Обзор рынка прицепов-роспусков: тащить, не распускаться

Прицеп-роспуск специально предназначен для перевозки леса в хлыстах и деревьев длиной 12— 27 м, а также леса в сортаментах длиной до 9 м, в составе лесовозного автопоезда.

Варианты выбора

На выбор роспуска лесозаготовителем в первую очередь влияет уже имеющийся парк прицепов, поскольку необходимо обеспечить взаимозаменяемость запчастей. Затем грузоподъемность, напрямую связанная с длиной перевозимой продукции,— она зависит от количества осей (максимальная достигается при двух) и скатов (выше с двухскатной ошинковкой). Также важен тип применяемой подвески — балансирная (выдерживает больший вес груза) или рессорная (обеспечивает высокую плавность хода прицепа и снижает динамические нагрузки на прицеп в тяжелых дорожных условиях).

Прицеп-роспуск

Далее типом дышла определяется, сможет ли прицеп складываться в транспортном состоянии. Механизм самопогрузки на тягач-лесовоз реализуется в комплектации со складным дышлом (из двух балок сварной конструкции коробчатого сечения, соединенных шарнирно при помощи оси). Телескопическое этого не позволяет, но дает возможность широко регулировать длину автопоезда в зависимости от груза.

Из характеристик, влияющих на выбор роспуска, можно также назвать погрузочную высоту, тип коника (поворотный или нет), габаритные размеры, колесный просвет, максимальную допустимую скорость, возможность регулировки межконикового расстояния (за счет изменения установки «плавающего» дышла в раме) и тип тормозной системы — предпочтительнее колодочная, барабанного типа с пневматическим приводом от тягача.

С тягачом прицеп может соединяться двумя способами: беззазорный или сцепная петля за фаркоп. Управляется обычно с помощью трособлочной крестообразной сцепки, которая обеспечивает повышенную устойчивость на поворотах (следование в колее тягача), что очень важно на узких лесных дорогах.

Разумно использовать на прицепе шины того же типоразмера, что и установленные на тягаче. Если используются «высокая» резина и балансирная подвеска, то колея тягача и роспуска совпадают и автопоезд может заходить на делянку с любой удобной стороны без «затаптывания колеи», чем достигается легкая погрузка сортиментов.

Наиболее дорогая часть прицепа — рама. Чаще всего она ломается изза трещин, вызванных усталостью металла, либо из-за неаккуратной работы оператора погрузки. Также нередко ломаются коники, поэтому необходимо иметь их запас. Перед выходом в рейс наибольшее внимание стоит уделить осмотру подконикового пространства, проверить тормозную и электросистему.

Трудности сбыта

Прицепы-роспуски в России выпускает немного предприятий. Прежде всего, это Тавдинский механический завод (ОАО «ТМЗ»), предлагающий широкий ассортимент одно- и двухскатных лесо- и трубовозных прицепов — от рессорной модели 9005 (г/п 20 т) до балансирной 9851 (г/п 8 т), всего около 10 моделей различной конструкции, адаптированных под разные тягачи. ООО «Веста-М» производит три усиленные модели г/п от 8,5 до 20 т. Лесовозный прицепроспуск 9039 с телескопическим или обычным дышлом (г/п 12 т) по-прежнему остается в ассортименте Великолукского завода «Лесхозмаш». Орский завод тракторных прицепов «ОЗТП-Сармат» выпускает ОЗТП-880200 с телескопическим дышлом г/п 10 т. ООО «Канашский завод “Стройтехника”» решительно обновило ассортимент и предлагает три модели роспусков со складным дышлом — двухосный 2ПР16 с балансирной подвеской (16 т) и 8-тонные рессорные модели: 848410 и АТ-01 (0810), причем последняя имеет функцию самосвала. Компании «Урал-Авто СПБ» и «БелАвтоПрицеп», напротив, исчезли с рынка прицепов. Конкуренцию российским составляют иностранные производители, выпускающие «телескопы».

В «усиленных» вариантах прицепов конструкция основных несущих элементов роспуска по сравнению со стандартными «чертежными» элементами подвергается модернизации. Усиливают обычно раму стойки коника («тумбочку») и поворотное основание коника. Часто монтируется дополнительная нижняя плита с объемными боковыми усилителями. Некоторые из таких моделей допускают возможность наращивания стоек, что увеличивает срок службы прицепа и объем перевозимого груза. Роспуски в усиленном варианте стоят значительно дороже — связано это не только с повышенной металлоемкостью конструкции, но и с количеством (типоразмером) колес, типом применяемой подвески (с балансирной дороже) и применяемого дышла (складное дороже). Иногда производители используют алюминиевые сплавы, композиционные материалы, антикоррозийную обработку черных металлов методом катафореза, что также удорожает продукцию. Все прицепные заводы пострадали от кризиса.

— Продажи «телескопов» упали почти до нуля,— говорит Сергей Соловьев, сотрудник ТД «Балтспецмаш» (Москва),— спрос начал возрождаться только сейчас (госзаказ не в счет). Причина простая — недоступность кредитных средств. Конкуренция на рынке с иностранными производителями «телескопов» есть, и весьма весомая, и мы эту игру постепенно выигрываем, поэтому они покупают, под всяким соусом, наши самые передовые заводы-производители.

Комментарии пользователей

Извините, но у Вас не достаточно прав для добавления комментария.

Авторизация