Легендарный американский вездеход Dodge WC-51

«Три четверти» -  машина, выручавшая на дорогах Великой Отечественной.

Появление этого автомобиля на улицах современного города никого не оставляет равнодушным. Внушительный джип цвета хаки с утилитарным армейским кузовом уважительно трогают руками, словно прикасаясь к истории. Интересно, что даже среди молодых ребят нередко находится тот, кто с удивлением воскликнет: «Да это же “Додж — три четверти”!..»

Наш рассказ об уникальном автомобиле времен Второй мировой войны — американском вездеходе Dodge WC-51. Наряду с грузовиками «Студебеккер» и джипами «Виллис» он стал самой известной из машин made in USA, поставлявшихся в СССР по ленд-лизу. Первые «доджи» поступили в Красную армию во второй половине 1942 года.

 Dodge WC 51  Dodge WC 51

Носители оружия

Фирма, основанная в 1903 году в США братьями Додж, поначалу автомобилей не выпускала. Её специализацией были двигатели и комплектующие узлы, которые предприятие поставляло другим фирмам, в том числе самому «Форду». А первые машины с маркой «Додж» были изготовлены в 1913-м. И уже через год они нашли применение в армии. Тогда еще не делали специальных военных автомобилей, а в качестве транспортных, санитарных и боевых использовали обычные коммерческие грузовики и легковушки. Прогрессивные военачальники тех лет стремились заменить лошадей автомобилями. Так в американской армии возник тип транспортного средства, в дальнейшем получивший обозначение weapon carriers («носители оружия», сокращенно WC). Поскольку ходовая часть тогдашней артиллерии не была приспособлена для буксировки с повышенными скоростями, то пушки попросту закатывали в кузова грузовиков и перевозили куда надо.

Потом стали думать над тем, чтобы, не снимая орудий с машин, стрелять во все стороны прямо из кузовов. В русской армии был даже термин «возимая артиллерия». России принадлежит приоритет в использовании зенитных орудий системы инженера Лендера, смонтированных на рамы отечественных грузовиков «Руссо-Балт».

Для этих целей во время Первой мировой поставляла свои машины в американскую армию и фирма «Додж». Это были пикапы, переделанные из обычных легковых авто. В реальных схватках американцы тогда участвовали мало и новую боевую технику впервые применили в 1916 году: пулеметные установки на автомобилях генерал Джон Першинг использовал в боях с мексиканскими повстанцами под командованием Панчо Вильи. Этот опыт применили и в Европе: во Франции, где высадился экспедиционный корпус армии США, легковые «Додж-Фьюри» служили также в разведке, в качестве курьерских и санитарных машин.

Впервые в мире

В 1934 году фирма «Dodge» (с 1928 года входившая в концерн «Chrusler Corp.») выпустила первые образцы небольших однотонных грузовиков с приводом на все колеса и, как утверждают знатоки автомобильной истории, впервые в мире применила отключаемый от раздаточной коробки привод переднего моста.

Серийное производство первого джипа модели VC-1 фирма «Додж» начала в 1939 году. Машина имела упрощенный пятиместный кузов с вырезами вместо дверей и 6-цилиндровый двигатель мощностью 79 л. с. Машин серии VC выпустили 4640 штук. Последующие модели совершенствовались, постепенно освобождаясь от недостатков, самыми существенными из которых были узкая колея и стандартные узкопрофильные шины, ощутимо снижавшие проходимость на слабых грунтах. О сделанном на фирме «Додж» по созданию армейских машин можно судить по тому, что с момента появления первого грузовика-вездехода в 34-м и до 1941-го, когда рождался герой этой публикации, было разработано 50 моделей и модификаций полноприводных автомобилей. Новое семейство WC уже специально создавалось как «носители оружия».

К 1941 году окончательно определились требования к армейскому автомобилю малой грузоподъемности: он должен быть устойчивым, а стало быть, низким и широким, полноприводным, с широкими шинами и колеей «след в след» для лучшей проходимости, иметь открытый кузов для быстроты посадки и покидания машины. Такой автомобиль мог перевозить отделение пехоты, либо буксировать небольшое противотанковое орудие и везти его расчет вместе с боеприпасами.

Dodge WC 51

Главный герой

Самой распространенной и универсальной моделью нового семейства стал «Додж» WC-51. Производство этого малого грузовика (или большого джипа) было налажено в начале 1942 года. В самый разгар драматических военных событий на Восточном фронте первые партии «доджей» начали поступать в нашу страну. Машины сразу же завоевали симпатии автомобилистов Красной армии, не избалованных изобилием и разнообразием автотехники. Поскольку тогда автомобили чаще называли не по маркам, а по грузоподъемности — «полуторка» (это ГАЗ-АА), «трехтонка» (ЗиС-5), «пятитонка» (ЯГ-6),— заокеанский «подарок», перевозивший по паспорту 750 килограммов, или 3/4 тонны, тут же окрестили на русский манер «Додж-3/4». Название оказалось живучим. Даже спустя 60 лет ветераны Великой Отечественной и просто старые автомобилисты, которые никак не реагируют, если говоришь «Додж ВК-51», при словах «три четверти» обычно улыбаются: «Как же, как же, помним!..»

Поскольку автомобиль такого класса в войсках был очень нужен, а универсальная модель не была оптимальной во всех случаях, фирма «Додж» на шасси WC-51 создала несколько спецмашин. Это модификация с лебедкой для самовытаскивания (WC-52), санитарный (WC-54) с закрытым цельнометаллическим кузовом, командно-штабной (WC-56), радиостанция, а также джипы с пулеметными установками и безоткатными орудиями, саперно-инженерные машины и ряд других модификаций. Был даже трехосный грузовик – WC-62 – с удлиненной базой и колесной формулой 6х6. Все узлы, агрегаты — двигатель, ведущие мосты, коробки передач, шины — были максимально унифицированы, что в боевых условиях упрощало ремонт и обеспечение запчастями.

Открыв капот автомобиля, можно было увидеть рядный шестицилиндровый двигатель, поразительно похожий на наш мотор от ГАЗ-51. Ничего удивительного, ведь советская автопромышленность всегда тяготела к американской, и еще в 1937 году фирма «Додж» любезно предоставила нам право выпускать на автозаводе в Горьком свой двигатель (в то время он был весьма современным). Новинку назвали ГАЗ-11, мотор был предназначен для нового поколения горьковских автомобилей, которое должно было сменить устаревшие «полуторки» и «эмки». Но война нарушила эти планы. Успели только выпустить партию легковых шестицилиндровых «эмок» ГАЗ-11-73 и… полноприводных ГАЗ-61 на их базе (это был первый отечественный серийный внедорожник). Двигатели типа «Додж» стали ставить на легкие танки, боевые аэросани и другую военную технику. А уже после войны — на грузовики ГАЗ-51 и ГАЗ-63, автобусы ПАЗ, представительские автомобили ЗиМ, бронетранспортеры БТР-40 и еще на десятки транспортных и боевых машин. Надежный и популярный двигатель в СССР оказался «долгожителем» — его выпускали более полувека.

Двигатель «Доджа-3/4» был помощнее и пооборотистее, чем у машин семейства VC (92 л. с. при 3600 об/мин вместо 79 и 2800). Коробка передач четырехступенчатая, унифицированная с КПП грузовика «Додж» WF-32. Раздаточная коробка служила только для распределения усилий между ведущими мостами — дополнительной передачи, как у грузовиков, у нее не было.

Два ведущих моста, довольно миниатюрные и изящные на вид, вращали четыре широкопрофильных колеса с размером резины 9.00-16. Шины мягкие, восьмислойные, с давлением не более 3,5 атмосферы. Для удобства перебортовки диски колес были разъемными. Запасное колесо крепилось на специальном кронштейне на левой подножке, под боком у водителя, отчего доступ шоферу на свое место был затруднен: приходилось либо перелезать через запаску, либо садиться с правой стороны.

Подвеска автомобиля была на четырех полуэллиптических рессорах, кроме того, имелись амортизаторы рычажного типа спереди и сзади. Тормоза гидравлические, плюс ручной — механический, ленточный с барабаном на конце вторичного вала коробки передач.

Подавляющее большинство поставлявшихся в СССР автомобилей «Додж-3/4» имели брезентовый верх кузова, состоявший из трех частей. Передняя прикрывала место водителя и сидящего рядом пассажира, средняя часть тента была натянута собственно над кузовом грузовика, а третья часть в виде клапана нависала над задним бортом. Пассажиры в кузове располагались на двух откидных скамьях (четверо с каждой стороны), а над задним бортом — чтоб никто не выпал — натягивался предохранительный ремень.

 Dodge WC 51  Dodge WC 51

Боевое крещение

По официальной статистике, автопромышленность США выпустила в годы Второй мировой войны

3 200 436 армейских автомобилей. Примерно десятая часть из этого количества (320 000) относилась к категории «носителей оружия». В том числе фирма «Додж» за эти годы выпустила свыше 250 тысяч машин семейства WC всех моделей. Сколько из них попало в СССР, остается только предполагать. Официальных данных на этот счет найти не удалось. Но если взять за исходную цифру 400 тысяч машин, поставленных нам по ленд-лизу, то десятая часть будет около 40 тысяч.

Свою службу в нашей армии «Додж-3/4» начал нелегко. «Узким местом» была тогда противотанковая артиллерия. Она должна передвигаться быстро, чтобы успеть за танками противника. А эффективных средств тяги для противотанковых пушек у нас, по сути, не было. Мобилизованные сельскохозяйственные тракторы и не слишком быстрые арттягачи, выпущенные перед войной, для этой цели не годились. «Полуторки» и «трехтонки» обладали недостаточной «вездеходностью» и динамикой — обычные коммерческие грузовики. Малогабаритный и быстрый (максимальная скорость до 90 км/ч), с хорошей проходимостью, «три четверти» стал идеальным средством для буксировки противотанковых пушек.

Облюбовало эту машину и армейское начальство: «доджи» стали включать в эскорт высоких военных чинов. На WC-51(52) следовала охрана, связисты, медсестры, повара и прочая штабная свита. В критической ситуации «Додж» мог крепко выручить: вытащить из хляби командирские машины, при поломке взять на буксир, да мало ли чего. Словом, эта сугубо специальная армейская машина была как нельзя более универсальной. Такой вот весьма удачный парадокс цвета хаки.

Полноприводная реликвия

…После войны эти замечательные машины быстрее всех ленд-лизовских стали исчезать с наших дорог. Один из авторов этой публикации (Г. Петров.— Примеч. ред.), начиная с 1954 года, служил в армии, и уже тогда не встречал там ни одного «Доджа-3/4». Какое-то количество машин попало в частные руки, в основном старшим офицерам, уходившим в запас. Эти авто нещадно эксплуатировали, переделывали утилитарные кузова с учетом хозяйственных нужд, оснащали жесткими крышами, боковинами и дверями. Заменяли оригинальные узлы и агрегаты подходящими отечественными. Один из последних на Южном Урале «доджей» в эксплуатации в 70-е годы приезжал на базар в Тракторозаводском районе Челябинска (где его и увидел Г. Петров.— Примеч. ред.), с машины торговали картошкой. «Автоветеран» доживал свой век в селе Бродокалмак, и, как рассказал тогда старичок-хозяин, машина попала к нему через десятые руки, сменив многих владельцев. Но по документам она именно «Додж» WC-51. При осмотре выяснилось, что от «оригинала» остались только рама, передняя часть торпедо, облицовка, капот. Двигатель, передняя (уже неведущая) ось и колеса были от ГАЗ-51.

Мы, члены клуба автомотостарины, конечно, хотели пополнить коллекцию знаменитым фронтовым вездеходом, и в конце 80-х нам повезло: довольно прилично сохранившийся «Додж» нашли в Златоусте. Ездил на нем ветеран войны Федор Хужин. И хотя машина тоже обрела обшитый железом самодельный кузов-фургон и «движок» ГАЗ-51, запасливый дядя Федя сохранил в сарае родной американский мотор, деревянные решетки боковин оригинального кузова и даже комплект колес с подлинными покрышками. Эх, где все это сейчас?! За свое богатство хозяин скромно попросил «Ниву»: мол, раз вы говорите, что хотите в Челябинске музей создать, неужели вам власти не смогут «Ниву» выделить? Но клуб и тогда, и сейчас рассчитывать мог только на энтузиазм и средства своих членов. Словом, такой обмен для антикварщиков оказался проблематичным. А пока суть да дело, нас опередили… пчеловоды из Башкирии. Хозяин согласился поменяться на… «Таврию», и уникальный автомобиль увезли в неизвестном направлении, да еще и для сугубо хозяйственных нужд. Жалко.

Уже в конце 90-х еще один «живой» «Додж» обнаружился в Курганской области. А в начале 2000-х — еще два. Одну из этих машин приобрел у владельца-ветерана член челябинского клуба «Мотор-Классик» Артем Павлов. Машина на родных мостах, но с переделанным в фургон кузовом приехала своим ходом. Даже в таком виде вездеход смотрится внушительно и пользуется успехом на ретропарадах. Артем надеется со временем вернуть своему «3/4» первозданный вид, ищет для него грузопассажирский кузов. Скорее всего, подлинник не найти: его придется воссоздавать по чертежам и фотографиям. А пока военный раритет участвует в парадах на площади Революции в честь Дня Победы. Автомобиль 1944 года выпуска особенно ценен тем, что реально участвовал в Великой Отечественной войне и потом продолжал службу в Западной группе войск в Германии. А в 1954 году даже прошел капремонт на заводе в Лейпциге, о чем свидетельствует сохранившаяся табличка под капотом. Артем ездил на «Додже» на День города в Златоуст, дважды — в Екатеринбург. Кстати, именно там у коллекционера Александра Юсина реставрируется еще один из тех курганских «Доджей». Но самый лучший экземпляр появился в 2008 году в собрании машин другого екатеринбуржца — Алексея Заславского. Полностью оригинальный и комплектный, хорошо отреставрированный «Додж-3/4» он купил в… США и привез на Урал. Увидеть эту уникальную машину «во всем блеске» (вообще-то она покрашена матовой краской) можно 9 мая на традиционном праздничном параде свердловского ретроклуба.

Наследники «солдата»

Фирма «Додж», ныне входящая в корпорацию «Крайслер», до сих пор имеет в линейке своей продукции полноприводные машины. Но с по-военному аскетичным и утилитарным «три четверти» эти авто имеют мало общего. Разве что, как и их предок, они надежны, долговечны и внушительны. Солидные и комфортабельные пятидверные внедорожники Durango и Nitro. Пикапы Dodge с двойными кабинами — среднего класса, модели Dakota и по-американски большие — Ram. Все это машины с хорошими динамическими показателями, предназначенные как для любителей экстрима и путешествий, так и для повседневной езды. Правда, экономными как по цене, так и по расходу топлива их не назовешь. К примеру, на «Додже Нитро» стоит двигатель V8 мощностью 290 л. с. Не случайно в условиях экономического кризиса «Крайслер» вынужден был свернуть производство «Дюранго» на заводе в Делавере, закрыть линию по сборке модели «Нитро» на другом своем предприятии в штате Огайо. Во всяком случае, автоконцерн заявлял о таких намерениях в конце прошлого года. Но кризис не вечен, в отличие от любви американцев к большим пикапам и внедорожникам, так что, быть может, со временем «Крайслер» снова порадует поклонников марки «Додж» обновленным модельным рядом.

А что же военные? Они «изменили» машинам «Додж», но наследник у фронтовика «три четверти» вполне достойный — многоцелевой и внушительный «Хаммер». Что и говорить, автомобиль заметный, тем более на улицах городов сегодня можно увидеть его гражданскую версию. Но если рядом окажется настоящий «Додж — три четверти», уверен, именно он будет реальным «шоу-стоппером» и «хэд-тернером» («поворачивателем голов»), как ни странно это звучит применительно к автомобилю-солдату. Поскольку нам доводилось не раз прокатиться на историческом авто по современному городу, знаем, что старина «Додж» всегда в центре внимания.

Dodge WC 51

Для нас эта машина интересна и как этапная конструкция в мировой автомобильной истории, и как боевая реликвия времен Второй мировой, свидетельство серьезной технической помощи союзников, а прежде всего как память о бойцах и командирах Красной Армии, о фронтовых шоферах, о тех, кто на ленд-лизовских «доджах» и «студерах», отечественных «полуторках» и «захарах» приближал Победу.

Георгий Петров, Всеволод Смирнов

Комментарии пользователей

Извините, но у Вас не достаточно прав для добавления комментария.

Авторизация