Дизельный первенец — хлебопашец и воин

…На весенней «Олдтаймер-галерее» Ильи Сорокина — крупнейшей в России выставке технического антиквариата, проходившей в марте в столичном «Крокус-Экспо», настоящим «гвоздем» стали не изысканные старинные кабриолеты и лимузины, а…трактор. Всех удивил известный коллекционер Евгений Шаманский: свое собрание тщательно отреставрированных отечественных автомобилей 30—40-х годов он украсил настоящим раритетом — полностью аутентичным и отлично восстановленным С-65 образца 1937 года. Посетителям выставки трудно было поверить, что «Сталинец», служивший в годы войны артиллерийским тягачом, три месяца назад поисковики подняли из болота в Псковской области

Stalinec_01.01_1.jpg

Сталинец» из 41-го

О том, что в псковских болотах лежит арттягач, поисковики узнали от местных жителей. Была надежда, что это настоящий армейский тягач модели С-2, выпускавшийся на ЧТЗ в 1940—1941 годах. Всего их было сделано 1275 штук, и до наших дней ни одного экземпляра не сохранилось. Шанс найти такую техническую реликвию (или то, что от нее осталось) есть только в местах боев Великой Отечественной. Вот только сделать это непросто, а достать из болота — еще труднее.

Псковским поисковикам удалось. И хоть нашли они машину, выпущенную в свое время большой серией, это оказался весьма редкий сегодня С-65 — первый отечественный трактор с дизельным двигателем.

Благодаря воспоминаниям местных старожилов довольно точно вышли на место, где в 41-м утонул тягач. В иле вырыли колодец, как могли, укрепили его стенки. Прибор показывал залегание большой массы металла на глубине 12 метров. Нырнуть в болотную муть отважился только водолаз с подходящей фамилией Отчаянный. Импровизированные стенки грозили обвалиться, видимости никакой, все делал на ощупь. Но в итоге не только добрался до машины — закрепил на ней тросы. Дальнейшее было делом техники. Тягач с помощью лебедки не без труда вытащили из трясины два трактора Т-170. Утонул «Сталинец» метрах в шестидесяти от твердого берега, и зрелище, когда его тащили, получилось впечатляющее. На выставке возле трактора крутили снятый в стиле ретро видеоролик, где показаны наиболее яркие моменты подъема и реставрации машины. Какое-то расстояние трактор тащили буквально в толще трясины, так что на поверхности был виден только движущийся… холм, пока он не разорвался, словно яичная скорлупа, и «Сталинец» после 67 лет болотного «заточения» вырвался на свободу.

Это было весьма символично: разгребая грязь и ил, на свет появился дизельный первенец, влекомый своими гусеничными «внуками». Точно такой же, как музейный С-65 из заводской коллекции, возглавивший в 2008 году юбилейный парад техники в честь 75-летия ЧТЗ.

Как сразу отметили поисковики, найденная машина очень хорошо сохранилась. Лопатами сбросили комья ила, открыли лючок коробки передач и увидели шестерни в масле. Сохранились три (из четырех) родные тракторные фары 30-х годов со стеклами: такие мне доводилось видеть только на старых фото, сейчас их уже вряд ли найти. Болото, где утонувшая техника лежит без доступа воздуха, — прекрасный консервант, а трудности подъема обеспечили сохранность машины от послевоенных попыток использовать ее для хозяйственных нужд. Правда, в 60-е годы трактор уже пытались вытащить, но не смогли грамотно зацепить: только гусеницу порвали и сломали одно из ведущих колес. Если бы не это вмешательство, фронтовой тягач был бы полностью комплектным.

Дизельные «сталинцы» С-65, как и лигроиновые С-60, состояли на вооружении Красной Армии, поскольку до появления специальных машин типа С-2 или «Комсомолец» других арт-тягачей у нас не было (причем, трофейные тракторы охотно использовали и немцы). Наши бойцы ценили эти машины за надежность и универсальность. И хотя транспортная скорость трактора для тягача была недостаточной, уцелевшие «сталинцы» верой и правдой прослужили всю войну. Одному из их собратьев теперь уготована вторая жизнь: служба на страже Памяти.

Этому С-65 повезло, он попал в хорошие руки. Команде реставраторов Е. Шаманского из подмосковного города Королева хватило чуть менее трех месяцев, чтобы полностью восстановить реликвию. Успели как раз к выставке. Причем, судя по результату, на качестве темпы работ не сказались. Старались по максимуму сохранить все родные детали, даже болты, еще пригодные в дело. Заново изготовили утраченное сиденье тракториста, копию недостающей фары, ведущее колесо, часть облицовки. Следы коррозии на катках, раме видны под слоем краски, но только подчеркивают подлинность экспоната. Разумеется, всю машину перебирали полностью. Повозиться пришлось с «пускачом» — пусковым двигателем — он как раз и не хотел запускаться. Зато сам дизель марки ЧТЗ завелся сразу, тем самым только подтвердив свою надежность. Надо было видеть лица реставраторов, когда в мастерской мотор трактора «ожил» спустя столько лет!

Реликвия на ходу

Stalinec_03.01_1.jpg 

…С трейлера на выставке московский «Сталинец» съезжал своим ходом и на свое место в зале проехал по… фанеркам. На гусеницы С-65 из заводской коллекции ЧТЗ установлены специальные фирменные асфальтоходы, так что он и без фанеры асфальт не попортит.

Челябинский «Сталинец» тоже засветился в столице, причем на пару лет раньше: дважды украшал экспозицию ЧТЗ на крупнейшей выставке «Строительная техника и технологии». К 75-летию предприятия решено было заново отреставрировать гусеничного ветерана. Машина хоть и выглядела неплохо, на ходу и не из болота, но 70-летний трактор был уже сильно изношен и нуждался в восстановлении. В сборочном цехе № 1 опытного завода ЧТЗ (ныне — завода спецтехники) машину полностью разобрали, провели дефектовку узлов. В восстановлении участвовали опытные водители-испытатели СБ-1 Сергей Драйлин, Владимир Рукавицин, Николай Ефимов и их молодые коллеги Денис Бондарь, Иван Рындич, а также сварщик Евгений Буряк и другие специалисты цеха. Курировали работу конструктор ГСКБ Харис Сабирьянов, начальник цеха Владимир Косовских. Символично, что восстанавливали машину там, где в 36-м собирали первые образцы дизельных тракторов.

Самые опытные рабочие СБ-1 параллельно занимались восстановлением и первого трактора ЧТЗ С-60, что стоит на постаменте у главной проходной. Делать С-65 было сложнее, ведь это действующий ходовой образец, к которому оригинальных запчастей не найдешь, но водителям-испытателям опытного не впервой решать задачи такой сложности. К тому же в заводских условиях реставрация шла не «на коленке», а с использованием возможностей производства. Корпусные детали прошли пескоочистку на дочернем предприятии — ООО «Строммашина». Двигатель привели в порядок специалисты ГСКБ «Транс-

дизель». Основная нагрузка, конечно, легла на опытников, которые вновь собрали и отладили трактор, после чего готовую машину покрасили в комплектовочно-сдаточном цехе. Получилось так, словно завод снова выпустил своего первенца. Работа была сложная и сроки тоже сжатые, но к юбилею завода дизельный «Сталинец» был как новенький и на ходу!

Гран-при в Париже

Stalinec_06.01_2.jpg 

История создания этой этапной для отечественного тракторостроения машины заслуживает отдельного рассказа.

Первый трактор ЧТЗ С-60, серийно выпускавшийся с 1933 года, работал на лигроине. Не случайно первым этапом совершенствования его конструкции стала замена лигроинового двигателя на дизельный. Экономичность дизельных двигателей была серьезным стимулом в обновлении машины, а сложность изготовления, особенно прецизионных деталей,— главным препятствием.

15 октября 1930 года вышло постановление ЦК ВКП(б) о внедрении дизелей в тракторный парк страны. Тогда же в НАТИ начались работы по созданию дизеля для будущего трактора ЧТЗ. В 1934 году в СССР прошел международный конкурс дизелей. В нем участвовали отечественные опытные образцы и моторы многих иностранных фирм. Дизель ДКЧ — НАТИ, спроектированный С. А. Лебедевым и также принимавший участие в конкурсе, был выполнен с максимальным использованием деталей существующего серийного лигроинового двигателя. А это давало возможность сохранить имеющееся оборудование и технологический процесс.

Фирма «Caterpillar» одной из первых приступила к производству тракторов с дизелями и с 1931 по 1936 год выпустила восемь (!) новых моделей. На конкурсе американский дизель на шасси С-60 показал хорошие результаты. На основе этого двигателя в феврале 1935 года группе конструкторов ЧТЗ и НАТИ поручили разработку дизеля для трактора С-60. Работы возглавили В. Т. Ломоносов от завода и А. В. Лебедев от НАТИ. 14 августа 1935 года первый трактор ЧТЗ с дизелем М-17 вышел на испытания. Какие изобретения при разработке этого двигателя были сделаны нашими инженерами — неизвестно, но результаты получились красноречивые: серийный С-60 на пахоту одного гектара расходовал 18—19 кг лигроина, а с дизель-мотором М-17 —10,5—12 кг солярки. Горючее для лигроинового трактора обошлось в 15 рублей 20 копеек, а для дизельного — в 2 рубля 16 копеек (в семь раз дешевле!).

В 1936 году в США выезжала группа специалистов во главе с главным инженером управления реконструкции ЧТЗ Е. И. Гуревичем — закупать оборудование для производства дизельных двигателей. Но переговоры с президентом фирмы «Катерпиллер» мистером Хейкоком прошли безрезультатно — осваивать впервые в стране серийный выпуск дизелей специалистам ЧТЗ и НАТИ пришлось самостоятельно.

Прежде всего создали цех по производству топливной аппаратуры, возглавил его инженер М. А. Храпко, руководивший сборкой первых серийных тракторов ЧТЗ.

Конструкторы модернизировали шасси базового С-60: раму удлинили и усилили под установку дизеля, изменили передаточное число в трансмиссии. Дизель закрыли облицовкой капота со съемными боковинами. Современным и более удобным стало управление трактором. Часть машин оснащали кабиной.

О конструкторах С-65 известно немного. В 1934 году главным конструктором ЧТЗ был назначен Илья Григорьевич Махрасев (его личное дело в заводском архиве не сохранилось). В 1936 году он возглавил дизельный отдел ЧТЗ. В газете «Наш трактор» за 10 апреля 1936 года главным конструктором назван уже

А. М. Беленький. До декабря 1936 года он работал на ЧТЗ, затем был арестован и расстрелян. Та же участь постигла и побывавшего в Америке Е. И. Гуревича, первых директоров Челябинского тракторного.

Именно в 1937-м началось серийное производство новой модели — С-65, и выпускалась она до 1941 года.

В 1937-м, на выставке в Париже, челябинский дизельный первенец получил Гран-при. В 1938 году состоялась первая поставка техники ЧТЗ на экспорт. А импорт гусеничных тракторов в СССР в то время прекратился вовсе.

Сегодня для нас С-65 — машина историческая, славно потрудившаяся и на хлебных полях, и на полях сражений, и в годы послевоенного восстановления страны. Машина, ставшая важной вехой в истории отечественной тракторной техники.

Комментарии пользователей

Извините, но у Вас не достаточно прав для добавления комментария.

Авторизация