«Инженеры будущего – 2012» – технический потенциал страны

На берегу озера Байкал, в Иркутской области, с 19 по 29 июля 2012 года прошёл Второй международный промышленный форум «Инженеры будущего – 2012». На этот раз в форуме приняли участие более полутора тысяч специалистов, учёных, аспирантов и студентов, представляющих 355 промышленных предприятий и более 50 ведущих технических российских вузов. Организаторами слёта молодых специалистов выступили Союз Машиностроителей России, госкорпорация «Ростехнологии» и Правительство Иркутской области.

Инженеры будущего 2012 – технический потенциал страны 

Переплетая теорию с практикой

Обширная образовательная программа форума включала в себя пять факультетов – инженерно-конструкторский, инженерно-технологический, организации производства, эффективного управления, стратегического управления, 25 образовательных площадок, более 40 различных программ, свыше 100 выступающих – так насыщенно провели эти 10 дней молодые специалисты на берегу Байкала. Среди образовательных сервисов есть и те, что весьма далеки от решения чисто инженерных задач. Например, в «Школе активного гражданина» молодые специалисты обсуждали современную внутреннюю и внешнюю политику и высказывали своё отношение к тем или иным инициативам российских властей. Открывая Второй Международный молодёжный промышленный форум «Инженеры будущего – 2012», вице-президент Союза машиностроителей России, президент ОАО «Научно-производственная корпорация «Иркут» Алексей Фёдоров отметил, что более почётной специальности, чем инженерная, в России нет. По его мнению, только инженеры способны по-настоящему продвигать страну. По итогам работы Второго Международного молодёжного промышленного форума «Инженеры будущего – 2012» участники нескольких групп получили сертификаты повышения квалификации по специальности.

На одной из площадок мастер-класс проводил директор НП «Центр практического изобретательства» Александр Кудрявцев. Его тренинги были направлены на развитие творческого мышления. Многие молодые исследователи признавались, что мечтали попасть на курсы к этому известному изобретателю, и вот их желание осуществилось. Программы Александра Кудрявцева направлены на то, чтобы заставить инженеров мыслить нестандартно, не просто выполнять распоряжения и использовать теоретические знания, а творчески подходить к решению поставленных задач. Именно это помогает совершенствовать и развивать технику, создавать новые образцы оборудования и находить уникальные инновационные решения. Все участники форума прекрасно понимают, что никто не даст готовых изобретений и вариантов решений наболевших вопросов. «Конкретных решений нам здесь не дадут, но мы получим инструмент в виде знаний, опыта коллег, которым мы уже будем пользоваться в своей повседневной работе. Этот форум идеально подходит для собственного развития», – рассказал Александр Денисов из Государственного инжинирингового центра.

Ещё одним популярнейшим курсом в рамках Форума «Инженеры будущего» была деловая игра «Технопрорыв». «Этот сервис задумывался как адаптационная программа для новых работников, но он также полезен для фактической подготовки рабочих групп, ориентированных на разработку нового продукта. Он позволяет оценить коммуникационные отношения внутри коллектива, демонстрирует возможности группы к совместной работе для разработки бизнес-проекта», – рассказал автор курса Сергей Шувалов. Основной задачей курса является создание рабочей группы, которая способна пройти все стадии изготовления продукта – от идеи и изготовления конструкторской документации до налаживания серийного выпуска готовой продукции. Слушатели курса получили различные задания, среди которых разработка шаттла для космического туризма и создание устройства для увеличения силы человека за счёт использования внешнего каркаса. И хотя над созданием экзоскелета трудятся мировые ведущие компании, проект молодых специалистов вызвал живой интерес и, по словам Сергея Шувалова, заместителя директора по управлению персоналом ФГУП «НПЦ Газотурбиностроения «Салют», имеет все шансы быть отправленным в производство.

Свои знания на практике применили и студенты радиолюбительской лаборатории научно-исследовательского факультета Иркутского государственно университета. Совместно с учёными они усовершенствовали имеющееся в распоряжении оборудование, доработали антенну и на 11 минут сумели установить связь с международной космической станцией, когда космический корабль находился в зоне приёма на высоте 409 000 метров над озером Байкал. Это уже четвёртый сеанс связи иркутских студентов с МКС и на этот раз разрывов в сеансе связи не возникло.

Большое значение в современном мире имеет автоматизация производства. Не обходит это стороной и инженеров-конструкторов. Если раньше чертежи выполнялись на бумаге, то теперь конструирование и моделирование ведётся с использованием различных компьютерных программ. Более 60 участников форума «Инженеры будущего – 2012» изъявили желание пройти экзамен по компьютерному моделированию в системах «Компас-3D» и «Вертикаль». Тринадцать из них успешно справились с заданием и изобрели… велосипед! Да-да именно такое, вроде бы нехитрое задание получили участники экспресс-сертификации, которая проводилась по итогам образовательной программы «Будь инженером!», направленной на повышение навыков работы в системах автоматизированного управления и компьютерного моделирования. Необходимо было создать 3D-модель велосипеда, удовлетворяющую минимальным техническим требованиям: колёса, педали и сиденье. Ну и, конечно же, это должна была быть работоспособная модель. Данный курс представляла группа компаний «АСКОН», разработчик компьютерных программ для проектирования. «Даже удивительно, как за столь короткое время, участники сумели придумать и смоделировать проект функциональных и недорогих в производстве велосипедов. Подобная практика, безусловно, будет способствовать росту творческого потенциала молодых инженеров и чрезвычайно пригодится в их работе», – отметил посетивший эту образовательную площадку первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по промышленности, первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенёв.

Инженеры будущего 2012 – технический потенциал страны 

Кадры решают всё

Предприятия отечественного машиностроительного комплекса сегодня как никогда нуждаются в квалифицированных инженерных и научных специалистах. Эта проблема была затронута на одном из круглых столов, который проводился в рамках Второго международного молодёжного промышленного форума «Инженеры будущего». Продолжающаяся деградация российского образования из-за проводимых реформ и ужасная система подготовки технических кадров вызывают большую тревогу в машиностроительном сообществе, да и не только в нём одном. Остаётся надеяться, что разрабатываемый законопроект «Об образовании» позволит изменить сложившуюся ситуацию и позволит выстроить высокоэффективную систему подготовки инженерных и научных кадров. Для решения этой задачи необходимо на законодательном уровне восстановить систему заказов подготовки специалистов, возродить начальное и среднее профессиональное образование, поднять статус обучения в учебно-производственных комбинатах при промышленных предприятиях до уровня начального и среднего профессионального образования, внедрить систему практик и стажировок. Кроме того, необходимы поправки в Налоговый кодекс, т. к. по действующему законодательству предприятия не могут безвозмездно передать созданное ими экспериментальное оборудование в технические вузы, а те, соответственно, не могут его принять без того, чтобы с обеих сторон не заплатить налоги. В результате студенты обучаются на морально устаревшем оборудовании и, придя на реальное действующее предприятие, вынуждены переучиваться. А создание новых, конкурентоспособных товаров требует применения современного оборудования и внедрения инновационных решений.

Финансирование инновационной деятельности также оставляет желать лучшего. Именно поэтому один из многочисленных образовательных курсов форума технических специалистов «Инженеры будущего» был посвящён методам управления финансированием инновационной деятельности промышленных производств. В отечественных компаниях управление инновационной деятельностью и её финансирование осуществляются спонтанно и разрозненно. Применение стратегического планирования с учётом имеющегося у предприятия финансового и инновационного потенциалов, обеспечение эффективного финансирования инноваций, а также мониторинг инновационной деятельности и эффективности её финансирования помогли бы повысить эффективность развития любого промышленного предприятия в разы.

Этот курс, несмотря на его актуальность, не так давно был разработан Евгенией Лукашевич, научным сотрудником МГТУ «СТАНКИН», и стал своего рода продолжением её кандидатской диссертации. Эта научная работа активно используется в образовательном процессе, а отдельные разработки реализуются на некоторых российских предприятиях на практике. Многие молодые специалисты, посетившие эти занятия, выразили желание внедрять комплексную систему управления финансированием инновационной деятельности и на своих предприятиях. По словам Евгении Лукашевич, с некоторыми из них уже ведутся интерактивные консультации.

На факультете стратегического управления участникам форума «Инженеры будущего» предоставлялась возможность почувствовать себя руководителями крупных транснациональных корпораций. Сборные команды из специалистов различных машиностроительных компаний и научно-исследовательских институтов образовали шесть вымышленных «корпораций» и, исходя из заданных экономических параметров реально существующих предприятий, им нужно было разработать долгосрочную стратегию развития. Такие задания позволяют молодым специалистам взглянуть на происходящее внутри предприятий более широко, научиться мыслить стратегически в рамках глобальной экономики и постараться найти правильный вектор развития компании в целом. Эти навыки очень важны для инженерно-технических работников для собственного развития и будущего карьерного роста. Ведь многие из этих молодых инженеров в скором времени займут руководящие должности на уровне отделов, цехов, а может быть, и целых предприятий.

Инженеры будущего 2012 – технический потенциал страны 

Продолжение следует

Но кроме обмена опытом, получения знаний и отдыха на уникальном озере Байкал, форум «Инженеры будущего» это ещё и своего рода соревнования. Во время работы слёта эксперты оценивали успехи участников в личном и командном зачётах. В итоге первое место заняла команда одного из крупнейших авиастроительных заводов страны иркутской корпорации «Иркут». Победу команды оценил и генеральный директор Иркутского авиационного завода Александр Вепрев, отметив, что главным призом для молодых работников его предприятия стали не подарки, а знания и приобретённый опыт. К тому же, руководитель предприятия заверил, что некоторые из идей, высказанных во время проведения форума, будут внедрены в производство. Второе и третье места заняли команды автомобильных предприятий – ОАО «КАМАЗ» и ОАО «АвтоВАЗ» соответственно.

Второй Международный молодёжный промышленный форум «Инженеры будущего» показал, что идея создания данного мероприятия была очень правильной и своевременной. В итоге России появилась площадка для обмена опытом и повышения квалификации молодых талантливых специалистов, которая приносит не только знания участникам, но и даёт возможность предприятиям внедрять новые разработки на своих производствах. Участие в форуме гостей из-за рубежа позволило наладить международные контакты и найти деловых партнёров. Так, Петер Насиба, работающий в чешской компании «Unis», приехал на берег Байкала с целью найти деловых партнёров, с которыми в будущем можно будет наладить взаимовыгодное сотрудничество. «И такие компании я уже нашёл», – признаётся Петер. А сельскохозяйственный атташе Посольства Республики Чили в России Пабло Бараон рассказал участникам форума о перспективах обмена техническими специалистами и студентами между Россией и Чили. Кроме того, он провёл презентацию на тему «Особенности сельского хозяйства Чили и потребности страны в сельскохозяйственной технике».

«По сути – это единственная крупнейшая площадка для диалога и обмена опытом между молодыми специалистами предприятий и экспертами в промышленной отрасли. Уверен, рано или поздно наш форум станет основным поставщиком ярких и наукоёмких новаций в технологической отрасли», – подчеркнул первый заместитель председателя думского Комитета по промышленности, первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенёв. 

Комментарии пользователей

Извините, но у Вас не достаточно прав для добавления комментария.

Авторизация