Российский рынок бульдозеров. Последствия кризиса

Бульдозер

Слово «бульдозер» (bulldozer)является производным от английского выражения to bulldoze, что означает «разбивать крупные куски земли». Первоначально бульдозером называли любую силу, способную сдвинуть большую массу. А ровно 80 лет назад появилась машина, которую теперь, собственно, и именуют бульдозером.

Википедия (свободная энциклопедия) дает следующее определение бульдозера: «Самоходная землеройная машина, представляющая собой гусеничный или колесный трактор с навесным рабочим оборудованием — криволинейным в сечении отвалом, расположенным вне базы ходовой части машины. Бульдозер служит для послойного копания, планировки и перемещения на расстояние до 60—300 м грунтов, полезных ископаемых, рудных, строительных и других материалов при строительстве и ремонте дорог, каналов, дамб, котлованов и других строительных, гидротехнических, мелиоративных, ирригационных и других земляных сооружений».

Первые бульдозеры были сделаны на базе сельскохозяйственных тракторов путем монтажа спереди металлической пластины — отвала. Сейчас для этих целей используются специальные промышленные тракторы. Их отличительной особенностью является смещенный назад центр тяжести, поскольку вес отвала может составлять до 20% веса машины. При использовании трактора без бульдозерного отвала на переднюю часть рамы устанавливается противовес для того, чтобы распределение нагрузки на всю длину гусениц было равномерным.

Бульдозеры бывают:

  • с неповоротным отвалом, установленным перпендикулярно продольной оси базовой машины;
  • с поворотным отвалом, который в горизонтальной плоскости можно устанавливать под углом в обе стороны от продольной оси машины или перпендикулярно к ней;
  • универсальные — с отвалом из двух шарнирно сочлененных половин, устанавливаемых в горизонтальной плоскости под различными углами к продольной оси машины или перпендикулярно к ней (путепрокладчик).

Помимо собственно бульдозеров, многие российские тракторостроительные предприятия производят «трактора с навесным бульдозерным оборудованием». По сути это не бульдозер, а универсальная машина, способная помимо прочего выполнять функции бульдозера. Их мы в данной статье рассматривать не будем.

Внутрироссийское производство

В 1999 г. производством бульдозеров в России занимались 19 предприятий. Но за прошедшие 10 лет одни предприятия обанкротились, другие перепрофилировались, третьи перешли на производство универсальных «тракторов с бульдозерным оборудованием», и к 2005 г. их предприятий-производителей всего четверо.

На сегодняшний день в России бульдозеры выпускают «Челябинский тракторный завод — Уралтрак», «Чебоксарский завод промышленных тракторов», «Дормаш» и «Уральский машиностроительный завод».

За три года эта «четверка» сумела нарастить объемы и побить рекорды прошлых лет. Однако начавшийся кризис внес свои коррективы. Начиная с августа 2008 г. производство начало падать и к декабрю снизилось на 62%.

Челябинский тракторный завод

29 мая 1929 г. правительством было принято историческое постановление о строительстве тракторного завода на Урале. В качестве образца была выбрана американская машина “Caterpillar-60”. Производственная мощность предприятия была запланирована на уровне 40 тысяч тракторов в год. Через четыре года из ворот сборочного цеха вышел первый гусеничный трактор «Сталинец-60».

Со дня пуска Челябинский тракторный остается основным производителем мощных гусеничных тракторов в России. Именно на ЧТЗ 1 июня 1983 г. был собран самый большой на Европейском континенте бульдозер «Т-800» с двигателем мощностью 820 л. с., предназначенный для разработки особо тяжелых мерзлых и скальных пород без взрыва. Причем из 106 т рабочей массы машины 29,5 т приходится на навесное оборудование — отвал. В 1988 г. этот бульдозер попал в Книгу рекордов Гиннеса (от ред. - см.журнал «ТЕХНОmagazine», март 2008г.). За всю историю ЧТЗ было собрано лишь 10 супертяжелых бульдозеров, многие из которых продолжают эксплуатироваться до сих пор.

На сегодняшний день Челябинский тракторный производит бульдозеры Б10М, Б11, Б12 (тяговый класс 10—15) и тяжелые бульдозеры ДЭТ-250 и ДЭТ-320 (тяговый класс 25).

Чебоксарский завод промышленных тракторов,

ОАО «Промтрактор», знаменитая Всесоюзная ударная комсомольская стройка 70-х. Начавшееся в те годы крупномасштабное освоение природных ресурсов Сибири и Казахстана потребовало мощной строительной техники, в том числе бульдозерно-рыхлительных агрегатов. 25 октября 1975 г. из ворот сдаточного корпуса вышел первый бульдозер Т-330 под маркой «ЧЗПТ». Эта дата и считается днем рождения тракторного завода.

«Промтрактор» второй по объемам выпуска производитель бульдозеров в России. Предприятие специализируется на производстве малых тракторов семейства ЧЕТРА и тяжелых тракторов: Т-15, Т-20, Т-25, Т-35, “CHETRA HEAVY 40”, Т-50 и бульдозерно-рыхлительных агрегатов на их базе.

На сегодняшний день на «Промтракторе» выпускают шесть моделей бульдозеров: «ЧЕТРА Т11», «ЧЕТРА Т15», «ЧЕТРА Т20», «ЧЕТРА Т25», “CHETRA HEAVY 40” и трактор с бульдозерным и рыхлительным оборудованием — T-35.01.

Орловский завод «Дормаш»

Более известен как производитель колесной техники: автогрейдеров, погрузчиков и экскаваторов. Однако чтобы не отстать от конкурентов, с 2005 г. орловские машиностроители добавили к своей продуктовой линейке бульдозеры. На сегодняшний день в активе предприятия две модели бульдозеров В-100 10 тягового класса и В-120 12 класса.

Уральский машиностроительный завод

Уральский машиностроительный завод является специализированным предприятием по производству самоходной тракторной техники 10-го тягового класса. Хотя история и традиции завода насчитывают более 70 лет, предприятие выпускает всего одну модель бульдозера УРБ-10М в трех модификациях. Основой для УРБ (расшифровывается как «уральский бульдозер») послужила хорошо известная модель универсального гусеничного трактора Т-170, который производят тут же, в Челябинске, на заводе ЧТЗ.

За период работы на рынке производства дорожно-строительной техники Уральским машиностроительным заводом выпущено более 500 машин марки УРБ. Последние 3 года производство бульдозеров стабильно падает. В прошлом году выпущено всего 22 машины.

Российский импорт бульдозеров

В силу широкой сферы применения бульдозерной техники (строительная, добывающая отрасли и сельское хозяйство) импорт бульдозеров практически не зависит от времени года.

Пока еще сложно сказать, как повлиял мировой экономический кризис на импорт бульдозеров в Россию. С одной стороны, в 4 квартале прошлого года, когда «всё падало», объемы поставок бульдозеров на 25% превысили показатели аналогичного периода предыдущего года в натуральном, и на 58% — в денежном исчислении. С другой стороны, в январе 2009 г. в Россию было ввезено ровно в 2 раза меньше бульдозеров, чем годом ранее. Отметим, что в денежном исчислении объемы импорта сократились всего на 4%.

Также прослеживается еще одна тенденция. Доля бывших в употреблении машин неуклонно падает. Если в 2007 г. 42,21% импортированных в Россию бульдозеров было техникой «секонд хенд», то в 2008 г. их доля сократилась до 27,8%, в январе этого — до 19,7%.

Лидерами на мировом рынке производства бульдозеров являются “Komatsu” и “Caterpillar”. По части дорожно-строительной техники японская компания Комацу «впереди планеты всей». Что касается Катерпиллар, то о его популярности говорит тот факт, что именно первый советский бульдозер был копией “Caterpillar-60”. Также из европейцев можно выделить “Liebherr”, который в наших краях встречается редко, зато входит в «большую» пятерку производителей бульдозеров наряду с “Komatsu”, “Caterpillar”, ЧТЗ и «Промтрактором», выпускающих «самые большие бульдозеры в мире».

Банзай «Комацу»!

«Кабусики гайся Комацу сэйсакусё», что означает «Акционерная компания “Заводы Комацу”». Она была основана в 1921 г. В России технику этой фирмы знают с 60-х годов прошлого века. Также «Комацу» известна как производитель самого крупного бульдозера на земле D575. Масса этого монстра в зависимости от модификации может достигать 152 т, а объем отвала 69 м3. К сожалению, за анализируемый период ни одного D575 в Россию не импортировалось, поэтому цены сообщить не можем, зато его «младшие братья» 108-тонные D475 ввозятся довольно активно. В 2007 г. их было поставлено 5 штук, в прошлом уже 7. Цены на новые машины колеблются от 550 до 700 тысяч долларов. Трактор б/у D475 1992 года выпуска стоит каких-то 375 тысяч баксов.

Наиболее популярной «Комацу» является D65. Порядка 40% всех импортированных в прошлом году бульдозеров, а если быть точным, то 349 штук, приходится на эту модель. Крепкий середнячок с двигателем 180—207 л. с. и неповоротным отвалом. Цена нового начинается со 144 тысяч долларов, за бывший в употреблении 1993 года выпуска российские покупатели заплатили всего 13900 долларов.

Второе место по объемам импорта у D155. Их в 2008 г. ввезли 147 экземпляров. Это уже машина посерьезней. Двигатель 305 л. с., отвал на 8,8 м3 и цена от 277 тысяч долларов. Трактор б/у 1999 года выпуска стоит почти в 9 раз дешевле — всего 32 тысячи.

410-сильный D275 на третьем месте — 117 машин за год. Отвал уже 13,7 м3, цена тоже немаленькая — от 393 тысяч долларов за новую машину и 58 — за б/у 2002 г.

Следующий в линейке бульдозеров «Комацу» — D375 — по объемам импорта занимает 4 место. Движок 525 л. с., отвал 18,5 м3 и 75 машин, ввезенных в прошлом году. Цена от 550 тысяч за новый, ровесника века можно купить за 80 тысяч долларов.

Замыкает пятерку лидеров мини-бульдозер D20. Модель уже снята с производства, новые машины в прошлом году не экспортировались. В длину D20 чуть больше 3 м, двигатель 40 л. с., солярки потребляет немного и стоит от 1136 долларов. Можно купить такую машину для работы на садово-огородном участке.  

Американская гусеница Caterpillar

«Катерпиллар» в представлении не нуждается. Эта марка появилась в России одной из первых. Правда, за время «холодной войны» про американскую технику успели подзабыть, но с падением железного занавеса о надежности “Caterpillar” быстренько вспомнили. И на сегодняшний день «Катерпиллар» прочно удерживает 28% рынка импортных бульдозеров.

Максимальное число поставок приходится на 160-сильные “Caterpillar-D6”. Цены на эту модель начинаются от $145 тысяч. На втором месте D9 с двигателем 405 л. с. Машина не из дешевых, стоит порядка 475 тысяч долларов. То есть на 75 тысяч больше, чем японский аналог D275.

На третьем месте 260-сильный “Caterpillar-D7”. В Россию их везут не так уж и много, за 2008 г. — всего 45 штук.

На четвертом месте громадный 589-сильный D10, коих в прошлом году импортировали аж 27 штук, причем 19 были новыми и в «арктической модификации». Цена, кстати, под стать размерам — 706 тысяч долларов.

Ну, и, наконец — венец творения 113-тонный “Caterpillar-D11R” стоимостью 1 миллион 167 тысяч долларов. Два экземпляра были куплены в марте прошлого года компанией «Кузбассразрезуголь».

Китайская техника

“Shantui” — китайские аналоги «Комацу». Как пишут в рекламе, «сделаны по чертежам “Komatsu” и под контролем “Komatsu”». Модельный ряд практически один в один повторяет «Комацу». А вот цена на машины почти в 2 раза ниже. Этот факт с большой долей вероятности можно считать причиной того, что “Shantui” удалось увеличить свою долю рынка на 3% по сравнению с 2007 г.

Российский экспорт бульдозеров

Объемы экспортных поставок российских бульдозеров год от года падают. В 2008 г. было экспортировано на 36% машин меньше, чем годом ранее. Основными потребителями продукции российских предприятий являются Афганистан, Казахстан, Армения и Украина. В январе этого года за границу РФ ушли всего 2 машины. Обе производства «ЧТЗ — Уралтрак».

Видимое внутреннее потребление

Несмотря на кризис, видимое внутреннее потребление бульдозеров в прошлом году увеличилось на 16% по сравнению с 2007 г.— с 4681 до 5431 машины. Однако весь прирост произошел за счет импортных поставок, так как количество оставшихся в стране бульдозеров российского производства практически не изменилось — 2658 машин в 2007 г. и 2690 машин в 2008 г.

Выводы и прогнозы

В результате падения внутреннего производства и снижения объемов импортных поставок российский рынок бульдозеров в этом году сократится. В денежном исчислении объемы рынка, скорее всего, останутся на прошлогоднем уровне из-за дальнейшей переориентации покупателей бульдозеров с бывшей в употреблении техники на новую.

КСТАТИ:

Не стареют душой ветераны…
Самым старым из импортированных в 2008 г. бульдозеров стал «Комацу-D21Q-3» 1965 года выпуска. Он же является и самым дешевым — согласно таможенной декларации, за ветерана заплатили всего 1000 долларов.

Годом ранее звание «самого старого бульдозера» досталось «Катерпиллару» D6C, которому на момент ввоза «исполнился» 41 год…

Даешь стране угля!
Самыми большими и самыми дорогими ввезенным в 2008 г. в Россию бульдозерами стали два «Катерпиллара» D11R. Если верить новостям из Кемеровской области, то в этом году на Кузбасс будут поставлены еще четыре или пять таких бульдозеров.

Последний американский герой

«Комацу-D355» давно уже снят с производства, но еще пользуется спросом. В прошлом году в Россию было ввезено пять этих бульдозеров. По техническим характеристикам D355 во многом совпадает с D275, но стоит значительно дешевле — порядка 19 тысяч долларов за машину 1983 года выпуска.

Точно такой же бульдозер был у Марвина Джона Химейера, жителя городка Грэнби, штат Колорадо. Летом 2004 г. после длительного конфликта с цементным заводом из-за территории, на которой находилась его автомастерская, Химейер оборудовал бульдозер “Komatsu-D355A” броней и снес злополучный цементный завод. Заодно под нож бульдозера попали местный банк, здания мэрии, горсовета, редакция газеты… "всё, что имело хоть какое-то отношение к властям города, включая их частные дома". Причиненный ущерб оценивался в 7 миллионов долларов. Для городишки, население которого едва превышало 2200 человек, это означало практически полное разрушение.

Антиглобалисты тут же окрестили Марвина «последним американским героем», а из бульдозера хотели сделать памятник.

Вадим Пашин, аналитик Информационно-аналитической компании «ВладВнешСервис»

Комментарии пользователей

Извините, но у Вас не достаточно прав для добавления комментария.

Авторизация