Юбиляр с берегов Днепра: КрАЗ 222

Пятьдесят пять лет тому назад из ворот Кременчугского автомобильного завода вышла первая продукция — автомобили-самосвалы КрАЗ-222. Событие для завода, который до этого специализировался на выпуске сельскохозяйственной техники, в том числе свеклоуборочных комбайнов, весьма значительное. Это стало первым шагом в становлении индустриального гиганта. Грузовой автомобиль требует специальной подготовки рабочих, точности в изготовлении, да и навыка самих конструкторов. Коллектив завода приложил немало усилий, чтобы первые самосвалы были собраны точно в срок.

06__________________1.jpg

Но прежде чем первые машины покинули заводские ворота, была проведена серьезная реконструкция самого предприятия. Для полномасштабного производства автомобилей требовалось увеличить производственные площади на 20 тыс. м2 и установить на них 1500 единиц различного оборудования. Нужно было создать рамно-кузовной, термический, деревообрабатывающий и экспериментальный цехи. Огромную помощь по переводу кременчугского предприятия на автомобильные рельсы оказал Ярославский автозавод. Этим предприятием была передана значительная часть технологического оборудования и оснастки, конструкторская и технологическая документация. Из Ярославля прибыла группа специалистов, которые и составили костяк конструкторского бюро.

Работы продолжались почти 10 месяцев, к весне 1959 г. реконструкция завода была завершена. Началась сборка первых машин. По конструкции они копировали ЯАЗ-222, большинство узлов и агрегатов были ярославского производства. Сборка первенцев давалась нелегко. Многие детали и узлы "не хотели" становиться на свои места. Старожилы рассказывали, что первые двигатели устанавливали по несколько суток, подгоняя крепления к раме собственного производства, которая была единственной кременчугской деталью на этих машинах. Первые машины собирались не на конвейере, а на стапелях. Конвейер запустили в мае.

Кроме обозначения КрАЗ-222 первые самосвалы имели собственное имя "Днепр", которое впоследствии так и не прижилось. Чтобы отличаться от своих ярославских собратьев, "двести двадцать вторые" получили собственную символику. Капот украшал не медведь, а красно-голубой гребешок, на решетке радиатора красовалась надпись "КрАЗ".

И вот, наконец, два новеньких самосвала покинули производственные цехи и разместились на открытой площадке. Сборщики вместе с конструкторами сфотографировались на фоне своего детища. Этот исторический снимок до сих пор появляется на страницах книг и периодических изданий.

С этого момента открылась новая страничка предприятия. Большегрузная техника под маркой КрАЗ станет визитной карточкой многих гигантских строек. А пока собранные первенцы проходили всесторонние заводские испытания, в конструкторскую документацию вносились изменения, пересматривались технологические процессы, велась работа по запуску конвейерной линии. Вслед за двумя новенькими самосвалами вскоре появились еще три машины. При этом сборка каждого последующего автомобиля проходила быстрее.

Новенькие темно-зеленые самосвалы стали участниками многих парадов и выставок. Сначала кременчугские "богатыри" участвовали в первомайских демонстрациях в родном городе, затем – в Полтаве и Киеве. А позднее автомобили были отправлены на Выставку Достижений Народного Хозяйства (ВДНХ) СССР. Впоследствии производство самосвалов было передано на конвейер, где стали собирать также бортовые автомобили и седельные тягачи. Автомобиль "Днепр-222" был снят с производства в 1966 г. За это время было собрано 11630 самосвалов данной модели.

Как выглядел первый самосвал, теперь можно увидеть разве что на фотографии. Но история приготовила очередной сюрприз для всех. Несколько лет назад руководство ХК "АвтоКрАЗ" приняло решение о создании на территории завода автомобильного музея. И с этого момента закипела работа: отыскивали раритеты, договаривались об их депортации на историческую родину.

Отдельной строкой в списке экспонатов числился и самый первый автомобиль. Было решено найти на просторах страны первый самосвал КрАЗ-222 и воссоздать его так, словно машина только что выехала с конвейера. Однако его поиски не увенчались успехом. Наиболее приемлемым вариантом стал самосвал 1960 года выпуска, обнаруженный в одном из автохозяйств Украины почти полностью в разрушенном состоянии.

Реставрацией кременчугского первенца занялся коллектив экспериментального цеха предприятия, где трудятся самые опытные специалисты завода. Они создают уникальные опытные машины, "доводят до ума" их конструкцию, передавая затем в серийное производство.

Первым делом специалисты провели техническую экспертизу обветшавшего самосвала, определились с объемом работ и сформировали план восстановления. Основной целью стало достижение максимального соответствия машины конструкторской документации, техническим требованиям и нормам, которые действовали в далеком 1959 г. Но, кроме абсолютной идентичности, перед экспериментальным цехом стояла задача получить действующий автомобиль. Восстановленная машина должна была сама ездить и проходить достаточное расстояние без буксировки.

Возрождение КрАЗа-222 происходило практически вручную. На первом этапе автомобиль был полностью разобран. Все детали и узлы были разложены по группам и продефектированы. Много времени ушло на подготовительные операции по восстановлению существующих, на поиск и изготовление недостающих узлов и деталей. "Ориентиром" при восстановлении автомобиля была конструкторская документация из заводских архивов. Помогли и старые каталоги, инструкции по эксплуатации, исторические фотографии.

Для полной комплектации самосвала требовалось найти отдельные узлы, не сохранившиеся на реставрируемой машине. Поиск оригинальных узлов и деталей проходил в странах СНГ. Например, силовой агрегат – дизель ЯАЗ-206 – привезли из России. В ходе восстановления оказалось достаточным его просто почистить, перебрать, заменить масло и фильтрующие элементы. Были восстановлены после длительной эксплуатации оригинальные элементы трансмиссии – раздаточная коробка, мосты и др. При восстановлении рамы самосвала сгнившие лонжероны заменили новыми, сделанными по архивным чертежам. Если не было возможности отремонтировать старые или приобрести пусть новые, но оригинальные детали, то необходимые узлы изготавливали по обходной технологии.

Немало усилий пришлось приложить, чтобы "довести до ума" кабину самосвала. На автопредприятии города Черкассы были найдены детали пневматической системы рулевого управления, некоторые другие элементы – в украинских автохозяйствах. Заново, по имеющимся чертежам, были изготовлены деревянный каркас металлической кабины и щиток приборов.

Однако удалось найти не все "родные" детали автомобиля. Так, работникам экспериментального цеха пришлось заново делать радиатор, крылья, рессоры, переднюю ось. Прежде чем восстановленные узлы и агрегаты собрать воедино, требовалось определиться с окраской самосвала. На рекламных буклетах машины всегда выглядели ярко, нарядно. Но в реальной жизни, как сказано в заводской документации и как помнят старожилы, КрАЗ-222 отгружался потребителю окрашенным в защитный темно-зеленый цвет. Было решено не отходить от традиций и окрасить машину в полном соответствии с документацией. В результате цвет был подобран, а саму окраску провели в несколько слоев.

В работе по восстановлению "Днепра" были задействованы все производственные участки экспериментального цеха. О том, насколько огромной была проделанная работа, свидетельствует уже тот факт, что пришлось отремонтировать или заново сделать 8 тысяч деталей. Результат оправдал ожидания – отреставрированный КрАЗ-222 "Днепр" практически не отличался от самосвала, сошедшего с конвейера предприятия в 1959 г.

И вот настал долгожданный момент, когда взревел мотор и машина, выехав на территорию цехового двора, сделала несколько кругов на площадке. Весь коллектив, причастный к восстановлению самосвала, с любопытством наблюдал, как самый первый заводской автомобиль переливался под лучами весеннего солнца. Работа была окончена в срок.

В конце мая 2006 г. КрАЗ-222 участвовал в весеннем украинском автосалоне, став его самым востребованным экспонатом. Пожалуй, только самые ленивые не фотографировались на его фоне. Каждый мог войти в кабину, посидеть за рулем, почувствовать себя водителем из прошлого. Конечно, ощущения были бы еще большими, если бы было возможно завести автомобиль и проехаться на нем хотя бы несколько сотен метров. Но и в неподвижном самосвале можно ощутить себя частью той эпохи. Однако уже спустя несколько минут понимаешь, что и кабина тесновата, и сиденье жесткое, и информативность панели приборов не такая насыщенная, как на современных самосвалах. Но полвека назад о комфорте мало думали. Главным для водителя было – без поломок и простоев выполнять свою работу. КрАЗы-222 буквально круглосуточно трудились на стройках и в карьерах. Мотор самосвала не выключался неделями. Пересмена водителей осуществлялась прямо на ходу.

Кременчугский юбиляр – яркий пример старой школы автоконструкторов. Огромный запас прочности и выносливости позволил эксплуатировать эти машины еще несколько десятилетий после окончания их выпуска.

Историческая справка

КрАЗ-222 "Днепр" – первый серийный автомобиль Кременчугского автозавода, представлявший собой копию разработанного и выпускавшегося на Ярославском автозаводе десятитонного трехосного самосвала ЯАЗ-222. Внешне от ЯАЗ-222 отличался отсутствием накапотного знака в виде медведя и наличием шильдика "Днепр-222".

Комментарии пользователей

Извините, но у Вас не достаточно прав для добавления комментария.

Авторизация