Транспортное средство для "Бурана"

Еще не так давно перевезти многотонную конструкцию - например, котел теплостанции, узлы атомного реактора, баллистические ракеты - было большой проблемой. Сейчас с ней успешно справляются специальные транспортные агрегаты. Одним из таких примеров стала транспортировка на космодром орбитального корабля «Буран».

Свой первый и оставшийся единственным полет в космос этот крылатый орбитальный корабль многоразового использования совершил 15 ноября 1988 года. Запуск корабля проходил с космодрома Байконур, куда «Буран» доставили на спецсамолете. Но сначала космический челнок надо было доставить от Тушинского машиностроительного завода, где он был собран, до аэропорта.

10_______1.jpg

 Фюзеляж корабля длиной около 40 метров, массой около 50 тонн на специальной транспортной тележке доставили к причалу на берегу Москвы-реки. Улицы вдоль всего маршрута движения, проходившего через Тушинский район Москвы, заблаговременно реконструировали – расширили магистрали, изменили маршруты движения общественного транспорта. Сам планер все время перевозки был закрыт чехлом, изменяющим (в целях секретности) контуры груза.

Затем корабль погрузили на баржу и по Москва-реке доставили на подмосковный аэродром, где с помощью крана ПКУ-50 установили на самолет. Выгрузка с самолета и доставка «Бурана» на космодром «Байконур» была продумана не менее тщательно. Для перегрузки корабля на транспортное средство использовался подъемно-установочный агрегат ПУА-100, представлявший собой уникальный комплекс электрогидромеханических систем с широким диапазоном технических возможностей. ПУА-100 обеспечивает на посадочном комплексе все перегрузочные операции с различными крупногабаритными технологическими грузами, доставляемыми на космодром. Сама транспортировка проходила по специальным дорогам на транспортном агрегате с помощью тягачей. Транспортный агрегат - это собой самоходный колесный автопоезд, включающий два тягача и прицеп, общей грузоподъемностью 100 тонн. Автопоезд, хоть и был большой длины, обладал хорошей маневренностью, благодаря возможности поворота всех осей прицепа.

Уже на самом космодроме при доставке «Бурана» с одного рабочего места (технической позиции) на другое использовали специальный самоходный транспортно-технологический агрегат или козловые краны. Техническая позиция служила для подготовки орбитального корабля к запуску с момента его доставки на космодром до готовности к транспортировки на техническую позицию ракеты-носителя. Перемещение же «Бурана» с технической позиции на стартовый комплекс выполнялось на специальном транспортном установочном агрегате с помощью тепловозов. Кстати, именно этот транспортный установочный агрегат, до доработки, применяли в 60-70-е годы для транспортировки лунной РН «Н-1» . Всего по программе "Энергия-Буран" было построено три летных корабля (третий так и остался не достроенным), заложены еще два (задел по которым после закрытия программы был уничтожен), и девять технологических макетов в различной комплектации для проведения различных испытаний. Единственный побывавший в космосе «Буран» до наших дней не сохранился. Второй же корабль до сих пор находится на «Байконуре».

Комментарии пользователей

Извините, но у Вас не достаточно прав для добавления комментария.

Авторизация