Описание автогрейдера ДЗ-98: преимущества и недостатки техники

В строительной и дорожной отрасли подрядчики часто сталкиваются с необходимостью выравнивания площадки. Лучше всех с такой задачей справляется специализированная техника – грейдер. Самым известным и популярным отечественным образцом такой техники является тяжёлый автогрейдер ДЗ-98.

О производителе

Архивное фото 1982г. Представители завода передают символический ключ и автогрейдер ДЗ-98 для работы на БАМе

Первый грейдер ДЗ 98 сошёл с конвейера в 1972 году. Его выпуск был освоен на Челябинском заводе дорожных машин им. Колющенко, ныне Челябинские дорожно-строительные машины ЧСДМ. Это один из старейших машиностроительных заводов страны. В этом году предприятие отмечает своё 130-летие. В период ВОВ здесь производили и ремонтировали технику для фронта, в частности знаменитые установки залпового огня БМ 13 Катюша.

В настоящее время завод входит в Объединённую машиностроительную компанию и производит фронтальные погрузчики и тяжёлые автогрейдера. Проведенная в 2018 году реструктуризация и модернизация производства позволили повысить качество, снизив процент брака. Также ЧСДМ занимается ремонтом и восстановлением ранее выпущенных машин, помогая сэкономить и повысить эффективность старой техники.

Область применения

Автогрейдер ДЗ-98 работает на площадке

Сфера использования грейдера модели ДЗ 98 достаточно широка. Чаще всего его применяют для проведения землеройно-профилировочных мероприятий на грунтах 1-4 классов. Используется он при:

  • укладке и капитальном ремонте грунтовых или гравийных дорог;
  • подготовке и разравнивании поверхности для дальнейшей укладки дорожного полотна с твердым покрытием;
  • формировании откосов, обочин, насыпей;
  • выравнивании сыпучих грунтов, подготовка поверхностей строительных площадок;
  • мелиоративных работах, а также подготовка к строительству гидротехнических сооружений;
  • очистке дорог от снега, песка, иных видов загрязнений;
  • перемещение инертных материалов;
  • демонтаже старых дорожных покрытий, остатков капитальных строений.

Общие характеристики

Автогрейдер ДЗ-98В производства RM-Terex

Автогрейдер ДЗ-98 представляет собой самоходную машину с полным приводом. Производитель указывает колёсную формулу по мостам – 1х3х3, что означает один рулевой и три ведущих из трёх установленных. Тем не менее, большинству привычней автомобильное обозначение. По ней, колёсная формула ДЗ 98 будет 6х6.

Технические характеристики автогрейдера ДЗ 98 отличаются в зависимости от комплектации. К тому же могут изменяться со временем. Поэтому отметим основные параметры.

В качестве силовой установки могут использоваться дизельные двигатели ЯМЗ 236 НЕ2 мощностью 230 л.с. с гидромеханической трансмиссией или ЯМЗ 238 НД3 мощностью 235 л.с. в паре с МКПП. В зависимости от комплектации максимальная скорость движения составляет вперёд – от 35,4 до 41 км/час, назад – от от 24,5 до 48,5 км/ч соответственно. Под заказ, можно установить двигатель Cummins.

В стандартной комплектации на технику установлены два отвала – передний и средний. Грейдерный (средний) отвал может быть полноповоротным, т.е. вращаться по двум осям – вертикальной и горизонтальной. Кроме того, он может выдвигаться вправо или влево от центральной оси. Всё это позволяет работать не только на ровных площадках, но и выравнивать обочины и склоны.

Некоторые модели могут оснащаться передним кирковщиком вместо отвала. Кроме того, задний трезубый рыхлитель является опцией для всех машин.

Особенности рамы, габариты

Передний мост и рама автогрейдера ДЗ-98

Несущая рама грейдера представляет собой сварной каркас состоящий из двух разных частей. Задняя представляет собой платформу из двух лонжеронов на которой устанавливается кабина оператора, крепятся мосты, устанавливается двигатель и гидросистема.

Передняя рама – выносная изогнутая труба на которой располагаются поворотные и фронтальный отвалы и рулевая ось. Именно на выносную часть рамы грейдера приходятся основные нагрузки при работе техники. Поэтому она усилена на изгиб и скручивание.

Габаритные размеры машины:

  • длина – 9,8 м;
  • ширина (по боковины колёс) – 3,2 м;
  • высота - 4 м;
  • радиус разворота – 18 м;
  • минимальный клиренс под средним отвалом – 350 мм

Сколько именно весит грейдер ДЗ 98 зависит от модификации и навесного оборудования. Эксплуатационная масса с МКПП составляет от 19,6 до 24,3 тонны, вариант с ГСТ легче на 600 кг.

КПП и ходовая часть

Грейдера ДЗ 98 оснащаются двумя видами КПП – механической и гидромеханической с шестью передачами переднего хода. Задних передач 6 и 3 соответственно. ГТС обеспечивающая лучшее распределение тягового усилия и плавность работы.

Привод – постоянный полный, с возможностью принудительного отключения переднего моста. Сцепление двухдисковое сухое, с гидравлическим выжимом. Мостовые редукторы одноступенчатые, цилиндрические.

Для заднего и среднего мостов используется балансирная реактивная подвеска, за счет которой достигается подвижность узла в вертикальной плоскости. Для переднего моста применяется шарнирный вариант подвески, благодаря которой он может двигаться в поперечной плоскости.

Кабина

Кабина автогрейдера ДЗ-98, рабочее место водителя

Цельнометаллическая, шестигранной формы кабина автогрейдера имеет хорошую обзорность и обеспечивает комфортные условия работы при температуре от – 15С до + 30 С. В случае необходимости может быть установлен кондиционер или зимний пакет. Техника капотной конфигурации, что облегчает доступ к моторному отсеку и трансмиссии.

По сравнению с предшествующими моделями, у ДЗ 98В доработана не только рама, но и эргономика водительского места. В качестве опций предусмотрены:

  • камера заднего вида;
  • магнитола;
  • подогрев зеркал и сидений;
  • пневмоподвеска водительского кресла;
  • дополнительные проблесковые маячками и четырехстороннее освещение для работы по ночам и в сложных погодных условиях.

Достоинства и недостатки автогрейдера ДЗ-98

Автогрейдер ДЗ-98 с поднятым вбок средним отвалом

Выпуск тяжёлого грейдера ДЗ 98 осуществляется уже 50 лет. За это время конструктора вносили многочисленные доработки и устраняли недочёты, продлевали ресурс дорожной машины. Благодаря этому техника до сих пор остаётся востребованной.

Среди большого количества отзывов по автогрейдеру, среди достоинств машины многие отмечают:

  • курсовую устойчивость во время работы;
  • хорошую тягу на отвале;
  • высокую надёжность;
  • простоту управления и обслуживания;
  • высокую ремонтопригодность;
  • большой ресурс;
  • возможность эксплуатации в районах Крайнего Севера (с зимним пакетом);
  • доступную стоимость.

Среди недостатков отмечается слабая герметичность кабины, большие разрывы передаточных чисел МКПП из-за происходят провалы в мощности, требующий повышенного внимания передний мост. Хотя последнее – больше особенность конструкции.

Варианты выпуска и опциональные возможности спецтехники

Автогрейдер ДЗ-98В с кирковщиком (рыхлителем), вид ссзади сбоку

Производитель предлагает различные варианты исполнения машины. Это может быть грейдер с двумя отвалами, двумя отвалами и задним кирковщиком, средним грейдерным полноповоротным отвалом и передним рыхлителем. Есть вариант просто с одним средним отвалом. К тому же, само бульдозерное, грейдерное и рыхлительное оборудование могут иметь различные модификации.

Стоит отметить, что современный автогрейдер ДЗ 98 выпускается в трёх основных вариантах исполнения, в зависимости от места его эксплуатации:

  1. Стандартное исполнение предусматривает эксплуатацию в регионах Средней полосы и Севера при температурах окружающего воздуха от -45°C до +40°C;
  2. Тропическое, для работы в жарком и влажном климате;
  3. Карьерное, которое отличается наличием двух гидроцилиндров для облегчения осей на вязких или каменистых грунтах.

Кроме того, предусмотрены различные опции, среди которых система автоподачи смазки к шарнирам рабочих органов LINCOLN, насос рулевого управления (гидроруль) повышенной производительности, подогрев топливного фильтра, автоматические системы нивелирования. Всё это расширяет сферу применения легендарного грейдера и повышает его производительность.

Автор: Андрей Соломин

Поделиться
Подпишись на Я.Н