Дакар 2012 – новые горизонты
В первые дни наступившего года любители автоспорта во всём мире следят за перипетиями, пожалуй, самого известного и сложного автомобильного марафона – ралли-рейда «Дакар». Многие знают, что данное соревнование проходило по маршруту Париж–Дакар, но после отмены по соображениям безопасности в 2008 году было перенесено в Южную Америку и с 2009 года берёт старт в Аргентине. Предыдущие три гонки в зачёте грузовиков выиграла команда «КАМАЗ-мастер» (в 2009 году – Фирдаус Кабиров и дважды Владимир Чагин).
В 2012 году, в отличие от трёх предыдущих гонок, «Дакар» прошёл по территории не двух, а сразу трёх стран – Аргентины, Чили и Перу, – и впервые за последние годы не стал кольцевым. 1 января участники из морского аргентинского курорта Мар-дель-Плата (Mar del Plata) отправились покорять трассу протяжённостью более 8000 км и, пройдя 13 из 14 запланированных этапов, финишировали 15 января в перуанской столице – городе Лима (Lima).
В «Дакаре-2012» стартовали 465 участников, которые разделены на классы: «мотоциклы», включая квадроциклы; «автомобили» и «грузовики». Россию в этом марафоне представляли несколько экипажей: семь в зачёте внедорожников и четыре в «грузовом» классе. Помимо пилотов, в Дакаре участвует и техника, произведённая отечественными предприятиями – в категории «Грузовики» старт приняли пять КамАЗов и два МАЗа. Причём, шесть из семи машин выставлялись к участию заводскими командами – победителем трёх последних марафонов, командой «КАМАЗ-мастер» и новичком «Дакара», белорусской «МАЗ-спортавто». Команда из Набережных Челнов обновила состав, что, в отсутствии семикратного победителя «Дакара» Владимира Чагина, бесспорно придало соревнованиям дополнительную интригу. Пятый отечественный автомобиль – КамАЗ предыдущего поколения – принял участие под управлением пилота казахстанской команды «Астана» (Team Astana) Артура Ардавичуса, хотя ближе к концу гонки в «КАМАЗ-мастере» подчёркивали, что он является полноценным членом заводской команды, несмотря на другую раскраску машины и наличие собственного спонсора.
Забегая вперёд, отметим, что именно Артур Ардавичус занял наивысшее для КамАЗов третье место в итоговом зачёте «Дакар-2012», обойдя заводских пилотов Андрея Каргинова и Ильгизара Мардеева, расположившихся следом. Пилот белорусской команды «МАЗ-спортавто» Александр Василевский стал в общем зачёте грузовиков 31-м, а его партнёр по команде Александр Полищук закончил гонку только в качестве машины технической помощи. Не смогли завершить ралли-рейд и два челнинских экипажа: Айрат Мардеев сошёл из-за проблем с двигателем, а Эдуард Николаев был снят с дистанции.
Что же такое «Дакар»?
В любом виде спорта есть своя табель о рангах. По категории сложности ралли-рейды делятся на четыре категории, и суперсложная, 4-я категория, присвоена только одной гонке – ралли-марафону «Дакар». Сложность трассы заключается не только в её протяжённости и составленном маршруте. Она буквальна во всём. Начнём с того, что в отличие от классического ралли, на «Дакаре» членам экипажа запрещено за два месяца до проведения гонки даже появляться в местах, где пройдут соревнования. Поэтому легенду трассы, т. е. «карту» привязки к местности, экипажи получают от организаторов соревнований, а не пишут самостоятельно, изучив все особенности.
Стоит отметить и то, что пилоты проходят многокилометровые дистанции рейда без использования карт и средств навигации. Участники получают GPS-устройства только для определения их местоположения в экстренных случаях. За использование его не по назначению участник снимается с гонки. Ориентиром служит только легенда трассы, где описаны ориентиры для движения: например, дом, форма скалы или одинокое дерево в пустыне. Поэтому отклонение от маршрута на десятки, а то и сотни километров – вполне обычное дело. Не заблудиться окончательно помогает маршрутный компьютер, который ведёт отсчёт расстояния от старта и от предыдущей точки привязки. Он также способен вести обратный отсчёт, что позволяет экипажу в случае отклонения от маршрута вернуться к предыдущей контрольной точке. Кроме того, в легенде есть информация об особенностях трассы – ямах, трамплинах, сужениях, поворотах и т. д. Но у каждого своя логика и грань, за которой, например, первая категория сложности переходит во вторую. Не стоит забывать и об ориентировке на местности. Съехав с верного маршрута, правый поворот третьей сложности может вполне закончиться песчаной ловушкой.
Задача любого участника ралли пройти трассу за наименьшее количество времени. Для этого существуют пункты контроля времени, которым начинается и заканчивается каждый этап (спецучасток). Но, в отличие от классического ралли, особенностью ралли-рейдов является наличие ещё одних контрольных точек (checkpoint). Они предназначены для контроля прохождения трассы участниками соревнований. Ведь протяжённость некоторых спецучастков превышает
500 км. Наверняка у некоторых может появиться желание сократить расстояние и сэкономить время. Даже если участник будет объяснять, что пропустил контрольную точку не специально, а просто «сбился» с маршрута, он будет наказан путём прибавления к результату n-го количества времени.
Контрольные точки расположены не только на этапах, но и на расстоянии между финишем одного участка и стартом другого. Такой отрезок ралли называется «лиазон».
Ралли-рейд «Дакар» представляет собой ряд спецучастков, в этом году их было 14, один из которых – шестой этап
Фьямбала–Копиапо – был отменён в связи с ухудшением погодных условий в Андах. Общая протяжённость рейда для грузовиков составила в этом году 8336 км, из которых 4120 км пришлось непосредственно на спецучастки.
Трагичный старт, скандальный финиш
«Дакар-2012» начался с трагедии. 1 января 2012 года на 55 километре первого этапа ралли погиб аргентинский мотоциклист, 38-летний Хорхе Андреас Мартинес Боэро, сын известного в Аргентине мотоциклиста Хорхе Боэро-старшего по прозвищу «Эль Гаучито Боливар». И хотя медицинский вертолёт прибыл к месту аварии спустя всего 5 минут после случившегося, спасти жизнь гонщика не удалось. К сожалению, при всём старании организаторов соревнований свести трагедии к минимуму, гибель спортсменов на «Дакаре» не редкость. Возможно, одной из причин этого является и тот факт, что в рейде принимают участие не только профессиональные спортсмены, но и спортсмены-любители.
Ещё одна трагедия случилась с экипажем TATRA под управлением Алеша Лопрайса (Ales Loprais), который шёл вторым в общем зачёте. На перегоне самого протяжённого на «Дакаре-2012», девятого спецучастка, грузовик TATRA с номером 501 на скорости попал в тяжёлую аварию. Первым на помощь чешской команде подоспел экипаж «Астаны». Вот как комментирует произошедшее Артур Ардавичус, слова которого приводит пресс-служба команды «КАМАЗ-мастер»: «К тому моменту, как я подбежал, Алексей Кузьмич понял, что пострадавшие ещё не подали знак бедствия и сразу начал искать бализ (прибор для связи с организаторами гонки). Машина была перевёрнута, стёкла разбиты. В Татре работали все системы, все вентиляторы, кроме двигателя. Мы нашли массу и всё выключили». По словам Лопрайса, у которого сломаны два позвонка, за рулём машины во время перегона между спецучастками находился механик, который уснул за рулём. В результате грузовик полностью разбит, а управлявший им механик получил черепно-мозговую травму. К счастью, фатальных последствий удалось избежать.
Напряжение гонки не выдерживали не только люди, но и техника. В тот же день, когда произошла трагедия с автомобилем TATRA, команда «КАМАЗ-мастер» «потеряла» один из своих автомобилей – на КамАЗе Айрата Мардеева вышел из строя двигатель. На 302-м километре спецучастка девятого этапа машина вдруг задёргалась и остановилась. Осмотр ТНВД не выявил никаких неполадок. Помощь отца – Ильгизара Мардеева, – который участвовал в «Дакаре» на быстрой техничке, также результатов не дала. Айрат был вынужден сойти с дистанции гонки. Его сход стал второй «потерей» КАМАЗа в марафоне. Ранее был дисквалифицирован Эдуард Николаев, который стал участником столкновения с другим экипажем. Его вины в столкновении не было. Наоборот, экипаж оказал помощь пострадавшему джипу, за что команда попросила компенсировать время. Это обычная практика – компенсировать время, потраченное на оказание помощи пострадавшим. Но вот при более детальном разбирательстве оказалось, что во время этой самой помощи экипаж сменил колесо и себе. А вот это уже нарушение регламента. Колесо, конечно, менять можно, но просить компенсировать время, потраченное, в том числе, на ремонт своей техники – это уже запрещается. В результате вердикт судей был предельно жёстким.
Ну, а ближе к концу марафона случился ещё и скандал. По информации команды «КАМАЗ-мастер», машина победителя соревнования в классе грузовиков не соответствует техническому регламенту проведения марафона. В пресс-службе команды сообщили, что ход подвески на капотном Iveco Powerstar голландца превышает допустимые значения, и это дало ему преимущество в скорости над другими участниками. Но вот что странно, руководитель «КАМАЗ-мастер» Семён Якубов от подачи протеста отказался. Как сообщается в пресс-релизе, он высказал убеждение о том, что «побеждать надо на трассе, а победа, полученная за счёт бумажек и при помощи судейской коллегии, не может принести радости и удовлетворения». С этим конечно не поспоришь, но если считаете, что победа досталась с нарушением регламента, почему нет протеста? И не для того, чтоб подняться на одну-две строчки выше в итоговом протоколе. А для того, чтобы потом не говорили, что «КАМАЗ-мастер» не умеет проигрывать и начинает распространять слухи. Ведь в историю войдёт именно победитель, а их, как говорится, не судят. К тому же, о какой победе идёт речь? Первые два места завоёваны разными машинами Ивеко, а на третьем расположилась «Астана». Причём, отрыв лучшего представителя «КАМАЗ-мастер» Андрея Каргинова, занявшего четвёртое место по итогам гонки, от третьего места Артура Ардавичуса из «Астаны» составил более трёх часов. К тому же, следом за Жераром де Роем до своей аварии шёл пилот TATRA Алеш Лопрайс и уступал ему на середине дистанции всего 17 минут. Вопросов в данной истории намного больше, чем ответов…
Итоги Dakar 2012
За 15 дней «Дакара» произошло много событий, но главное – в выигрыше остались почти все. Ведь многие едут на марафон, заранее зная, что победить они вряд ли смогут. У каждого своя гонка. Для кого-то доехать до финиша в этом престижнейшем ралли-рейде – уже победа. Да и у производителей своя гонка. Для них это отличный «полигон» для сбора и анализа информации, а также изучения поведения техники в экстремальных условиях. А для нас – зрителей и болельщиков – это отличный повод поддержать своих любимцев, окунуться в интереснейший мир ралли и в очередной раз восхититься упорством и мужеством спортсменов, готовых терпеть лишения и преодолевать трудности не только на трассе, но и в быту.
Так что отдадим должное победителю ралли-рейда «Дакар-2012», спортсмену голландской частной команды де Рой (de Rooy) Жерару де Рою (Gerard de Rooy), который завоевал этот титул спустя ровно 25 лет после победы в ралли-рейде своего отца Яна (Jan de Rooy). Этой победе способствовала и компания Iveco, которая предоставила для команды отлично-подготовленные машины. Поздравим Ханса Стейси (Hans Stacey), занявшего второе место на автомобиле Iveco Trakker Evolution 2 и, конечно же, Артура Ардавичуса из команды «Астана» (Team Astana), который, несмотря на все трудности, сумел приехать с третьим временем на своём КамАЗе предыдущего поколения.
Молодые ребята из «КАМАЗ-мастер» показали себя в рейде зрелыми спортсменами, готовыми вести борьбу. Андрей Каргинов сумел выиграть один из спецучастков и занять четвёртое место в общем зачёте. Стоит отметить и команду минского автозавода. Свой дебютный «Дакар» «МАЗ-спортавто», благодаря пилоту Александру Василевскому, завершила на 31-м месте. Но и это можно считать успехом, ведь из 76 стартовавших грузовиков классифицированы только 60.
Роман Коротков