Техника Китая – кто и как производит: завод XCMG

Китайская строительная техника прочно закрепляется на нашем рынке. Если раньше первостепенное значение имела цена, то в последнее время покупатели стали обращать внимание еще и на качество техники. И вот тут начали происходить интересные вещи.

Два российских предприятия закупили, казалось бы, абсолютно одинаковую технику производства КНР. Причем даже одной марки. Но у разных поставщиков и по разным ценам. Естественно, предприятие, купившее технику дешевле, «ликует» — пусть немного, но сумели сэкономить! Кто и где сэкономил, становится ясно позднее. Более дешевая машина начинает ломаться каждую неделю, а то и чаще; обнаруживается, что вместо металлических труб стоят пластиковые, и т. д. Вот тогда мы начинаем вспоминать «добрым» словом китайскую технику и всё китайское.

Но при этом почему-то забываем, что, приобретая эту технику, мы в первую очередь хотели купить ДЕШЕВУЮ и даже не задумывались о том, за счет чего достигается эта экономия. Не вспоминаем мы, что во времена СССР существовали разные стандарты — одни для внутреннего рынка, а другие для экспорта. И все, кто мог, старались приобретать экспортный вариант. А что же с китайской техникой?

Всемирная фабрика

Коммунистический Китай во многом похож на Советский Союз: те же соцсоревнования, плановая экономика, двойные стандарты. Благодаря более открытой экономике, притоку ино-странного капитала и технологий, а также мощной государственной поддержке, китайские предприятия стали создавать совместные производства и производить конкурентную технику. Можно сколько угодно рассуждать о том, что та или иная техника — это копия устаревших моделей Komatsu, CAT, Volvo, MAN и др. Но отрицать, что КНР становится одной из ведущих стран-производителей строительной и грузовой техники, уже ни-кто не может.

В сентябре 2008 года мы посетили три завода: XCMG (производитель строительной техники), CNHTC (грузовики HOWO) и LOVOL FOTON (производство сельхозтехники и погрузчиков). Выбор заводов был не случаен. Техника данных предприятий известна и востребована в России. Представители всех предприятий уверили нас, что официально поставляемая в Россию техника укомплектована документацией на русском языке. Компания Sinotruk, например, готова предоставить каталоги и инструкции по ремонту, также переведенные на русский. Перевод, конечно, оставляет желать лучшего, но, на наш взгляд, это говорит о серьезности намерений компании.

Порядок и дисциплина

Стоит отметить, что на всех заводах и во всех помещениях, где мы побывали, царят чистота и порядок. Везде развешены плакаты и лозунги, призванные поднять моральный дух работников и повысить трудовую дисциплину. При заводе есть столовые и рестораны, в которых рабочие могут покушать. Во время обеденного перерыва можно увидеть рабочих, играющих в бадминтон, пинг-понг или бильярд.

Техника Китая – кто и как производит 

Рабочий день 8 часов плюс перерыв на обед. Официально выходных два. Но некоторые работают и в субботу. При поступлении крупного заказа завод готов перейти на работу в три смены. Как сказали нам на одном из заводов: «Это можно, Пекин далеко…». Еще, в отличие от России, в Китае нет понятия «отпуск». Огромное количество населения ведет к избытку рабочей силы. Это, естественно, приводит к тому, что рабочие «держатся» за свои места. Например, на Lovol Foton средняя ежемесячная зарплата рабочих составляет примерно 250 долларов США. Это на 20 процентов выше средней по провинции Шаньдун. Как говорилось в старом советском фильме — одиноким предоставляется общежитие. Семейные работники живут в отдельных квартирах.

Однако всё сказанное выше касается только рабочего персонала. С высококвалифицированными сотрудниками на китайских предприятиях тоже очень сложно. Часто китайские компании прибегают к найму иностранных специалистов, у которых потом перенимают опыт. Думаю, ситуацию на рынке высококвалифицированных специалистов не только в Китае очень точно передает фраза господина Liu Yunhe — директора отдела сбыта по РФ компании LOVOL FOTON: «Хороший специалист — как красивая и умная девушка: их очень мало!».

Опять подделка?!

Город Сюйчжоу иногда называют «супермаркетом строительной техники». Свои представительства в Сюйчжоу имеют не только китайские, но и международные предприятия. Пока мы ехали от гостиницы к заводоуправлению, видели экскаваторы VOLVO, погрузчики Komatsu, а также другую технику. В городе можно приобрести практически любую строительную технику.

Вместе с тем еще одной проблемой крупных китайских компаний, так же, впрочем, как и компаний любой страны, является контрафакт. Да-да, китайские производители страдают от подделки своей продукции. Например, в Челябинске несколько лет назад существовал рынок «серых» бульдозеров и автогрейдеров. Эта же проблема волнует и крупные заводы Китая. Например, как нам рассказали в XCMG, этим летом они провели ряд мероприятий по выявлению производства поддельной продукции под их маркой. В результате было отмечено пять случаев производства погрузчиков под маркой XCMG только в их родном городе Сюйчжоу (Xuzhou). По словам представителей заводов, особенно остро эта проблема стоит в приграничных городах. Самое безобидное — это поставка на экспорт техники, предназначенной для внутреннего рынка. И если в Казахстане такие машины еще будут работать, то для условий суровой российской зимы они явно не предназначены. А еще отмечены случаи, когда на технику неизвестного производства просто наносится логотип крупного производителя. В итоге техника «гаражной» сборки поставляется под видом (и по цене!) известной китайской марки. К сожалению, отличить такую технику несведущему человеку практически невозможно.

Трудности перевода

Вернемся к предприятиям. Из России в Китай можно добраться разными способами, но мы выбрали Аэрофлот. В итоге наш маршрут пролегал через Шанхай, который встретил нас непривычной для нас жарой (до +36 °С) и огромной влажностью. Из аэропорта Пудон, который находится практически на берегу Восточно-Китайского моря, нас доставляет скоростной и комфортабельный поезд на магнитной подушке Maglev. Он разгоняется до скорости 431 км/ч и через семь минут доставляет до города. Стоит это удовольствие всего 50 юаней (менее 200 руб.).

Техника Китая – кто и как производит 

Первой в списке была компания XCMG, большая часть заводов которой расположена в городе Сюйчжоу. Этот город находится в 650 км к северо-западу от Шанхая, и его произношение очень созвучно с другим китайским городом — Сучжоу, хотя по-английски они пишутся по-разному — Xuzhou и Suzhou соответственно. Как рассказали нам представители завода, некоторые клиенты ищут завод именно в Сучжоу, который находится всего в 84 км от Шанхая в том же направлении, и скоростной поезд, на котором мы ехали до Сюйчжоу чуть больше четырех часов, первую остановку делает именно в Сучжоу.

Строительный холдинг

Группа XCMG (Xuzhou Construction Machinery Group) образована путем объединения нескольких государственных заводов г. Сюйчжоу. Некоторые заводы, входящие в группу,— крановый завод и завод катков и погрузчиков,— начали свою историю около 65 лет назад. По словам представителей предприятия, они выделяют несколько периодов развития и становления XCMG. Первым толчком к развитию стало то, что завод начал закупки иностранного оборудования и применение иностранных технологий в производстве, которые помогли повысить технический уровень. В середине 80-х годов прошлого века компания начала активно сотрудничать с различными мировыми предприятиями: в производстве гидравлики для погрузчиков — с компанией Kawasaki, в краностроении — с TODANO и KATO. С 1996 года компания ведет активное сотрудничество с Liebherr и CAT.

С 2002 года XCMG начинает поставку своей техники в Россию. Вот мнение специалистов экспортного отдела компании: «Российский рынок очень большой, всё время много строится. Поэтому это самый хороший рынок в будущем». В преддверии заседания АРАК в 2010 году и проведения зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году ожидается новый виток развития строительства, поэтому компания ведет переговоры о поставке бурового оборудования для строительства мостов на Дальнем Востоке, а также другой строительной и дорожной техники, включая гусеничные и автомобильные краны.

Техника Китая – кто и как производит 

Как утверждают сотрудники компании, XCMG в Китае занимает 70% рынка кранов, 40% — катков, 20% — погрузчиков. Заводы группы расположены в нескольких регионах на территории КНР: Сюйчжоу (Xuzhou), Нанкин (Nanjing), Внутренняя Монголия и др., а также имеются совместные предприятия в Польше (завод погрузчиков) и Америке.

ЗИЛ по-китайски

Следующей «остановкой» нашего маршрута был город Цзинан (Jinan). В этом городе расположены производственные мощности завода Sinotruk. Завод ведет свою историю с 1958 года. В проектировании и по-стройке предприятия непосредственное участие принимали специалисты из СССР. Как выразился господин Zhang Shishan, генеральный директор экспортного департамента Sinotruk (HongKong) Limited, «Россия — это профессор китайского автомобиле-строения».
продолжение следует...

Комментарии пользователей

Извините, но у Вас не достаточно прав для добавления комментария.

Авторизация