Влияние кризиса на импорт дорожно-строительной техники

2008 год принес достаточно неожиданный поворот в мировой экономике. Хотя еще летом на самом высоком уровне Россия позиционировалась как "тихая гавань" в период кризиса, действительность заставляет забыть об этой мечте. Достаточно показателен в этом смысле даже самый первоначальный и общий анализ импорта обычной строительной техники в РФ.

03im_1.jpg

После перелистывания совсем еще недавно выпущенных специализированных журналов становятся отчетливо заметны чрезвычайно позитивные ожидания почти всех без исключения авторов всего лишь полгода назад. И правда, рынок дорожно-строительной техники (ДСТ) вырос в 2007 г. более чем вдвое: 17000 единиц против 7000 в 2006 г. Большая часть 2008 г. позволяла надеяться если и не на такой же рост, то все же на уверенное закрепление рынка на достигнутых объемах.

Действительно, до конца осени импорт уверенно держался на уровнях от полутора до двух с лишним тысяч единиц техники в месяц, однако в ноябре и декабре произошел настоящий обвал.

Если бы не мировой характер кризиса, можно было бы надеяться на определенную случайность спада, объясняя его сезонностью и прочими причинами. Однако зная даже самым приблизительным образом общее печальное положение дел в мировой экономике, становится понятно, что мы видим не случайность, а проявление длительных кризисных явлений.

В денежном выражении импорт ДСТ упал в ноябре в два раза по сравнению со средним за год, а в декабре — еще на треть относительно ноября. Таким образом, декабрьский импорт ДСТ составил в стоимостном выражении примерно треть от объема в летние месяцы.

Количество машин в штуках рухнуло совершенно аналогично: в среднем в два раза за месяц в ноябре (с 1700—2000 штук до 860) и почти вдвое в декабре (до 450 штук).

Это, кстати, продемонстрировало интересный эффект: средняя цена за единицу техники выросла, что говорит о том, что закупки в натуральном выражении упали в дешевом сегменте больше, чем в более дорогом. Возможно, это лишнее доказательство того, что мелкие фирмы разоряются быстрее крупных, так как понятно, что небольшие фирмы и в лучшие времена ориентировались на закупки в более дешевом сегменте.

Динамика импорта новой ДСТ и темпы роста в натуральном выражении 2006—2008 гг. (по данным ООО «Академия-Сервис»)

Динамика импорта новой ДСТ и темпы роста в натуральном выражении во 2-м полугодии 2008 г. (по данным ООО «Академия-Сервис»)

Как легко заметить, основное падение пришлось на месяцы максимальной паники, так как падение импорта в ноябре означает отсутствие контрактов на покупку в августе — октябре. Возможно, уже забывается, но этот период был (по крайней мере в РФ), пожалуй, наиболее неопределенным. К началу 2009 г. ситуация падения начала стабилизироваться. По нашему мнению, есть значительная доля уверенности, что объем закупок приостанавливает свое падение, дойдя до уровня сотен единиц ДСТ в месяц. Однако вряд ли стоит надеяться на существенный рост импорта в ближайшие месяцы, так как по всем озвученным прогнозам кризис еще не достиг своей нижней точки.

В целом, в силу развития кризиса импорта ДСТ в два последних месяца 2008 г., общая годовая статистика не ужасает, однако наводит на печальные размышления о грядущих результатах 2009 г.

В силу крайне неопределенной ситуации наш прогноз может быть только самым общим. Дорожно-строительная техника относится к числу востребованных повседневных технических средств, и в силу этого спрос не нее восстанавливается при первой же возможности. Поэтому, по оптимистическому прогнозу, объем импорта уже с февраля начнет медленно расти, хотя и не стоит ожидать быстрого возвращения на докризисные уровни.

В худшем же случае прогноз просто невозможен, кроме очевидного замечания о потенциальной возможности дальнейшего обрушения рынка. Однако и в этом случае мы считаем, что рынок ДСТ начнет восстанавливаться при первой же возможности.

Несколько обнадеживает то, что декабрьский объем импорта оказался на уровне среднего импорта в 2003—2004 гг. Возможно, это говорит о достижении достаточно устойчивого уровня потребления техники, обусловленного естественной потребностью фирм и организаций в данном виде машин, так как объемы импорта в эти годы были соизмеримы, а бум покупок начался с 2005 г.

Комментарии пользователей

Извините, но у Вас не достаточно прав для добавления комментария.

Авторизация