Российский рынок импортных кранов-манипуляторов

Манипуляторы разделяют в зависимости от их грузоподъемности, типа конструкции рабочего оборудования (Z-образная конструкция, L-образная конструкция) и типа базы для монтажа (бортовой автомобиль, седельный тягач, маломерное речное судно, гусеничный тягач, стационарные технологические площадки). В данном обзоре будет подробно освещен импорт манипуляторов, монтируемых на шасси грузовых автомобилей. Кроме того, стоит отметить, что в Россию манипуляторные установки везутся либо самостоятельно, либо уже смонтированными на автомобильном шасси. В связи с этим для более четкого понимания рынка и его сегментов рассмотрим отдельно импорт манипуляторов и манипуляторов на автомобильном ходу.

КМУ

Манипуляторная установка открывает для грузовика массу новых возможностей. В отличие от стационарных кранов, КМУ (именно такое сокращение используется для обозначения крана- манипулятора) имеют ряд существенных преимуществ, среди основных — высокая маневренность, точность манипуляций, возможность работы в ограниченном пространстве. Эти характеристики сделали краны-манипуляторы востребованными при проведении погрузочно-разгрузочных работ в условиях современного города, а также при строительстве небольших объектов. К слову сказать, малоэтажное строительство — это один из немногих сегментов, который в период экономической нестабильности не только не сократил свои объемы, но и имеет положительную динамику — это значит, что работа для крана-манипулятора найдется и в кризисное время. К тому же грузовик с краноманипуляторной установкой значительно экономит денежные средства, выполняя работу сразу двух машин — транспортного средства и подъемного крана.

Использование кранов-манипуляторов в России началось еще в 90-х годах прошлого века. При достаточно длительном периоде освоения до сих пор нельзя сказать о насыщенности данного сегмента подъемного оборудования, даже учитывая значительное увеличение импортной составляющей в последние годы. Несмотря на то что отечественная техника продолжает оставаться наиболее надежной в эксплуатации и доступной в ремонте, говорить о равномерном распределении сил на российском рынке кранов-манипуляторов не приходится.

Небольшому числу отечественных производителей, большинство из которых занимается производством узкоспециализированных КМУ (для лесовозов и металловозов, лесозаготовительной и нефтегазовой техники), за исключением разве что ЗАО «БАКМ» (производит универсальные манипуляторы), противостоит огромное количество импортных марок, среди которых Tadano, UNIC, HIAB, KATO, Palfinger, FASSI, Amco Veba, LogLift, NANSEI и многие другие. А ведь еще 8 лет назад импортное присутствие манипуляторов на российском рынке было достаточно скромным. Однако с постепенным развитием экономики, сопровождающимся подъемом во многих отраслях, в том числе и строительной, пробел присутствия иностранных производителей на отечественном рынке стал быстро заполняться. Уже в 2006 году импорт манипуляторов в Россию по своим объемам практически сравнялся с производством, а в 2007 превысил этот показатель практически в 2 раза. В 2008 году рынок импортных манипуляторов «подрос» еще на 8—9%, показывая при этом достаточно нестабильные показатели развития в течение всего года — плавный рост импорта с января по апрель сменился разнонаправленной динамикой поставок до конца года в пределах 650—900 манипуляторов. В этом плане 2009 год оказался более спокойным, за исключением факта падения реальных объемов ввоза манипуляторных установок в Россию в 4,7 раза, или на 78,5% по сравнению с 2008 годом.

Еще в 2006—2007 годах лидирующие позиции в импорте принадлежали европейским странам. Хотя уже тогда многие специалисты предсказывали появление азиатских игроков на российском рынке. Несмотря на значительное сокращение поставок в 2009 году Япония занимает первое место по количеству произведенных манипуляторных установок для российского импорта. Среди основных марок, выпущенных в Японии, представлены Tadano и Unic. Главной особенностью импорта манипуляторных установок из «Страны восходящего солнца» является то, что абсолютное их большинство — подержанные. Такая подержанная техника пользуется в нашей стране повышенным спросом, даже несмотря на то, что ее ресурс выработки практически неизвестен. Кроме того, во многих случаях такие манипуляторные установки требуют определенных доработок по безопасности в соответствии с ПБ 10-257-98 для регистрации их в Ростехнадзоре.

Вторым производителем манипуляторных установок для российского импорта в 2009 году стала Италия, в докризисные времена являющаяся лидером (ее доля доходила до 70%). По итогам 12 месяцев прошедшего года в Россию было ввезено 278 манипуляторных установок, в том числе под маркой Amco Veba было импортировано 93 единицы оборудования, Fassi — 62, Ferrari — 57, PM — 38, Effer — 19 и Palfinger — 9.

В Республике Корея выпуском манипуляторных установок занимаются три фирмы: DongYang, Soosan, Kanglim. Импорт оборудования именно этих марок обеспечил третью позицию по общим объемам за 2009 год для этой страны. Недавно в Корее появился еще один производитель манипуляторных установок, им стала фирма HIAB. В Россию было ввезено 7 единиц оборудования, собранного на заводе шведского производителя. Всего же за 2009 год в нашу страну ввезли 115 манипуляторных установок, собранных в Корее.

Австрия произвела для российского импорта 43 манипуляторных установки, что позволило войти по своим объемам за 2009 год в пятерку ведущих стран. Все они выпущены на заводах Концерна Palfinger — одного из крупнейших мировых производителей краноманипуляторных установок. Из них 34 единицы оборудования ввезены под маркой Palfinger и 9 — под маркой Epsilon (торговая марка, принадлежащая Концерну Palfinger). В 2009 году в Россию было ввезено 38 манипуляторных установок, произведенных в Нидерландах.

Приморский край является «воротами» для России, через которые поступает товар азиатского происхождения. В регион за весь 2009 год было импортировано 1116 манипуляторных установок из Японии, Кореи, Китая и даже Сингапура. Еще одной особенностью дальневосточного импорта является присутствие среди получателей достаточно большого числа индивидуальных и частных предпринимателей. Если за весь 2009 год данные участники рынка на территории всей страны растаможили порядка 880 манипуляторных установок, то только в Приморском крае ими была получена 771 единица оборудования. 161 манипуляторная установка была ввезена в северную столицу — Санкт-Петербург, что позволило занять ему вторую позицию по объемам. Ведущими получателями стали компании ООО «Петровнешторг» и представитель Hiab в России — ООО «Карготек РУС». Также среди получателей можно отметить ООО «Палфингер Кран Рус», ООО «Мультикран» (в 2008 году компания была лидером по количеству растаможенных манипуляторных установок), ООО «Авантаж». Всего же участниками рынка манипуляторов в северном регионе стали 17 компаний.

Импортные u1084 манипуляторные установки в Нижегородской области были закуплены только четырьмя компаниями. Один из прошлогодних лидеров — ООО «Чайка-НН» — получило в 2009 году 95 манипуляторных установок (это третий показатель по всей России среди остальных компаний). 106 и 112 манипуляторных установок были направлены в Москву и Московскую область. Основными получателями стали ООО «Ист» (официальный партнер японской компании “GlobalStar”) и ЗАО «Хива Русланд» (100%-я дочерняя компания голландского холдинга “Hyva”).

Манипуляторная установка более удобна для транспортировки, нежели полностью автомобиль, уже ею укомплектованный. Кроме того отечественные компании перед установкой ее на шасси автомобиля дорабатывают все детали в соответствии с российскими требованиями. Поэтому импорт манипуляторов на шасси грузовых автомобилей в 2008 году оказался в 4,3 раза меньше импорта манипуляторного оборудования, а в 2009 году — в 11,5 раза.

В 2009 году импорт манипуляторных установок на шасси автомобилей сократился по сравнению с 2008 годом на 92%. Главная причина — мировой финансовый кризис. Однако есть еще одна причина такого обвала на рынке КМУ — введение в январе и апреле 2009 года новых таможенных пошлин, которые коснулись в основном подержанной техники. А импорт кранов-манипуляторов на автомобильном ходу как раз состоит из таковой. В 2008 году доля «бэушной» техники составляла около 80%, в 2009 — 97% (было ввезено всего 5 новых единиц техники).

Особенностью импорта манипуляторов на грузовых шасси является декларирование только грузовика без указания марки самого манипулятора (бывают, конечно, и исключения). Однако из распределения долей основных марок шасси можно предположить, что и здесь в лидерах азиатские производители. Среди основных европейских марок — Scania, Volvo, MAN, Mercedes. Подтверждают предположения относительно лидерства азиатских брендов данные по странам — производителям техники: 138 грузовиков с манипуляторными установками произведены в Корее и Японии. Неудивительно, что 115 единиц техники в 2009 году были растаможены в Приморском крае.

Уже не один год импорт манипуляторов значительно превосходит российское производство. По оценкам многих специалистов, успех в развитии рынка манипуляторных установок иностранного происхождения достигнут благодаря грамотной политике позиционирования своего продукта на рынке. Успешные маркетинговые ходы дают возможность зарубежным брендам в значительной степени увеличивать свою долю на российском рынке, тесня при этом отечественного производителя. Однако подержанная зарубежная техника (в основном это техника азиатских производителей), а также слабая приспособленность манипуляторных установок для работы в условиях суровых российских зим дают возможность отечественным компаниям при грамотном подходе и рекламе направить интересы покупателей к своей продукции. Тем не менее не стоит забывать, что постепенная адаптация зарубежных производителей в постоянно меняющихся конкурентных условиях, их способность грамотно руководить и четко распределять финансирование в совокупности могут отодвинуть российских представителей в узкоспециализированные сегменты. В обоих вариантах дальнейшая судьба распределения долей на рынке манипуляторных установок находится в руках менеджмента компаний, и от их решений будет зависеть то, каким рынок будет завтра.

Комментарии пользователей

Извините, но у Вас не достаточно прав для добавления комментария.

Авторизация