Caterpillar в России: Стратегия лидера

В гостях у журнала ТЕХНОmagazine – Сергей ФОМЕНКО, директор по развитию ООО Катерпиллар – СНГ

Сергей Фоменко, директор по развитию ООО Катерпиллар СНГ

— В начале года принято подводить итоги года минувшего. Каким для Caterpillar был 2008 г.?

Сергей Фоменко: Если брать компанию Caterpillar в целом, то 2008 г. получился успешным и даже рекордным! Объем продаж на конец 2008 г. составил 51,3 млрд долларов США. Мы планировали достичь такого уровня продаж оборудования и услуг в 2011 г. Так что 2008 год был действительно рекордным для компании.

Важные достижения в развитии бизнеса Caterpillar были достигнуты в России, странах СНГ и Монголии (территория, за которую отвечает Caterpillar CIS, LLC). Объем продаж вырос практически вдвое, началось производство экскаваторов Caterpillar 320D на нашем заводе в г. Тосно. Ключи от первого экскаватора [произвведённого в Тосно] были торжественно вручены на первой выставке Conexpo в России. Мы отпраздновали 35-летие открытия первого представительства Caterpillar (тогда еще в СССР).

— Вы говорите о рекордных продажах, и в то же время Caterpillar inc. сокращает 20 000 своих сотрудников…

Сергей Фоменко: Да, к сожалению, это действительно так. Конечно же, мы живем не в вакууме, и кризис тоже коснулся и нас. Все машиностроительные компании, в том числе и Caterpillar, столкнулись с серьезным падением спроса на оборудование. И складывающаяся ситуация вынуждает предприятия принимать меры по сокращению расходов. К сожалению, это касается и сокращения рабочих мест. Компания Caterpillar действительно сократила около 20 000 рабочих мест, но в основном это временный и привлеченный персонал. Когда возникает потребность в большем количестве работников на волне роста продаж, мы принимаем сезонных сотрудников, которых сейчас приходится увольнять в связи с падением спроса на продукцию. Компания Caterpillar пережила не один кризис, и готовность к трудным временам — часть нашей долговременной стратегии. Антикризисный план Caterpillar существует и совершенствуется независимо от уровня рынков.

— И как долго, по Вашему мнению, продлится данная ситуация?

Сергей Фоменко: Ситуация трудно предсказуема, и прогноз меняется чуть ли не еженедельно. В данный момент аналитики Caterpillar прогнозируют «дно» кризиса примерно во втором — третьем квартале 2009 г., а затем, по прогнозам, начнется умеренный рост. И только, возможно, к началу 2011 года можно ожидать кардинальных улучшений.

— Продолжая тему кризиса, скажите, как он отразился на работе завода компании Caterpillar в г. Тосно? В некоторых СМИ прошла информация, что на заводе законсервировано порядка 2,5 тысяч кв. м сборочных площадей.

Сергей Фоменко: Никакой консервации производственных мощностей в Тосно в настоящих планах нет. Мы видели подобные публикации в некоторых источниках, что якобы в Тосно законсервировано 2,5 тыс. кв. метров сборочных площадей. Это не соответствует действительности и нам неизвестен первоисточник такой информации.

— Что же на самом деле происходит в Тосно?

Сергей Фоменко: Если вообще смотреть на историю завода, то он вырос из совместного предприятия Невамаш, которое Caterpillar образовала с ОАО Кировский завод еще в начале 90-х. СП специализировалось на производстве компонентов для экскаваторов, которые экспортировались на сборочные заводы Caterpillar в Европе. Когда производственные мощности СП перестали соответствовать всё возрастающей потребности, мы решили, что нужно строить собственный завод. Построив его, мы продолжили сотрудничество с российскими заводами, в первую очередь это, конечно, заводы Ленинградской области и самого Санкт-Петербурга. Сейчас это в основном поставки заготовок к металлоконструкциям, но по мере локализации производства экскаваторов технологическая сложность поставляемых местными поставщиками комплектующих будет расти.

— Но экскаваторы Вы ведь там производите?

Сергей Фоменко: Мы начали производство экскаваторов весом 20…22 т — Caterpillar 320D в Тосно с сентября 2008 г., и Caterpillar — первая международная компания, которая создала в России производственные мощности для изготовления строительной техники. Доля импортных комплектующих в производстве пока составляет примерно 80%. Мы работаем над уменьшением этой доли и увеличением локализации, ищем местных поставщиков. В Caterpillar есть специальный дивизион,— его можно назвать «дивизион по глобальным закупкам», — который занимается их поиском и развитием. Задача дивизиона — создание базы данных и профайла тех предприятий, которые могли бы быть нашими потенциальными поставщиками, их определение и развитие. Это задача очень сложная в России, так как наше производство базируется на западных стандартах и технологиях. И, казалось бы, такая простая задача, как подборка стали, превращается здесь в сложную. В России другие обозначения, другие стандарты, и чтобы подобрать то, что подходит на местном рынке, приходится тратить много времени. Отделение этого дивизиона находится и на заводе в Тосно. Его задача — развивать местных поставщиков.

— Неужели в России нельзя найти сталь?! Всегда есть состав, максимально приближенный к европейскому или американскому…

Сергей Фоменко: Дело здесь не столько в качестве или композиции сталей, сколько в разнице стандартов и спецификаций. В ряде случаев у Caterpillar есть свои определенные специфические требования к металлу для тех или иных деталей. И для нужд наших заводов в Европе и США нам поставляют стали именно по нашим спецификациям, а не по общеиндустриальным. Объемы в Тосно пока недостаточны, чтобы заказывать такие стали у местных поставщиков, поэтому подбор материалов сегодня является сложной задачей. Все сборочные заводы Caterpillar работают примерно по одной и той же схеме: сам завод производит рамные конструкции, подсборку, окончательную сборку оборудования и испытания. Критически важные узлы и агрегаты поступают со специализированных заводов Caterpillar (двигатели, электроника, элементы трансмиссий, гидроаппаратура и т.д.). Остальные компоненты и комплектующие производятся местными поставщиками. В России есть много предприятий, которые могли бы стать нашими потенциальными партнёрами. Такая база данных предприятий у нас уже есть. По мере развития локализации, конечно же, станем расширять и количество поставщиков. Нет никакого смысла привозить какие-то детали из-за рубежа, если можно их делать здесь, в России.

— Есть ли у Caterpillar планы по развитию производства в России?

Сергей Фоменко: Конечно, такие планы у нас есть. До 2008 г. спрос на технику (бульдозеры, самосвалы, экскаваторы и др.) был очень высок, и производство не могло его полностью удовлетворить. Сейчас ситуация изменилась, но все кризисы — временное явление. И когда рынки вернутся в нормальное русло, мы возобновим работу в этом направлении. Стратегия компании Caterpillar рассчитана на то, чтобы производить технику максимально близко от того места, где она работает. Поэтому у нас есть интерес к созданию производственных мощностей для различных видов оборудования в Сибирском регионе, например.

— Возвращаясь к нынешней непростой ситуации — какие меры предпринимает компания в связи с достаточно резким падением рубля по отношению к другим валютам?

Сергей Фоменко: С клиентами, уже купившими технику в лизинг, мы готовы обсуждать варианты реструктуризации задолженностей, если клиенты столкнулись с финансовыми сложностями. Мы прекрасно понимаем трудности и работаем в этом направлении. У Caterpillar своя лизинговая компания — Caterpillar Finance, цель которой не столько прибыль, сколько поддержка продаж. Мы внимательно следим за конкурентами, стремимся избегать «ценовых войн», потому что это ни к чему хорошему не приведет. Имея заводы в разных странах, стараемся лавировать и быть гибкими, в том числе и к валютным колебаниям. Caterpillar — акционерная компания, и мы ответственны перед акционерами. Но по мере своих возможностей мы открыты к диалогу по вопросам финансирования или других предложений по облегчению финансового бремени клиентов при приобретении оборудования и услуг.

— Что касается техники, тут есть лизинг, а как быть с запчастями? Не секрет, что цены на запчасти производства Caterpillar выше аналогичных запчастей для техники CAT «альтернативных» производителей.

Сергей Фоменко: Мы знаем, что «альтернативные» производители делают запчасти, похожие на запчасти к технике Caterpillar… и значительно дешевле. Но зачастую стремление уменьшить расходы на ремонт и обслуживание оборудования CAT за счет применения таких дешевых запасных частей заканчивается плачевно: фатальные поломки, снижение КТГ и производительности. Оригинальные запчасти отличаются от «дешевых» не столько ценой, сколько способностью выполнять вполне конкретные функции, заложенные конструкторами, с определенным ресурсом. Например, оригинальные фильтрующие элементы Caterpillar (производятся на специализированном предприятии CAT) могут быть похожи на фильтрующие элементы других производителей. Но если посмотреть оба фильтра в разрезе, то обнаруживается много важных различий, из которых становится ясна разница в стоимости, качестве и ресурсе. Аналогично со всеми остальными альтернативными запасными частями. Мы проводим большую разъяснительную работу среди клиентов, объясняя риски, связанные с применением подобных деталей.

— Какие новинки техники Caterpillar ждут нас в этом году?

Сергей Фоменко: В ближайшем будущем вся выпускаемая техника должна будет соответствовать экологическим требованиям TIER IV. Они гораздо жестче действующих ныне. И для перехода на новые стандарты требуется создание новых двигателей и систем, что поглощает огромные ресурсы. Все производители сейчас очень много сил направляют именно на это. Поэтому в ближайшее время стоит ожидать появления новинок, связанных в первую очередь именно с двигателями нового поколения. Также традиционно новые разработки будут направлены на снижение стоимости владения и обслуживания техники, повышение топливной эффективности. На выставке Intermat-2009 в Париже будет представлен целый ряд машин Caterpillar с новым двигателем Euro 3а, в том числе первый бульдозер с электрической трансмиссией D7E. Если говорить о заводе в Тосно, то думаю, что во втором полугодии мы начнем производство экскаваторов массой 35 т, предназначенных для газовой и нефтяной промышленности, а к концу года планируем запустить производство экскаваторов Caterpillar 329D.

Автор: ТЕХНОmagazine

Поделиться
Подпишись на Я.Н