День машиностроителя

В последнее воскресенье сентября свой профессиональный праздник отмечают российские машиностроители. Редакция журнала обратилась к руководителям объединений, являющихся лидерами отрасли, с просьбой ответить на следующие вопросы:

1. 27 сентября наша страна отмечает День машиностроителя. Можно ли назвать 2009 год одним из самых сложных в истории развития отечественного машиностроения?

2. На Ваш взгляд, какие меры поддержки российской машиностроительной отрасли и по преодолению кризиса кредитно-финансовой системы должны быть предприняты?

3. Ваши пожелания машиностроителям…

Заместитель председателя Союза машиностроителей России Владимир Владимирович Гутенев:

Владимир Гутенёв

Безусловно, нынешний год выдался непростым для всей страны и машиностроительной отрасли в том числе. Однако вряд ли можно назвать его самым сложным в истории российского машиностроения. Мы все помним переходные 1990-е годы, когда российская экономика переходила на рыночные рельсы. Тогда разрушались экономические связи, существовавшие в советское время, отечественные предприятия теряли рынки сбыта в ближнем и дальнем зарубежье. Это время было гораздо сложней.

Хочу отметить, за последние годы было много сделано — и на уровне государства, и на уровне бизнеса, и на уровне гражданского общества — для возрождения машиностроительного комплекса. Достаточно вспомнить, что только в 2007 году рост в машиностроении составил 24%, а в производстве и сборке комплектующих 20%. К сожалению, в докризисный период увеличение производства не привело машиностроение к решению главной задачи – повышению его конкурентоспособности на основе модернизации оборудования и технологий. Поэтому в нынешний мировой финансово-экономический кризис отрасль вошла в определенной степени неподготовленной.

Однако уверен, что нынешний кризис — это повод не опускать руки, а с удвоенной энергией заняться модернизацией и развитием машиностроительных предприятий.

Прежде всего хотел бы сказать, что многие необходимые антикризисные меры государством уже предприняты. Союз машиностроителей России, как ведущее отраслевое объединение, неоднократно обращался в Правительство России с конкретными предложениями по поддержке промышленности. Например, в прошлом году мы предлагали меры по защите внутреннего автомобильного рынка и отечественного сельхозмашиностроения, которые были учтены в антикризисных действиях правительства.

В этом году Союзом был разработан и направлен на имя премьер-министра новый пакет предложений о дополнительных мерах по преодолению последствий мирового экономического кризиса российскими машиностроительными предприятиями на кратко- и среднесрочную перспективу. Часть из них вошла в антикризисный план правительства, который был принят этой весной и активно воплощается в жизнь.

На наш взгляд, сегодня необходимо ставить вопрос о персональной ответственности исполнителей всех уровней за реализацию антикризисных мер, воплощение в жизнь которых зачастую пробуксовывает из-за нераспорядительности, а порой и низкой компетентности.

Кризис еще продолжается – поэтому понадобятся и новые шаги по поддержке отечественного машиностроения. Но думаю, главное, что государство постоянно мониторит ситуацию в отрасли и обладает четкой программой действий.

Я понимаю, что сейчас всем нам непросто. Кризис ставит нас в новые условия жизни и работы. Но я бы пожелал помнить, что любой кризис не вечен — и поэтому концентрироваться не на нынешних временных сложностях, а на будущих перспективах. Государство, бизнес, общественные организации предпринимают серьезные усилия для того, чтобы заново «запустить» экономику. Поэтому всем нам, кто так или иначе связан с машиностроением, нужно смотреть в будущее с оптимизмом — и, конечно, сообща трудиться для создания этого будущего.

Президент машиностроительного холдинга «Концерн «Тракторные заводы» Михаил Болотин

Михаил Болотин

Этот год, безусловно, откинул всех нас на стартовую позицию 90-х, когда в одночасье была разрушена вся система жизнедеятельности страны, но назвать его самым сложным в истории развития отечественного машиностроения было бы не справедливо. Годы первых советских пятилеток по индустриализации страны были не менее трудными. Нужно отметить, что за период своего становления отечественная отрасль неоднократно переживала колоссальные подъемы и падения. Думаю, что история и будущее машиностроения напрямую связаны с историей и будущим самой России. А они никогда не были для нас спокойными и предсказуемыми.

Поэтому наша машиностроительная группа готова к любым вариантам дальнейшего развития событий и мы готовы к переменам. На данный момент в рамках антикризисных мер со стороны государства оказывается реальная поддержка производителей сельхозтехники, увеличивается госзаказ оборонной продукции, - так что, несмотря на кризис, «Тракторные заводы» продолжают движение вперед. Мы не закрыли ни одного инвестиционного проекта. За предыдущие годы мы значительно обновили производственные мощности, а значит, готовы к новому промышленному росту.

Несмотря на общее снижение производства, продолжаются большие тендеры на поставку строительной техники для осуществления масштабных проектов. В этих условиях было бы неплохо со стороны государства предоставлять госгарантии для отечественных производителей.

Одним из инструментов государственной поддержки является субсидирование процентной ставки - оптимизация процентных платежей предприятий по кредитам банков. Сейчас механизм этой работы отлаживается.

Государство должно проводить более внятную политику поддержки предприятий. Помочь всем - денег у государства не хватит. А потому наши федеральные власти должны принять волевое политическое решение и определить список, например, из 50 или 100 жизнеспособных предприятий с исключительными компетенциями на глобальном рынке, которые нужно поддержать и помочь, чтобы в дальнейшем гарантированно обеспечить устойчивую экономическую позицию самой страны.

Я считаю, что Концерн Тракторные заводы – это именно то предприятие, которое имеет эти компетенции. Мы обладаем технологиями, которые позволяют нам самостоятельно изготавливать всю ходовую часть современного уровня для любой гусеничной техники, как военного назначения, так и гражданского назначения.

Еще несколько лет назад казалось, что величие государства определяется количеством фабрик и заводов. Однако, как показала практика последних лет, величие государства зиждется на людях, которые отличаются восприимчивостью к инновациям, ко всему новому, передовому и прогрессивному. Слава Богу, наша страна всегда славилась людьми технического склада ума, умеющие найти решения самых сложных задач. Первый велосипед и гусеничный трактор, паровоз и автоматическая винтовка, первый бомбардировщик и электромобиль – это далеко не полный список того, что буквально перевернуло развитие общества. Сейчас медленно, но верно наша страна занимает своё, некогда упущенное, место в мировой экономике. В большей степени это заслуга именно машиностроителей, которые смогли предложить рынку новую продукцию, основанную на знаниях и традициях отечественной научно-технической школы. В каких бы направлениях не пошла российская промышленность, именно на машиностроении лежит ответственность за её техническое оснащение. Так было и так будет всегда.

Желаю своим коллегам не сдавать позиции и двигаться вперед.

Директор Дивизиона «Спецтехника» («Группа ГАЗ») Сергей Александрович Серебряков:

Сергей Серебряков

Нельзя сказать однозначно, что это самый трудный год в истории машиностроения. Очень сложно сейчас оценить, каковы будут последствия кризиса. На мой взгляд, кризисные 90-е более серьезно поразили машиностроительную отрасль. Это и банкротство предприятий, и отток квалифицированных кадров, и старение основных производственных фондов, и резкое падение качества выпускаемой продукции. В итоге объем промышленного производства в стране упал в разы, а отставание от высокотехнологичных производств таких стран, как Германия, США, стало исчисляться десятилетиями. Сейчас мы видим, что произошло тотальное снижение спроса на многие виды товаров и услуг, в том числе и на строительно-дорожную технику. Падение продаж — это не локальная ситуация конкретно, а повсеместная, с которой столкнулись все участники мирового рынка. Если посмотреть динамику продаж, то с прошлого года произошло падение рынка в

2 раза, а по отдельным сегментам и больше. У «Группы ГАЗ», у Дивизиона в этом году с самого начала была четкая программа антикризисных действий, которая дает свои результаты. Мы сокращаем свои затраты и ищем дополнительные источники доходов, адаптируем производство к рыночному спросу, активно работаем над продвижением нашей техники за рубежом. В наших планах — увеличение объемов продаж в странах СНГ, развитие дистрибьюторской сети компании и создание новых представительств. То есть кризис — это не только испытание на прочность, но и период избавления от всего ненужного, время реализации нестандартных, но эффективных путей развития, раскрытие имеющегося, но неиспользованного потенциала. Сейчас идет активная работа и поиск новых возможностей.

На мой взгляд, самое главное для всех предприятий — рост платежеспособного спроса, стимулирование конечного потребителя, восстановление финансовых инструментов — таких, как кредит и лизинг — в масштабе страны. Но мы, в свою очередь, не сидим и не ждем помощи от кого-либо. В начале года мы активизировали продажи посредством собственных специализированных сбытовых программ. Так, например, была запущена программа по продаже экскаваторов по зачетной схеме Trade-in. Еще одной существенной мерой стало снижение цен на 25% на оригинальные запасные части и комплектующие. В рамках антикризисной программы разработан широкий спектр дополнительных услуг, которые предприятия могут оказывать потребителям. В настоящее время на всех предприятиях Дивизиона осуществляется ремонт любых металлоконструкций строительно-дорожной техники.

Всем работникам машиностроительной отрасли хочу пожелать творческой энергии, реализации новых проектов и достижения профессиональных высот, благополучия и крепкого здоровья.

Генеральный директор ТК «Ивановская марка» Александр Геннадьевич Хныкин:

 Александр Хныкин

Этот год был непростым, но даже несмотря на текущую экономическую ситуацию предприятия-партнеры компании «Ивановская марка» — ОАО «Автокран», ЗАО «Газпром-кран», ЗАО «Брянский автомобильный завод» и ОАО «РАСКАТ» — не стоят на месте, продолжают движение вперед, совершенствуют существующие модели техники и выводят на рынок новые продукты.

В этом году на крупнейшей международной выставке «Строительная техника и технологии — 2009» мы представили ряд новинок. В их числе — произведенный совместно на заводах ОАО «Автокран» и ЗАО «БАЗ» кран «Ивановец» на гусеничном ходу ДГК-50.1 грузоподъемностью 50 т, новейшие разработки завода «РАСКАТ» — гамма дорожных катков серии RV: гладковальцовые, комбинированные и грунтовые массой от 1,5 до 21 т. За счет появления моделей массой 2,0; 2,4; 3,0; 9,0; 13,0; 17,0; 19,0; 21,0 т линейка катков расширилась почти в два раза, причем раньше завод катки такой массы не производил.

Сегодня в России существует большая потребность в развитии жилищного строительства и в создании современной транспортной инфраструктуры. Очень многое сегодня зависит от действия федеральных инвестиционных программ, которые могут стимулировать покупки строительно-дорожной техники, а также от развития государственных программ льготного кредитования для компаний, работающих в машиностроительной отрасли.

Периоды упадка всегда сменяют периоды подъема, и текущий кризис — не исключение. Сегодня нужно мыслить на несколько шагов вперед — разрабатывать новые стратегии развития и применять инновационные подходы к ведению бизнеса. Хотелось бы пожелать машиностроителям использовать сложившуюся экономическую ситуацию как время для самосовершенствования, чтобы выйти из нее окрепшими и полными сил для решения новых задач.