Экскаватор-погрузчик - новый вид коммунальных машин

Сегодня погрузчики – привычная техника и, как «породы собак», очень разнообразная. Значительное место в их ряду занимают комбинированные машины, т.е. погрузчики в сочетании с другими навесными орудиями. Дополнительные навесные орудия подсказываются конкретными работами и гармонично дополняют основную функцию машины

Соединение нескольких машин в одну стало возможным, естественно, после появления самих соединяемых машин. В нашем случае главным «героем» является погрузчик. Опустим древнюю историю. Начнем с революции в строительно-дорожных машинах, вызванной освоением производства и применением в конструкциях строительно-дорожных машин гидравлического оборудования, в первую очередь насосов, гидроцилиндров. Тросовые приводы заменились на гидравлические. Радикально изменились экскаваторы; началось бурное развитие погрузчиков, самосвалов; бульдозеры стали «вгрызаться» в грунт; появились сочлененные машины. За рубежом гидропривод на наземной технике широко применяется с конца сороковых годов прошлого века, в нашей стране лет на 10 позже.

Специализированные одноковшовые погрузчики появились намного позднее экскаваторов, в результате «гидравлической революции». У ранних моделей подъем-опускание стрелы, поворот ковша осуществлялся гидроцилиндрами, а поворот машины «автомобильной» рулевой трапецией. Причем управляемый мост был задний. Потом шасси с шарнирно-сочлененной рамой с почти одинаковыми мостами вытеснили своих предшественников. Компоновка погрузчиков стала близка к сегодняшней – классической. Фронтальные одноковшовые погрузчики образуют большой типоразмерный ряд грузоподъемностью от сотен килограммов до десятков тонн. По сложности выполняемых работ они являются вторыми после экскаваторов, они же вторые, также после экскаваторов, по объемам продаж.

Экскаваторы-погрузчики появились из экскаваторов-бульдозеров. Экскаваторы-бульдозеры придумали на небольшой английской частной фирме JCB. Дополнительные компоновочные возможности, открывшиеся с гидрофикацией, позволили создать навесное экскаваторное оборудование. JCB установило экскаваторную навеску на сельскохозяйственный колесный трактор. Более подходящее место нашлось в задней части маши ны. Сиденье водителя сделали поворотным. Распределение веса машины по осям изменилось. Управляемая ось стала почти неуправляемой. Спереди навесили бульдозер с простым прямым отвалом. Во время работы экскаватором бульдозерный отвал служит аутригером. Машина получилась – сравнительно недорогой мобильный экскаватор. Совершенствование экскаватора-бульдозера началось сразу же после его появления: переделки трактора, доработка навесного оборудования. На погрузочных работах экскаватор сильно уступал погрузчикам. И вместо бульдозерного отвала на части машин стали навешивать погрузочное оборудование. Маленькие поворотные колеса сельхозтрактора с П-образным креплением не выдерживали перегрузок.

Рыночную нишу экскаваторов-погрузчиков, открытую JCB, оценила более крупная фирма Case. Было создано специальное шасси. Усиленный передний мост; рама, рассчитанная под характерные нагрузки; измененные передаточные отношения в трансмиссии, затем и гидромеханическая коробка передач; просторная для реверсивного управления кабина – основные черты первых специальных экскаваторов-погрузчиков.

Экскаваторы-погрузчики нашли широкое применение в коммунальном хозяйстве и мелком строительстве. Многообразие задач привело к развитию сменного навесного оборудования.

Погрузочное оборудование имеет несколько ковшей. Более универсальный из них ковш-бульдозер с челюстным захватом. Прямо на ковш устанавливаются грузовые вилы. Создано специальное приспособление для быстрой смены навесных орудий не выходя из кабины.

Разработано несколько вариантов шасси: самое простое – с передним не ведущим мостом, полноприводные – с передними колесами небольшого диаметра, с передними ведущими колесами увеличенного диаметра и с четырьмя управляемыми крупными колесами одинакового диаметра. Машина со всеми управляемыми колесами может двигаться боком («крабом»). Перечисленные варианты колесных схем предназначены для различных грунтовых и других условий на рабочих площадках. Еще для экскаваторов-погрузчиков применяют шасси с шарнирно-сочлененной рамой. Надо сказать, что колесное шасси, хотя и не является навесным орудием, но обеспечивает еще одну и очень важную функцию – мобильность. Колесные погрузчики, и комбинированные в том числе, в сравнении с гусеничными сегодня, безусловно, доминируют.

Так родился новый вид землеройно-транспортных-коммунальных машин – экскаваторы-погрузчики. Сегодня их изготовляют десятки зарубежных фирм. Одним из лидеров остается JCB, превратившаяся из маленькой специализированной фирмы в большую диверсифицированную с предприятиями, расположенными в нескольких странах. Крупными производителями также являются Case, Terex, Caterpillar, Komatsu, Volvo, LiuGong и другие фирмы.

В нашей стране эволюция производства таких машин повторяет то, что описано выше: экскаваторы-бульдозеры на базе сельскохозяйственных тракторов МТЗ, ЮМЗ (кстати, выпускаются до сих пор и имеют свою рыночную нишу); экскаваторы-погрузчики на базе тех же тракторов (Златэкс, ЧЗКМ, Сарэкс, ИнтерДон, LEX, ЕлАЗ, Омсктрансмаш, ЛТЗ); появились экскаваторы-погрузчики и на специальных шасси: опытные – Сарэкс, ЧТЗ-Уралтрак, серийные в Украине – Борэкс.

Экскаваторы-погрузчики, пожалуй, самые яркие комбинированные машины, где погрузчик является одним из главных орудий. Они состоялись как самостоятельный вид землеройно-коммунальной техники. Погрузчики с другими орудиями развиты намного слабее и локальнее.

Часть гусеничных погрузчиков оснащают рыхлителями. Гусеничные машины имеют, по сравнению с колесными, повышенные тяговые характеристики, что позволяет работать на более тяжелых грунтах. Развивая это достоинство, их оснащают еще рыхлителями. Механическая «кирка» позволяет готовить фронт работ для выполнения последующей погрузки. Такую «хитрость», как рыхлитель, можно встретить у всех немногочисленных сегодня изготовителей гусеничных погрузчиков: Liebherr, Caterpillar, ЧТЗ-Уралтрак.

В коммунальном хозяйстве прижились погрузчики со щеточным оборудованием на базе сельскохозяйственных тракторов, тех же МТЗ и ЮМЗ. Эти машины, как одну из комплектаций, сегодня предлагают многочисленные российские, украинские и белорусские заводы – производители экскаваторов-погрузчиков. Но все же чаще щеточное оборудование навешивается вместе с легким бульдозерным отвалом.

На Петербургском тракторном заводе часть фронтальных погрузчиков оснащают бульдозерным отвалом – получается универсальная дорожная машина УДМ. Поворотный отвал дает дополнительные возможности, и находятся свои покупатели. Других изготовителей подобных машин пока не встречалось. Улучшенные бульдозерные функции имеют двухчелюстные ковши, которые получают сейчас широкое распространение как на погрузчиках малой и средней грузоподъемности, так и на экскаваторах-погрузчиках.

Оригинальные, но не получившие широкого распространения, машины появлялись и появляются. Например, французская фирма Pinguely полноповоротный колесный экскаватор объединила с телескопическим погрузчиком, оснащенным устройством для быстрой смены навесного оборудования. Вместо погрузочного ковша могут устанавливаться вилы, грузоподъемная стрела и другие орудия. Получилась интересная машина. Но в последние годы ни на российских, ни на зарубежных выставках такого сочетания рабочих органов не встречается.

Говоря о комбинированных машинах с участием погрузчика, надо сказать, что основное направление получения многофункциональной техники состоит не в навешивании дополнительных орудий, а в возможности работать с широким шлейфом оборудования. То есть не возить все на себе, а иметь возможность получить необходимый агрегат, наиболее подходящий для выполнения очередной работы. Устройство для быстрой смены навесного оборудования у погрузчиков малой и средней грузоподъемности стало фактически обязательной опцией в предложениях фирм. Тот же самый погрузчик с таким устройством стал называться шасси.

Владимир Бухаров 

Комментарии пользователей

Извините, но у Вас не достаточно прав для добавления комментария.

Авторизация