Рынок бульдозеров и трубоукладчиков в России: производство и импорт

Производство

Основными производителями бульдозеров и трубоукладчиков в России традиционно являются ОАО «ТК «Волгоградский тракторный завод», ОАО «Челябинский тракторный завод — Уралтрак» и ОАО «Промтрактор» (входит в машиностроительный холдинг «Концерн «Тракторные заводы»). И лишь небольшая доля в выпуске данного вида техники приходится на ЗАО «Дормаш», ЗАО «Петербургский тракторный завод» и ООО «Березовский ремонтно-механический завод». В 2009 г. этими предприятиями, по данным компании ID-Marketing, было произведено 1508 бульдозеров и трубоукладчиков. Самым плодотворным для машиностроителей стал период с февраля по июнь: за пять месяцев выпустили 1141 машину – ¾ от показателей всего года. Пик выпуска пришелся на март — 408 штук. Меньше всего в июле и ноябре — 35 и 29 штук соответственно.

Бульдозер Б11

В 1 квартале 2010 года бульдозеров и трубоукладчиков было собрано в 4 раза меньше (151 шт.) по сравнению с аналогичным периодом 2009 года (642 шт.). В январе 2010 года, когда предприятия отдыхали на новогодних каникулах (а некоторые их продлили!), с их конвейеров сошли 34 машины, в последующие месяцы шел постепенный рост: в феврале — 53, в марте – 64 машины. Остановимся подробнее на том, как работало за исследуемый период каждое из предприятий.

В 2009 году лидерами в российском производстве бульдозеров и трубоукладчиков были волгоградские, челябинские и чебоксарские машиностроители. Доля Волгоградского тракторного завода составила более 42%, или 635 машин. После двухмесячного простоя в начале прошлого года, с марта по июнь работа оживилась: ежемесячно выпускали от 198 до 64 машин. В последующие месяцы –не более 29. Меньше всего выпустили в июле и октябре – по 2 и 1 штуке соответственно.

На Челябинском тракторном, многие годы являющимся лидером этого рынка, в прошлом году уступили волгоградцам, заняв долю чуть менее 40% (597 машин). Больше всего челябинцы выпустили машин в период с января по апрель – от 82 до 137 штук ежемесячно. В ноябре – всего 1 штуку, но уже в декабре планка поднялась до 37.

Третья строчка в этом отечественном рейтинге с долей в 16,7% — у ОАО «Промтрактор»: 252 машины. Если рассматривать прошлогоднюю динамику производства на предприятии, то наибольшее оживление наблюдалось с февраля по май – каждый месяц с конвейера сходило от 30 до 57 машин. Летом в заводских цехах было затишье: за этот период выпустили всего 5 машин. Во второй половине года ситуация улучшилась — ежемесячно выпускали около двух десятков бульдозеров.

Что касается ЗАО «Дормаш», Березовского механического и Петербургского тракторного заводов, то в 2009 г. их доля в выпуске данного вида техники была скромной – 16, 5 и 3 штуки соответственно.

В январе — марте 2010 г. производство отечественными предприятиями данного вида техники сократилось (151 шт.), составив 23,5% от аналогичного показателя прошлого года, когда было выпущено 642 машины. Изменилась и ситуация среди лидеров. По итогам 1 квартала 2010 года больше всего техники произвели на Челябинском тракторном – 73 машины, следом за ним идет ОАО «Промтрактор» — 68 машин. Таким образом, челябинские и чебоксарские машиностроители заняли долю в 93% от общероссийского производства. Оставшиеся 7% разделили Петербургский тракторный и ООО «Березовский ремонтно-механический» заводы, выпустив в январе — марте по 4 машины, и прошлогодний лидер — Волгоградский тракторный завод (2 машины).

Импорт

Как же обстоит ситуация с импортом бульдозеров с трубоукладчиками? В 2009 году в Россию было ввезено 654 единицы данного вида техники. В январе — марте 2010 г. — 217 штук. Лидером среди импортеров на этом рынке в 2009 году была компания Komatsu, которая ввезла 226 машин. Следом за ней идет Caterpillar с показателем в 121 машину. 147 штук – на счету компании Shantui и 38 машин –у компании Liebherr. На долю остальных иностранных производителей техники пришлось около 13% российского импорта бульдозеров с трубоукладчиками.

В 1 квартале 2010 г. компания Shantui вырвалась вперед, ввезя 109 машин (в 1 квартале 2009 г. – 30 шт.). У Komatsu показатели скромнее – 65 штук (в 1 квартале 2009 г. – 82 шт.). Компания Caterpillar в январе — марте текущего года импортировала в Россию 18 единиц данного вида техники, Liebherr – 8. Среди стран — производителей бульдозеров и трубоукладчиков на первом месте находится Япония, где в 2009 г. и в 1 квартале 2010 г. было собрано в совокупности 357 машин, предназначенных для российского рынка. Лидирующую позицию стране обеспечили марки Komatsu, Mitsubishi и Caterpillar.

Бульдозеры, произведенные в 2009 г. – в 1 квартале 2010 г. в Китае для российского импорта, по своим объемам позволили стране выйти на второе место – 307 штук. Ведущей маркой сборки данного вида техники является Shantui.

На третьем месте по результатам 2009 г. — 1 квартала 2010 г. находятся Соединенные Штаты Америки –127 машин. Основную часть импорта из этой страны обеспечила продукция компании Caterpillar, в гораздо более скромных размерах – John Deere. На 4 месте – Австрия, откуда были импортированы в Россию 44 машины марки Liebherr.

Большая часть импортированной техники в 2009 году была ввезена в столицу нашей Родины – 187 штук. На второй позиции – организации и индивидуальные предприниматели Хабаровского края, получившие 117 машин. В Приморский край в прошлом году было ввезено 87 единиц данного вида техники, и 32 штуки – в Амурскую область.

В 1 квартале 2010 года расстановка сил среди регионов — получателей импортной техники не изменилась – лидирует Москва. Ее компании получили 59 машин (в январе — марте 2009 года – 72 шт.). Догоняет столицу Хабаровский край, куда было ввезено 46 бульдозеров — почти на 50% больше, чем за аналогичный период прошлого года (25 шт.). Не отстает и Амурская область: если в 1 квартале прошлого года ее компании и частные предприниматели получили 9 машин, то только за январь — март текущего года – 40 штук. В Приморский край в 1 квартале 2010 года было импортировано 16 машин – на четверть меньше, чем за аналогичный период 2009 года (29 шт).

Комментарии пользователей

Извините, но у Вас не достаточно прав для добавления комментария.

Авторизация