Китайские бульдозеры

На российском рынке строительно-дорожного оборудования (сдо) появилась и утверждается относительно новая группа производителей гусеничных бульдозеров, представленная китайскими фирмами. Не только бульдозеры и не только рынки сдо осваивают наши соседи. Но предлагаемый материал посвящен бульдозерам.

 IMG_9581.jpg

Сегодня бульдозеры – это: Caterpillar (Cat), Komatsu, еще не забыта Huta Stalowa Wola (HSW), может быть, Liebherr, John Deere, Case, New Holland, из российских – ЧТЗ, «Четра». Пора и «китайцев» узнавать в лицо. Они заслуживают внимания, потому что стали реальными конкурентами всем вышеназванным ведущим фирмам.

Предлагается кратко познакомиться с китайскими предприятиями, производящими бульдозерную технику, с их хоть и короткой, но все же историей.

В развитии промышленности КНР выделим два периода: первый – от образования КНР в 1949 г. до 1978 – годы начала экономических реформ, второй – от 1978 г. до настоящего времени. КНР в момент своего образования была отсталой аграрной страной, хотя и с древней культурой, историей. В течение первого десятилетия своего существования КНР получила от СССР огромную экономическую и научно-техническую помощь во всех отраслях промышленности. Строились заводы, передавались технологии, обучались специалисты. Как сказал один из участников тех событий, металлург с Алтайского тракторного завода А. И. Гусев: «Уважали нас китайцы, и было за что».

Первый Китайский тракторный завод (г. Лоян, провинция Хэнань). В 1955 г. было начато строительство, в 1958 г. началось производство тракторов («Красный Восток»). Он должен был стать и стал основой механизации китайского сельского хозяйства. Производство начиналось с легендарного ДТ-54. В СССР он массово изготовлялся на трех заводах. Позже прошли модернизации до ДТ-75. На базе сельхозтракторов изготовляются бульдозеры. В конце 1994 г. завод был переименован в корпорацию «Юто», что означает Первая Тракторная Корпорация. Сейчас «Юто» пытается выходить на российский рынок.

Бульдозера 

Харбинский машиностроительный завод (г. Харбин, провинция Хэлунцзян) в 1959 г. представил трактор 22 л. с. Сюда Онежским тракторным заводом во времена дружбы была передана технология изготовления трелевочного трактора ТДТ-40.

Аньшанский тракторный завод

(г. Аньшань, провинция Ляонин) основан в 1948 г. для выпуска колесных сельскохозяйственных тракторов. В середине 1950-х гг. начали выпускаться по лицензии гусеничные «Сталинцы» (ЧТЗ), сперва для нужд сельского хозяйства, позже – и с бульдозерно-рыхлительным оборудованием. Т-100 – китайская копия Т-100М. В 1970-х гг. добавилась модель мощностью 120 л. с.

В 1980-х завод в Аньшане стал одним из предприятий, получивших право на выпуск «Катерпиллар» D6D. В 1987 г. здесь же появился больший Т220С, изготовлявшийся по технологии «Комацу». В 1991 г. создан прототип 460 л. с. В 1992 г. у компании «Либхер» купили лицензию на производство бульдозеров PR-732, PR-742, PR-751. Выпущена их ограниченная серия. Единственная серийная модель, выпускаемая по технологии «Либхер» с китайским двигателем, это Т-160. Позднее тестировались прототипы машин на 480-750 л. с.

 

Завод инженерных машин (г. Хуянь (Хуайань), провинция Цзянсу) основан в 1968 г. для производства навесного оборудования. (С 1994 г. – ООО «Группа Шанхайских Строительных Машин Хуанхэ»). Вначале основным продуктом производства были бульдозеры, позже к ним добавились колесные и гусеничные погрузчики, экскаваторы, автогрейдеры. С 1980 г. бульдозеры изготовлялись на базе «Комацу», в соответствии с лицензией. Теперь это соглашение больше не действует. Серия Т180/Т200, появившаяся в 1984 г., уже являлась собственным проектом. Двигатели «Камминс» первоначально импортировались из США, но с 1991 г. поставлялись с дизельного завода, на котором организовано лицензионное производство «Камминс» в Китае.

Завод лесного машиностроения

(г. Гуйлинь, провинция Гуанси) образован в 1971 г. для выпуска лесохимического оборудования. Выпускалась только одна модель колесно-гусеничного трактора на 25/30 л. с.

ООО «Компания инженерных машин Лиугонг» (LiuGong) (г. Лючжоу, провинция Гуанси). В 1958 г. начался выпуск строительного оборудования.

 

1966 г. – переломный год – начался выпуск колесных погрузчиков, первых в Китае, и сегодня погрузчики – основной продукт. Цех на заводе погрузчиков в Лючжоу был построен по советскому проекту. Главная производственная база – г. Лючжоу: погрузчики, экскаваторы, автогрейдеры, трансмиссии. Здесь было создано совместное с ZF предприятие по производству трансмиссий. В 2007 г. произведено более 27 000 погрузчиков. Это 1-е место среди китайских фирм, 19,5% рынка в штуках, 25% – в деньгах. Ближайший конкурент отстает на 7%. В конце 1990-х гг. компанией выпускалось менее 2500 погрузчиков в год. LiuGong cчитается в КНР самым крупным и старым продуцентом строительной техники.

Бульдозеры с перерывами выпускают здесь с 1960 г. В 1990-х гг. делали ограниченным тиражом бульдозер TY-220, спроектированный на базе машины «Комацу».

В г. Тяньцзинь в 2008 г. должно было быть завершено строительство завода бульдозеров мощностью 3000 шт./г. Линейка состоит из 4-х моделей массой 16,6-35,9 т. Первые машин поступили на российский рынок в конце 2008 г.

2006 г. – 32 место из 50-и среди мировых производителей сдо, 2007 – 29, (2008 – 24, 2020 – 5).

«Шантуй» (Shantui) – главный Шандунский бульдозерный завод (г. Цзинин, провинция Шаньдун) – основан в 1980 г. для выпуска гусеничных машин по специально приобретенной в 1979 г. правительством лицензии у «Комацу». Позднее на паритетных началах было создано СП «Komatsu Shantui». Первоначально планировалось совместно выпускать копию D85А-18 под брэндом «Шантуй».

В начале 1990-х модельный ряд расширили машинами ТВ-70 70 л. с. («Комацу» D31А-17), позже Т-160 («Комацу» D60/D65). После 1997 г. «Шантуй» представил свой вариант «Комацу» D155А-1 на 320 л. с., который первоначально производился на заводе «Пенг Пу» в Китае.

«Шантуй» расширил и обновил связи с «Комацу». Одним из результатов явилось производство на внутреннем рынке машин D85 21-й серии с импортированным двигателем «Камминс».

Продукция «Шантуй» в 2008 г. составляла 57% рынка бульдозеров Китая. Более 80% экспортированных в 2008 г. из Китая бульдозеров произведено «Шантуй». 2005 г. – 3% российского импорта бульдозеров в штуках – Shantui, в 2006 – 9%; 2007 – 21,4%, в деньгах – 16%; в 2008 – 492 бульдозера.

 

Кингхайский (Цинхайский) машиностроительный завод (г. Хинг (Синин), провинция Цинхай) вне индустриальной зоны на западе Китая. Гусеничные машины производились с 1970-х гг. В 1980-х были предложены собственные модели на 100 и 160 л. с. В 1980 г. «Цинхай» был единственным китайским заводом, производившим по лицензии «Катерпиллар» бульдозер D7G для внутреннего потребления. Собственное обозначение QT200T, на экспорт используется обозначение QT D7G. Современный бульдозер TY-150 является D7G с двигателем из Шанхая. «Цинхаем» также подготовлен модельный ряд нефтебуров на базе гусеничных тракторов.

Машиностроительный завод «Пенг Пу» (Peng Pu) (г. Шанхай, провинция Цзянсу) образован в 1959 г. для производства строительного, горнопромышленного и металлургического оборудования. Производство бульдозера модели «120» 120 л. с. началось в 1960-х гг. В 1979 г. «Пенг Пу» был одним из первых, кто добился права производить лицензированный «Комацу» для Китая. Первоначально изготовлялась большая 320 л. с. модель. Позже компания самостоятельно заключила контракты с «Комацу» для производства моделей D355A, D85-21.

В 1986 г. «Пенг Пу» участвовал в получении прав на производство «Катерпиллар» D6D.

Компания входит в Шанхайскую машиностроительную группу, принадлежащую государству, а по объему производства входит в четверку крупнейших производителей гусеничных тракторов в Китае.

«Шехва»/«Хуанхуа». Завод инженерных машин «Хуанхуа» (провинция Хэбэй). Зарождение предприятия уходит к 1950-м гг., но производство гусеничных тракторов началось не раньше 1966 г. Первоначально производилась модель Т-120 на 120 л. с. собственной разработки. В 1970-х – модернизированная Т-140, в которой были использованы узлы и технология «Катерпиллар» D6С. «Хуанхуа» – одна из компаний, которой были переданы права для производства «Катерпиллар» D6D по лицензии, купленной правительством в 1986 г. Машина имела обозначение SD6D. Сотрудничество с фирмой «Катерпиллар» продолжалось, и в 1984 г. была представлена первая модель с верхним расположением ведущего колеса SD7 220 л. с., затем SD8 335 л. с.

«Хаунхуа» вырос в крупнейшего изготовителя гусеничных тракторов в Китае. Это одна из первых китайских компаний, которая стала экспортером.

Сычуаньский завод строительных машин (г. Чэнду, провинция Сычуань). Производился бульдозер Т-120 135 л. с. собственной разработки. Низкий объем производства привел к прекращению их выпуска в 1995 г.

XCMG. Сучжойский завод погрузчиков – филиал Группы Сучжойских строительных машин (г. Сучжоу, провинция Цзянсу) – крупнейший конгломерат производств оборудования китайской строительной промышленности. Из названия компании следует, что основная продукция этого завода – колесные погрузчики. Бульдозеры добавились к продуктовой линейке в 1997 г. Предлагались три модели Т-120А, Т-140А и наибольшая TY-230 на базе «Комацу» D85А-21, взаимозаменяемой с моделями «Шантуй».

Тяньцзиньский завод строительных машин (г. Тяньцзинь). В 1956 г. началось строительство второго тракторного завода на базе реконструкции Тяньцзиньского завода. Считается, что эта компания – старейший китайский производитель бульдозеров для строительных работ. 1-й бульдозер был изготовлен в 1958 г. и стал копией «Сталинца» С-80. В последующие годы сотрудничество с СССР продолжилось, создали ряд гусеничных машин мощностью от 80 до 180 л. с. Они стали совместной разработкой русских и компании «Юшань». Популярные Т-120 стали частью номенклатуры изделий на долгие 30 лет, лишь слегка меняясь со временем.

В 1985 г. была представлена первая машина на базе «Комацу» по расширенному лицензионному соглашению. Это бульдозеры Т-160/Т-180 на базе «Комацу» D60/D65.

Шеньянский мостостроительный завод (г. Шеньян, провинция Ляонин). Основная продукция завода – металлические конструкции и металлургическое оборудование.

В 1970-х гг. он был перепрофилирован на производство бульдозера ZST-200 и прицепного скрепера. Производство строительного оборудования прекратилось в 1996 г.

Отношения СССР и КНР после первого десятилетия народной республики стали сворачиваться, в 1969 г. дошло до вооруженных конфликтов. Бульдозеры в Китае (и большинство другой техники) изготовлялись для относительно небольшого внутреннего рынка. Их конструкции не были передовыми. Количественный недостаток частично компенсировался импортом. Обмена специалистами между тракторными заводами СССР и КНР уже не было.

В 1978 г., во многом благодаря инициативе Дэн Сяопина (1904-1997 гг.), в КНР начинаются экономические реформы по переходу к рыночным отношениям. (В СССР перестройка началась в 1985 г.).

В это же время на рубеже 1970-80 гг. резко подорожало топливо, возрос интерес к экономичным дизельным двигателям. В 1979 г. китайское правительство приобрело у «Комацу» лицензию на производство бульдозеров D80/85 и D155, позднее соглашение распространилось на D60/65. К освоению лицензии подключили ряд предприятий. В 1980 г. был пущен Шандунский завод в г. Цзинин – «Шантуй» для производства бульдозеров «Комацу».

В 1986 г. китайское правительство покупает лицензию у «Катерпиллар» на тракторы D6D и D7G. Заводы «Хуанхуа» и другие осваивают их производство.

Реформы в КНР последовательно, под руководством коммунистической партии (КПК), осуществляются. В стране разворачивается строительство, растет спрос на строительную технику. В 1990-е годы экспорт бульдозеров ЧТЗ в КНР измеряется тысячами штук в год. Причем большая часть реализуется не напрямую с завода, а через многочисленных посредников. Низкие цены на российском рынке и значительно более высокие на китайском стимулировали этот процесс. Китайские бульдозеры, изготовленные по технологиям «Комацу», «Катерпиллар», были сравнительно дороги.

Сами китайцы стали уже другими. Они хорошо торговались. Большая часть поставок оплачивалась бартерными товарами ширпотреба.

Открытость в отношениях, в частности с россиянами, ушла в прошлое.

Этапы реформ (1-й с 12.1978 г. по 9.1984 г., 2-й с 10.1984 по 12.1991, 3-й с 1.1992 по 9.2003, 4-й с 10.2003 по настоящее время) сопровождаются изменениями в законодательстве, включая конституцию. Страна показывает высокие ежегодные темпы роста. С 1978 по 2010 гг. включительно производство валового продукта в КНР возросло в 115 раз. Сейчас это уже совершенно другая страна с новыми возможностями и проблемами.

По техническому уровню бульдозеры, производимые в Китае по лицензиям «Комацу» и «Катерпиллар», вполне современны. Качество китайской машиностроительной продукции при выходе на внешний рынок, в том числе на российский, на начальном этапе было невысоким. Стал формироваться отрицательный имидж, что сразу отразилось на продажах, на продвижении товаров. Началась рыночная регуляция. Сейчас, по прошествии ряда лет, можно сказать, что качество китайских машин не лучшее, но растущее.

Другой аспект. Использование зарубежного опыта проходит различные фазы («от бабочки до гусеницы»). Первая – привлечение ведущей зарубежной фирмы: покупка лицензии на не совсем новую продукцию, выгодный договор, в частности ограничивающий сбыт внутренним рынком, хороший инвестиционный климат в стране. Затем, по мере освоения технологий, начинается замена иностранного своим, заканчиваются сроки договоров, лицензий, начинается конкуренция с недавним партнером. Китай постепенно сокращает количество совместных предприятий, предпочитая разрабатывать и выпускать новые модели собственными силами. Китайские бульдозеры начинают самостоятельный путь. Это уже не «Катерпиллар», «Комацу», а «Шантуй», «Шехва», «Пенг Пу», … .

Еще один китайский феномен – низкие цены. Например, калькуляция цены бульдозера «Шантуй», как и любого другого производителя, содержит стоимость исходных материалов, амортизацию оборудования, стоимость рабочей силы, налоги и т. д., также к цене для конечного потребителя добавляются расходы на логистику, сервис, все это зависит и от эффективности менеджмента. Сегодня преимущества китайских производителей в стоимости рабочей силы, в поддержке государства, в нацеленности на ценовую конкуренцию.

Если есть желание у российских производителей быть конкурентоспособными, то найдутся и преимущества, и возможности.

Владимир Бухаров

Выражаю благодарность в подготовке материала

А. Мейеру и С. Г. Коротину.

Комментарии пользователей

Извините, но у Вас не достаточно прав для добавления комментария.

Авторизация