Перспективы развития дорожной сети РФ на период 2010-2015 гг.»

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 15.06.2007 г. № 781-р была разработана подпрограмма «Автомобильные дороги» Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010—2015 гг.)»

07p_1.jpg
Существующее положение

В настоящее время стимулирование развития автомобильно-дорожного комплекса становится одним из ключевых факторов роста экономики страны, поскольку одним из наиболее существенных инфраструктурных ограничений является несоответствие уровня развития автомобильных дорог темпам социально-экономического развития Российской Федерации. Высокие темпы роста экономики, рынка автомобилей и автотранспортных перевозок не сопровождаются соответствующими темпами развития сети автомобильных дорог. На протяжении последних лет инвестиции в покупку автотранспортных средств многократно превышают объемы финансирования строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального, регионального и межмуниципального значения. Например, в 2006 г. объем продаж автотранспортных средств достиг 1039,4 млрд руб., что в 5,2 раза больше, чем объем финансирования строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального, регионального и межмуниципального значения, который составил 200,7 млрд руб.

В настоящее время протяженность автомобильных дорог общего пользования составляет 947,8 тыс. км. За последние 6 лет протяженность автомобильных дорог федерального значения возросла на 1,5% и достигла в 2007 г. 47,3 тыс. км, а дорог регионального и межмуниципального значения — снизилась на 3% и составила 527,2 тыс. км (в основном за счет передачи части региональных дорог в местную сеть). В 2007 г. протяженность автомобильных дорог с грунтовым покрытием на сети федерального значения составила 248 км, а на сети регионального и межмуниципального значения — 55 тыс. км. В целом доля дорог с грунтовым покрытием составляет 9,6% от общей протяженности сети автомобильных дорог федерального, регионального и межмуниципального значения.

Недостаточный уровень развития сети автомобильных дорог общего пользования характеризуют следующие показатели:
1) Около 50% от общего объема перевозок по автомобильным дорогам федерального значения осуществляется в условиях превышения нормативного уровня загрузки дорожной сети. Доля протяженности автомобильных дорог федерального значения, работающих в режиме перегрузки, достигла 29% (14 тыс. км). Отмечается перегрузка федеральных автомобильных дорог на подходах к Москве, Санкт-Петербургу, Новосибирску, Нижнему Новгороду, Екатеринбургу, Владивостоку, в районе Большого Сочи и на подходах к другим крупным городам. Доля протяженности автомобильных дорог федерального значения, работающих в режиме перегрузки, составляет:
— на автодорогах «Россия» и Джубга — Сочи — 80—90%;
— на автодорогах «Крым», «Урал», «Дон» — 70—75%;
— на автодорогах «Волга», «Украина», «Каспий», Казань — Оренбург — 60—66%.
2) Конфигурация сети федеральных автомобильных дорог имеет ярко выраженную радиальную структуру, ориентированную на столицу Российской Федерации — г. Москву — с недостаточным числом соединительных и хордовых дорог. Отсутствие автодорожных связей между соседними субъектами Российской Федерации по кратчайшим направлениям приводит к увеличению протяженности маршрутов движения и, как следствие, перепробегу автомобильного транспорта, а также к перегрузке магистралей в районах крупных транспортных узлов.
3) Основная доля автомобильных дорог федерального значения имеет две полосы движения, только 8% от их общей протяженности имеют многополосную проезжую часть, однако большая часть этих автомобильных дорог по своим параметрам (радиус кривой в плане, продольный уклон, расстояние видимости и др.) не отвечает требованиям, предъявляемым к дорогам I категории.
4) Свыше трети протяженности автомобильных дорог федерального значения и мостовых сооружений на них требуют увеличения прочностных характеристик проезжей части для обеспечения проезда современных автотранспортных средств. Это связано с тем, что наибольшие объемы строительства и реконструкции дорог были выполнены в период 60—70-х гг. прошлого столетия, когда в соответствии с действовавшими строительными нормами автомобильные дороги рассчитывались на пропуск автомобилей с нагрузками 6—10 т на ось. Кроме того, для строительства дорог часто использовались низкопрочные местные материалы. Учитывая тридцатилетний период жизненного цикла дорог и произошедшее увеличение в составе транспортных потоков доли тяжелых автомобилей и автопоездов, прочностные характеристики ряда автомобильных дорог федерального значения и мостовых сооружений на них не соответствуют современным требованиям, что приводит к их ускоренному износу.
5) Из 5,7 тыс. искусственных сооружений, расположенных на сети автомобильных дорог федерального значения, 1069 (около 19%) находится в неудовлетворительном или предаварийном состоянии, около 560 искусственных сооружений на сети федеральных дорог нуждаются в реконструкции. Необходимость проведения реконструкции вызвана недостаточной пропускной способностью и грузоподъемностью искусственных сооружений, дефектами несущих конструкций и несоответствием проектных норм мостовых сооружений современным осевым нагрузкам автотранспортных средств.
6) Автомобильные дороги федерального значения на значительном протяжении проходят по территории городов и других населенных пунктов, что приводит к снижению скорости движения транспортных потоков и росту численности дорожно-транспортных происшествий. Например, автомобильная дорога М-10 «Россия» проходит по территории 104 населенных пунктов на протяжении 148 км (23% от ее общей протяженности), автомобильная дорога М-7 «Волга» — по территории 72 населенных пунктов на протяжении 138 км (20% от ее общей протяженности), автомобильная дорога М-4 «Дон» — по территории 93 населенных пунктов на протяжении 155 км (11% от ее общей протяженности). Отсутствуют обходы многих городов, поэтому транзитный транспорт следует по их территории, что негативно воздействует на условия жизнедеятельности и состояние окружающей среды.
7) Низкий уровень обеспеченности автомобильными дорогами Сибири, Дальнего Востока, северных регионов не позволяет в полной мере осваивать ресурсы этих регионов.
8) Около 24% протяженности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения соответствует нормативным требованиям по транспортно-эксплуатационному состоянию, остальные дороги нуждаются в неотложном проведении работ по реконструкции или капитальному ремонту.
9) Качество автомобильных дорог местного значения значительно хуже, чем федеральных, региональных и межмуниципальных дорог, более половины таких дорог не имеют твердого покрытия. В крупнейших и крупных городах исчерпана пропускная способность основных магистралей, особенно в центральных районах, где по условиям сложившейся застройки невозможно их расширение, что приводит к возникновению заторов и снижению безопасности дорожного движения.
10) В целом ряде регионов и муниципалитетов страны объемы финансирования автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения, выделяемые из соответствующих бюджетов, не позволяют обеспечить в необходимом объеме затраты на содержание и ремонт дорожной сети, что ведет к ее разрушению и деградации.
11) На территории, не имеющей выхода на сеть автомобильных дорог общего пользования, проживает 1960 тыс. человек, около 40 тыс. населенных пунктов не обеспечены круглогодичной связью с дорожной сетью общего пользования по автомобильным дорогам, имеющим твердое покрытие, из них 8,3 тыс. населенных пунктов (20%) имеют численность населения свыше 50 человек.
12) Отмечается рост уровня аварийности на сети автомобильных дорог общего пользования. За период 2000—2006 гг. общее количество дорожно-транспортных происшествий увеличилось со 157,6 тыс. до 229,1 тыс. (на 45%). Рост количества дорожно-транспортных происшествий сопровождался увеличением числа погибших и раненых. Если в 2000 г. число погибших составило 29,6 тыс. чел., то в 2006 году — 32,7 тыс. чел. Число погибших в дорожно-транспортных происшествиях в расчете на 10000 транспортных средств в Российской Федерации в 2006 г. достигло 10,1 чел., в то время как в государствах Западной Европы — 1,2—2,3 чел. Число погибших в дорожно-транспортных происшествиях в Российской Федерации составляет 23 чел. на 100 тыс. жителей и является самым высоким показателем среди развитых стран.

Российская Федерация существенно отстает от развитых стран мира по протяженности и плотности дорожной сети. Так, например, при площади территории Российской Федерации 17 млн. кв. км, что почти в два раза больше, чем в странах Северной Америки и Китае, протяженность автомобильных дорог общего пользования в Российской Федерации в 1,2 раза уступает протяженности автомобильных дорог Канады, в 1,6 раза — Китаю и в 5 раз — США. По значению плотности автодорог на 1000 жителей Российская Федерация в 2—3 раза уступает США, Франции, Швеции, Финляндии и другим странам.

Среднегодовой пробег российских автомобилей в 2—2,5 раза ниже, чем в странах Западной Европы, что во многом связано с низким транспортно-эксплуатационным состоянием и перегрузкой движением основных автомобильных дорог в Российской Федерации. Результатом этого является значительная автотранспортная составляющая в стоимости продукции отдельных секторов экономики: в промышленности доля автотранспортных издержек составляет около 10—15%, в строительстве — до 20%, в сельском хозяйстве и торговле — до 30%. В среднем на долю транспортной составляющей в конечной цене продукции приходится 15—20% в Российской Федерации против 7—10% в странах с развитой сетью автодорог. Высокие транспортные издержки снижают конкурентоспособность российских товаров, препятствуют реализации транзитного потенциала страны.

Таким образом, очевидно, что существующая дорожная сеть не отвечает потребностям экономики и населения Российской Федерации. Из-за несоответствия уровня развития дорожной сети спросу на автомобильные перевозки экономика и население страны несут значительные потери.

Перспективы

Развитие промышленности, внутренней и внешней торговли будет стимулировать рост объемов транспортировки грузов (как внутри страны, так и для обслуживания внешнеторговых потоков). На период 2010—2015 гг. прогнозируется, что спрос на грузовые перевозки автомобильным транспортом возрастет на 57% и достигнет к 2015 г. 10,5 млрд т. Рост объемов грузоперевозок будет сопровождаться развитием современных транспортно-логистических технологий. Наиболее высокими темпами будут расти объемы мультимодальных и интермодальных перевозок с применением крупнотоннажных универсальных и специализированных контейнеров, контрейлеров, транспортных пакетов. В крупных транспортных узлах будет создаваться сеть многопрофильных автотранспортных терминалов, предоставляющих услуги по переработке, хранению и распределению товаров, таможенному оформлению, экспедированию и др.

По прогнозу, к 2015 г. объем перевозок пассажиров автобусами и легковыми автомобилями увеличится до 35,8 млрд чел. (на 28% по сравнению с 2006 г.), численность парка грузовых автомобилей в Российской Федерации возрастет до 5,6 млн ед. (на 14%), автобусов — до 0,84 млн ед. (на 6%). При этом ожидаются изменения в структуре парка транспортных средств:
— увеличится удельный вес крупнотоннажных и малотоннажных грузовых автомобилей, существенно возрастет парк контейнеровозов, тяжелых магистральных тягачей и автопоездов с осевой нагрузкой 10—13 т для обеспечения международных перевозок;
— увеличится удельный вес автобусов средней и малой вместимости.

Повышение реальных доходов населения будет способствовать росту уровня автомобилизации: к 2015 г. прогнозируется увеличение количества легковых автомобилей до 300 шт. на 1 тыс. жителей, а к 2025 г.— до 400—450 шт. на 1 тыс. жителей, что соответствует существующему уровню автомобилизации в экономически развитых странах. Предполагается, что значительно возрастет мобильность населения за счет массового использования личных легковых автомобилей. При этом доля личного легкового автотранспорта в объеме автомобильных пассажирских перевозок страны возрастет до 55—65%.

По прогнозу, общая численность транспортных средств увеличится с 32,6 млн ед. в 2006 г. до 48,4 млн ед. в 2015 г. (на 50%), в структуре парка 87% будет приходиться на легковые автомобили. За этот период количество легковых автомобилей увеличится с 26,8 до 42 млн ед. (на 57%).

Прогнозируемый рост количества транспортных средств и увеличение объемов грузовых и пассажирских перевозок на автомобильном транспорте приведут к повышению интенсивности движения на автомобильных дорогах федерального значения к 2015 г. по сравнению с 2006 г. на 40—50%.

Расчеты показывают, что при прогнозной интенсивности движения и отсутствии мероприятий по развитию дорожной сети доля протяженности федеральных автомобильных дорог, работающих в режиме перегрузки, составит в 2015 г. 20,1 тыс. км. Большинство автомобильных дорог, входящих в состав международных транспортных коридоров в европейской части Российской Федерации, будет работать в режиме перегрузки. Так, например, доля протяженности автомобильных дорог федерального значения, работающих в режиме перегрузки, составит:
— на автодорогах «Россия» и Джубга — Сочи — 98—100%;
— на автодорогах «Каспий», «Крым», «Урал», «Дон», «Беларусь», «Украина» — 80—90%;
— на автодорогах «Волга» и «Кавказ» — 70%.

В условиях, когда свыше 40% протяженности автомобильных дорог федерального значения будет работать в режиме перегрузки, потери отраслей экономики из-за увеличения затрат времени на перевозки, роста транспортных расходов и повышения уровня аварийности могут составить 5—6% от внутреннего валового продукта Российской Федерации.

Дальнейшая отсрочка в принятии мер по приведению сети автомобильных дорог в соответствие с социально-экономическими потребностями будет:
— ограничивать экономический рост и замедлять темпы социального развития страны;
— тормозить реализацию всех национальных проектов;
— способствовать снижению продовольственной безопасности страны.

Недостаточные темпы строительства и реконструкции дорог приведут к отсрочке освоения новых территорий и месторождений природных ресурсов, вызовут потерю существенной части населенных пунктов, к которым не будут построены подъезды с твердым покрытием. Несвоевременное выполнение работ по реконструкции и ремонту дорожной сети приведет к разрушению дорожного полотна, росту уровня аварийности и потерь от дорожно-транспортных происшествий. В результате не удастся использовать значительный социально-экономический потенциал страны и создать достойные условия жизни будущим поколениям.

Для обеспечения спроса на автомобильные перевозки требуется: строительство новых автомагистралей, крупных мостовых переходов, обходов городов; реконструкция перегруженных участков автомобильных дорог; приведение их в соответствие с нормативными требованиями по транспортно-эксплуатационному состоянию; обеспечение автомобильных подъездов к сельским населенным пунктам, имеющим перспективы развития, по дорогам с твердым покрытием. Без использования программно-целевого метода перечисленные задачи не могут быть решены в течение ближайших 10—15 лет.

Продолжение в тут

Комментарии пользователей

Извините, но у Вас не достаточно прав для добавления комментария.

Авторизация