Повышаем коммерческую эффективность грузовика
Как повысить коммерческую эффективность грузового автомобиля – это, пожалуй, главный вопрос, которым задаются владельцы автопарков и частные перевозчики. Ответ на него также становится одним из аргументов в конкурентной борьбе производителей коммерческого транспорта. Ведь кроме цены самого грузовика, существует и понятие общей стоимости владения. Именно поэтому, всё чаще изготовители грузовиков и автобусов всё большее внимание уделяют снижению расхода топлива и передовым технологиям в области сервисного обслуживания. Да и производители строительной и другой спецтехники тоже обращают на это внимание. Особенно это заметно на зарубежных рынках. В частности, на прошедшей в апреле 2015 года выставке Mid-America Tracking Show большое внимание производители уделили снижению общей стоимости владения – топливной эффективности и снижению простое техники.
Топливная составляющая это более трети затрат автотранспортных предприятий и снижение расхода топлива – одна из важнейших статей снижения себестоимости. Тем более при постоянно растущей цене на дизель. Мотористы, стараясь соответствовать всё более жёстким требованиям экологического законодательства, также стараются найти решения экономии топлива. Представленный на выставке Mid-America Tracking Show проект нового супер-грузовика Freightliner SuperTruck показал, что ключ к снижению расхода топлива лежит не только в двигателе автомобиля. Много зависит от эффективности передачи крутящего момента, нагрузке в КПП, манере вождения и даже в шинах, не говоря уже об аэродинамическом сопротивлении.
Одним из элементов топливной эффективности коммерческого транспорта является снижение нагрузки на двигатель. Своевременное переключение передач, поднятие "ленивца" при движении порожняком, снижение оборотов двигателя при движении по шоссе – все эти "капли" собираются в небольшой, но приятный для владельца коммерческого транспорта ручеёк топливной экономии. Как показывает практика, синхронизация работы двигателя и КПП, правильная и верная их настройка даёт 1,5% экономии топлива. И если цифра в 1,5% кажется не большой, то в натуральном выражении это может составлять до 1500 – 2000 литров в год с одной машины. А если тягачей 10…
Важным элементом экономии топлива является аэродинамика. Именно с целью более экономичного расхода соляры, предприятия-производители коммерческого транспорта и тюнинговые компании предлагают различные варианты обвеса – спойлера, отражатели, дефлекторы, обтекатели, "юбки" и т.д. Ведь в отличие от легковых автомобилей, грузовик (если это конечно не гоночный тягач), особенно с грузом, имеет меньшую скорость движения и большую переднюю площадь кабины и снижение сопротивления воздуха необходимо.
Правда есть тут и оборотная сторона медали. Всё это хорошо для шоссейных тягачей – фур, но не для тягачей, работающих со спецприцепами. Панелевозы и тралы, маневрируя на строительных площадках, частенько задевают и ломают нижний обвес, что ведёт в дополнительным затратам на содержание грузовика. Повреждённый аэродинамический элемент не только не снижает расход топлива, но и увеличивает его, создавая дополнительные завихрения и сопротивления воздушных потоков.
Манера езды – тот фактор, который меньше всего учитывается в нашей стране в свете снижения затрат на общее владение коммерческим автомобилем. А зря, ведь халатное вождение грузовика, скажем на стройке, может привести к проколу колеса или боковому порезу шины. А это, помимо шиномонтажа и стоимости резины – непредвиденный простой, который помимо финансовых затрат может привести и к репутационным потерям компании. Именно поэтому, иностранные компании предлагают курсы повышения квалификации водителей, обучая особенностям управления своими грузовиками, автобусами и другой техникой, а также устраивают конкурсы водительского мастерства.
"У двух разных водителей при езде на одной и той же машине может быть разный расход топлива. Причём отличия могут быть существенные", комментирует Дмитрий Нечаев, главный механик Промышленной группы ДПА. Это и не удивительно, более агрессивная езда влечёт за собой больший расход топлива, а рывки с места с грузом создают дополнительную нагрузку на трансмиссию.
Снижению расходов на топливо способствует и перевод грузового коммерческого автотранспорта на природный газ. Если раньше это в основном делали "кустарным", то сейчас такие крупные производители как Peterbilt, Kenworth, Volvo оснащают свои грузовые автомобили двигателями, работающими на газу. Это касается не только лёгких грузовиков, но и мощных тягачей.
Что касается простоев коммерческого транспорта из-за поломки, то тут существует серьёзное заблуждение, что непредвиденного выхода из строя той или иной детали тягача или автобуса избежать нельзя. Использование современных технологий позволяет компаниям уже сейчас проводить дистанционную диагностику коммерческого транспорта и заранее планировать замену изнашиваемого узла. Автопроизводители уже давно проводят сбор и обработку информации о непредвиденных поломках и анализируют причины их возникновения. Специалисты пришли к выводу, что отслеживая информацию о состоянии некоторых узлов и компонентов грузовика можно своевременно выявлять проблемы и заменять изнашиваемые детали до выхода их из строя.
"Например, механик может наблюдать, как тот или иной грузовик эксплуатируется в данный конкретный момент и запланировать для него профилактическое обслуживание заранее в случае, если какой-то узел или расходный материал требует ремонта или замены, а также заранее заказать требуемые оригинальные детали. Немаловажно, что механик может отложить ранее запланированное техобслуживание в случае, если те или иные компоненты грузового автомобиля подвергаются меньшему износу и, как следствие, могут прослужить дольше предполагаемого срока", поясняет принцип работы системы дистанционного наблюдения за состоянием грузовых автомобилей "Грузовик-онлайн" директор по качеству Volvo Trucks Хайдер Вокил (Hayder Wokil). Подобные системы в России в новинку, но в Европе и США они уже давно и успешно работают. Некоторые из них не только позволяют следить за состоянием грузовика, но и в случае необходимости подскажут ближайший сервис.
Так как же владельцу грузового автомобиля, да и вообще любой строительной и специальной техники, повысить её коммерческую эффективность? Необходимо помнить самое главное – стоимость коммерческого транспорта определяется не только его начальной ценой, но и общей стоимостью владения, куда входят все операционные расходы – запчасти, топливо, смазочные и расходные материалы, а также время вынужденных простоев на обслуживание и ремонт. Если тягач будет использоваться на междугородних перевозках по автодорогам и шоссе – аэродинамический обвес позволит снизить расход топлива. Но если он будет использоваться в качестве средства доставки техники или строительного материала на стройплощадку, стоит подумать о демонтаже некоторых нижних элементов аэродинамики, дабы избежать их поломке.
Немаловажным будет проведение инструктажа водителей и прохождение ими курсов экономичного вождения. Такие курсы проводятся некоторыми зарубежными производителями грузовиков, да и специализированные автошколы тоже стали появляться.
Ну и конечно же, проведение своевременного сервисного и технического обслуживания автомобиля. Важно помнить, что вовремя сделанное ТО грузовика позволит избежать непредвиденной поломки в дороге и позволит избежать простоя. Тем более, что задержка доставки груза может не только "ударить по карману" владельца, но и по его репутации. По оценкам специалистов, использование новейших систем удалённого контроля и диагностики коммерческого транспорта поможет снизить количество непредвиденных поломок на 80%.
В данной статье мы не затрагивали такой важный момент, как качество запчастей и комплектующих. Но это тема для отдельного разговора.
Автор: ТЕХНОmagazine