение и оседание взвешенных частиц. Техника собирается в основном на шасси MAN, Volvo, Mercedes, Iveco и МАЗ. Интересным фактом является то, что автобетононасосы этих двух фирм использовались при постройке саркофага на Чернобыльской АЭС.

Техника итальянской фирмы Cifa, которая с 2008 года принадлежит другой китайской компании Zoomlion, занимает достойное место не только на европейских стройплощадках, но и на российских просторах. Модельный ряд автобетононасосов Сifa состоит из 14 агрегатов с высотой подъёма от 24 до 578 метров, с производительностью от 78 до 179 кубических метров в час. В конструкции применяются S-образный шибер и многосекционные стрелы, складывающиеся по привычным Z и R-образным схемам или по гибридной RZ-схеме при высоте подачи более 40 метров. Устанавливается бетононасос на шасси западных производителей либо на отечественные МАЗ и Урал, могут быть и другие варианты под отдельный заказ. Бетононасос работает как от двигателя шасси, так и, в случае необходимости, от отдельной дизельной силовой установки. Управление осуществляется непосредственно из кабины либо при помощи дистанционного пульта. Важно отметить, что смазка насосного узла происходит в полностью автоматическом режиме. Для работы в труднодоступных местах 5-секционные стрелы оснащены запатентованной системой непрерывного вращения секций.

Итальянская компания Sermac – аппенинский лидер в производстве техники для подачи и укладки бетона. Компания работает на российском рынке с 2005 года, и на сегодняшний момент модельный ряд автобетононасосов насчитывает 14 моделей. Они способны обеспечить подачу бетонной смеси на высоту от 20,3 до 64,35 метра и скорость подачи от 60 до 184 кубических метров в час. Особенностью модельного ряда является широкий разбег в выборе числа секций для стрелы и вариантов складывания. Так, для высоты подачи в 32, 35, 37 и 41 метр у компании предусмотрено по два варианта бетононасосов с 4 и 5 секциями. Стрелы с 4 секциями складываются по R-образной схеме (кроме модели 4Z36), 5-секционные конструкции складываются по Z-образному принципу. Для моделей в диапазоне 48-64,35 метра предусмотрены 5-секционные стрелы, складывающиеся по совмещенной RZ-образной схеме. Оригинальную конструкцию имеет S-образный шибер, обеспечивающий высокую производительность и минимальные потери в нагрузке, а смеситель с высоким крутящим моментом позволяет работать с бетоном низкой консистенции. Кроме автобетононасосов Sermac предлагает и их сочетание с автобетоносмесителем. Модельный ряд этих машин представлен тремя моделями. Все они оснащены насосным узлом производительностью 73 кубических метра в час и отличаются высотой бетонораспределительной стрелы от 18 до 28 метров. В качестве шасси используются машины Iveco, MAN, Mercedes, Volvo.

Одной из наиболее доступных на российском рынке стала корейская Everdigm. С 1991 года компания производит автобетононасосы под маркой Daewoo по лицензии компании Putzmeister.На сегодняшний момент модельный ряд Everdigm насчитывает порядка 16 моделей с высотой подачи смеси от 24 до 50 метров и производительностью 130-160 кубических метров в час. Автобетононасосы Everdigm имеют 4- и 5-секционные стрелы, складывающиеся по Z, R и RZ-образным схемам. В базовую комплектацию входит пульт дистанционного управления. Автобетононасосы используют централизованную систему смазки с автоматической подачей к узлам, испытывающим трение. Компания традиционно использует шасси Daewoo, но российские дилеры могут предлагать и другие варианты базовых машин.

Как и во многих отраслях машиностроения, отечественная промышленность оказалась не готова к перестройке строительного комплекса, и сегодня образовавшиеся пустоты занимают зарубежные компании. Исключением является Тумайзинский завод автобетоновозов. Встав под крыло КАМАЗа и наладив сотрудничество с западными компаниями, завод к 2000 году смог увеличить ассортимент продукции с одного единственного автобетононасоса с высотой подачи смеси в 21 метр до шести. С 2010 года между заводом и немецкой компанией Waitzinger baumaschinen GmbH заключено соглашение о поставках распределительных стрел, что позволило создать автобетононасосы с длиной стрелы 37, 42 и 47 метров. При изготовлении оборудования с трубой-бетоноводом 21 и 32 метра завод использует стрелы своего производства. Насос устанавливается на шасси КамАЗ, но, по желанию заказчика, возможен монтаж на шасси импортного производства. Бетононасосы оснащены гидравлическим приводом, отбор мощности производится от двигателя базового шасси. Перемешивающее устройство расположено непосредственно в приёмной воронке, обеспечивает поток бетона к цилиндрам и позволяет сохранить бетон на протяжении всего рабочего цикла. Гидросистема оснащена S-образным шибером. Гидравлические, качающие и электрические системы насоса оснащены комплектующими производства немецких, итальянских и испанских фирм.

Китайские компании, активно осваивающие российский рынок спецтехники, не могли пройти мимо автобетононасосов. При этом, несмотря на сравнительную дешевизну, китайская техника, по сути, делается из тех же материалов (сталь Weldox) и по тем же технологиям, что и европейская. Наиболее широко представленными из китайских компаний в сегменте автобетононасосов стали Suny Heavy Industry и Zoomlion. Первая, кстати, является производителем самого высокого в мире бетононасоса.

Особенностью модельного ряда Suny стало наследство от эпохи строительного бума в Китае – 13 моделей с высотой подъёма от 37 до 72 метров и мощностью насоса от 120 до 230 кубических метров с 4- и 5-секционными стрелами, складывающимися по R- либо RZ-образному принципам. По части электронного оснащения SUNY не отстает от европейских конкурентов: электронные системы контролируют работу всех узлов, на моделях с высокой длиной подающей стрелы используются интеллектуальные системы гашения колебаний стрелы до 50%, продлевая срок её эксплуатации. Есть о чём призадуматься не только отечественным, но и западным компаниям, учитывая высокие темпы совершенствования и уже достигнутый уровень качества китайской техники.

Отдельно стоит отметить модель SUNY SY5650THB-72, автобетононасос с самой высокой стрелой в мире, который был представлен в 2011 году на выставке в Пекине. Данный агрегат способен осуществлять подачу бетона со скоростью 230 кубических метров в час, что позволяет ему носить «звание» самого высокопроизводительного автобетононасоса в мире.

Антон Панов

Комментарии пользователей

Извините, но у Вас не достаточно прав для добавления комментария.

Авторизация