Описание автогрейдера ДЗ-98: преимущества и недостатки техники
В строительной и дорожной отрасли подрядчики часто сталкиваются с необходимостью выравнивания площадки. Лучше всех с такой задачей справляется специализированная техника – грейдер. Самым известным и популярным отечественным образцом такой техники является тяжёлый автогрейдер ДЗ-98.
Содержание статьи
О производителе
Первый грейдер ДЗ 98 сошёл с конвейера в 1972 году. Его выпуск был освоен на Челябинском заводе дорожных машин им. Колющенко, ныне Челябинские дорожно-строительные машины ЧСДМ. Это один из старейших машиностроительных заводов страны. В этом году предприятие отмечает своё 130-летие. В период ВОВ здесь производили и ремонтировали технику для фронта, в частности знаменитые установки залпового огня БМ 13 Катюша.
В настоящее время завод входит в Объединённую машиностроительную компанию и производит фронтальные погрузчики и тяжёлые автогрейдера. Проведенная в 2018 году реструктуризация и модернизация производства позволили повысить качество, снизив процент брака. Также ЧСДМ занимается ремонтом и восстановлением ранее выпущенных машин, помогая сэкономить и повысить эффективность старой техники.
Область применения
Сфера использования грейдера модели ДЗ 98 достаточно широка. Чаще всего его применяют для проведения землеройно-профилировочных мероприятий на грунтах 1-4 классов. Используется он при:
- укладке и капитальном ремонте грунтовых или гравийных дорог;
- подготовке и разравнивании поверхности для дальнейшей укладки дорожного полотна с твердым покрытием;
- формировании откосов, обочин, насыпей;
- выравнивании сыпучих грунтов, подготовка поверхностей строительных площадок;
- мелиоративных работах, а также подготовка к строительству гидротехнических сооружений;
- очистке дорог от снега, песка, иных видов загрязнений;
- перемещение инертных материалов;
- демонтаже старых дорожных покрытий, остатков капитальных строений.
Общие характеристики
Автогрейдер ДЗ-98 представляет собой самоходную машину с полным приводом. Производитель указывает колёсную формулу по мостам – 1х3х3, что означает один рулевой и три ведущих из трёх установленных. Тем не менее, большинству привычней автомобильное обозначение. По ней, колёсная формула ДЗ 98 будет 6х6.
Технические характеристики автогрейдера ДЗ 98 отличаются в зависимости от комплектации. К тому же могут изменяться со временем. Поэтому отметим основные параметры.
В качестве силовой установки могут использоваться дизельные двигатели ЯМЗ 236 НЕ2 мощностью 230 л.с. с гидромеханической трансмиссией или ЯМЗ 238 НД3 мощностью 235 л.с. в паре с МКПП. В зависимости от комплектации максимальная скорость движения составляет вперёд – от 35,4 до 41 км/час, назад – от от 24,5 до 48,5 км/ч соответственно. Под заказ, можно установить двигатель Cummins.
В стандартной комплектации на технику установлены два отвала – передний и средний. Грейдерный (средний) отвал может быть полноповоротным, т.е. вращаться по двум осям – вертикальной и горизонтальной. Кроме того, он может выдвигаться вправо или влево от центральной оси. Всё это позволяет работать не только на ровных площадках, но и выравнивать обочины и склоны.
Некоторые модели могут оснащаться передним кирковщиком вместо отвала. Кроме того, задний трезубый рыхлитель является опцией для всех машин.
Особенности рамы, габариты
Несущая рама грейдера представляет собой сварной каркас состоящий из двух разных частей. Задняя представляет собой платформу из двух лонжеронов на которой устанавливается кабина оператора, крепятся мосты, устанавливается двигатель и гидросистема.
Передняя рама – выносная изогнутая труба на которой располагаются поворотные и фронтальный отвалы и рулевая ось. Именно на выносную часть рамы грейдера приходятся основные нагрузки при работе техники. Поэтому она усилена на изгиб и скручивание.
Габаритные размеры машины:
- длина – 9,8 м;
- ширина (по боковины колёс) – 3,2 м;
- высота — 4 м;
- радиус разворота – 18 м;
- минимальный клиренс под средним отвалом – 350 мм
Сколько именно весит грейдер ДЗ 98 зависит от модификации и навесного оборудования. Эксплуатационная масса с МКПП составляет от 19,6 до 24,3 тонны, вариант с ГСТ легче на 600 кг.
КПП и ходовая часть
Грейдера ДЗ 98 оснащаются двумя видами КПП – механической и гидромеханической с шестью передачами переднего хода. Задних передач 6 и 3 соответственно. ГТС обеспечивающая лучшее распределение тягового усилия и плавность работы.
Привод – постоянный полный, с возможностью принудительного отключения переднего моста. Сцепление двухдисковое сухое, с гидравлическим выжимом. Мостовые редукторы одноступенчатые, цилиндрические.
Для заднего и среднего мостов используется балансирная реактивная подвеска, за счет которой достигается подвижность узла в вертикальной плоскости. Для переднего моста применяется шарнирный вариант подвески, благодаря которой он может двигаться в поперечной плоскости.
Кабина
Цельнометаллическая, шестигранной формы кабина автогрейдера имеет хорошую обзорность и обеспечивает комфортные условия работы при температуре от – 15С до + 30 С. В случае необходимости может быть установлен кондиционер или зимний пакет. Техника капотной конфигурации, что облегчает доступ к моторному отсеку и трансмиссии.
По сравнению с предшествующими моделями, у ДЗ 98В доработана не только рама, но и эргономика водительского места. В качестве опций предусмотрены:
- камера заднего вида;
- магнитола;
- подогрев зеркал и сидений;
- пневмоподвеска водительского кресла;
- дополнительные проблесковые маячками и четырехстороннее освещение для работы по ночам и в сложных погодных условиях.
Достоинства и недостатки автогрейдера ДЗ-98
Выпуск тяжёлого грейдера ДЗ 98 осуществляется уже 50 лет. За это время конструктора вносили многочисленные доработки и устраняли недочёты, продлевали ресурс дорожной машины. Благодаря этому техника до сих пор остаётся востребованной.
Среди большого количества отзывов по автогрейдеру, среди достоинств машины многие отмечают:
- курсовую устойчивость во время работы;
- хорошую тягу на отвале;
- высокую надёжность;
- простоту управления и обслуживания;
- высокую ремонтопригодность;
- большой ресурс;
- возможность эксплуатации в районах Крайнего Севера (с зимним пакетом);
- доступную стоимость.
Среди недостатков отмечается слабая герметичность кабины, большие разрывы передаточных чисел МКПП из-за происходят провалы в мощности, требующий повышенного внимания передний мост. Хотя последнее – больше особенность конструкции.
Варианты выпуска и опциональные возможности спецтехники
Производитель предлагает различные варианты исполнения машины. Это может быть грейдер с двумя отвалами, двумя отвалами и задним кирковщиком, средним грейдерным полноповоротным отвалом и передним рыхлителем. Есть вариант просто с одним средним отвалом. К тому же, само бульдозерное, грейдерное и рыхлительное оборудование могут иметь различные модификации.
Стоит отметить, что современный автогрейдер ДЗ 98 выпускается в трёх основных вариантах исполнения, в зависимости от места его эксплуатации:
- Стандартное исполнение предусматривает эксплуатацию в регионах Средней полосы и Севера при температурах окружающего воздуха от -45°C до +40°C;
- Тропическое, для работы в жарком и влажном климате;
- Карьерное, которое отличается наличием двух гидроцилиндров для облегчения осей на вязких или каменистых грунтах.
Кроме того, предусмотрены различные опции, среди которых система автоподачи смазки к шарнирам рабочих органов LINCOLN, насос рулевого управления (гидроруль) повышенной производительности, подогрев топливного фильтра, автоматические системы нивелирования. Всё это расширяет сферу применения легендарного грейдера и повышает его производительность.
Автор: Андрей Соломин