Российский рынок экскаваторов 2018: конъюнктура и тренды

Фото стенда Hitachi

Рынок спецтехники в России продолжает активно развиваться. Рост продаж дорожно-строительной и спецтехники в первом квартале по данным Ассоциации европейского бизнеса составил более 40%. Этому способствует целый ряд факторов: строительство инфраструктурных объектов, стабильность горнодобывающих предприятий, государственная программа субсидирования, да и низкая база способствует хорошим показателям. Особенно это заметно на рынке землеройной техники.

Фото Евгений РимскийО ключевых трендах и перспективах отрасли специально для ТЕХНОmagazine рассказал Евгений Римский, менеджер по продажам и маркетингу Hitachi Construction Machinery Eurasia.

- Евгений, последнее время рынок строительной техники демонстрирует серьёзный рост. Каковы, на Ваш взгляд, причины оживления на рынке?

Действительно, рынок спецтехники в России в первом квартале 2018 года демонстрирует рост до 60%. Если сравнивать с аналогичными периодами последних нескольких лет, то "аппетиты" покупателей техники заметно выросли. Однако для того, чтобы выйти на уровень 2013 года, рынку все еще необходимо вырасти как минимум вдвое.

Есть два наиболее значимых фактора, которые усиливают спрос: "эффект низкой базы" и некоторое восстановление экономики страны. С 2014 года покупатели вынужденно экономили на машинах, используя подержанные. Сейчас в результате естественного износа техники клиенты начали закупать новую технику.

Развитие крупных государственных проектов также влияет на продажи спецтехники. Если какое-то госучреждение объявляет конкурс на несколько десятков машин, то это, конечно, вызывает всплеск спроса. В большей степени государство использует экскаваторы массой 30-40 тонн. Например, для проекта Сила Сибири продолжается пополнение парка техники машинами данного класса.

- Какие основные тенденции прослеживаются сейчас у покупателей экскаваторной техники?

Одной из основных тенденций на текущий момент можно назвать рост интереса к габаритным экскаваторам массой 18-20 тонн. Это вызвано ужесточением правил грузоперевозок. На транспортировку по дорогам общего пользования негабаритной спецтехники требуется дорогостоящее разрешение, получение которого может занимать две-три недели. Без него компаниям грозит штраф в довольно крупном размере. Зачастую владельцам машин необходимо выполнить работу в сжатые сроки в различных точках. Поэтому они отдают предпочтение мобильной технике, которую можно беспрепятственно перевезти в течение нескольких часов.

Заметно увеличилось число лизинговых сделок за счет программы субсидирования лизинга от Минпромторга. Государство помогает компаниям, приобретающим в лизинг технику отечественного производства массой от 18 до 30 тонн: компенсирует 10% от стоимости или до 1 млн. рублей. Не всегда покупатели располагают бюджетом на покупку машины даже среднего класса. Поэтому рынок рассчитывает на субсидии от государства, которые в настоящее время предоставляются производителям российской продукции.

Фото экскаватора Hitachi

Примечательно, что клиенты теперь предпочитают не экономить на основных средствах производства. Так, наметилась тенденция по увеличению класса закупаемой карьерной техники. Пару лет назад компании рассматривали снижение класса используемой спецтехники как способ вынужденного сокращения своих расходов. То есть те предприятия, которые эксплуатировали экскаваторы грузоподъемностью 120 тонн, переходили на 85 тонн. Сейчас они возвращаются обратно на использование 120-тонных машин.

На рынке спецтехники остаются востребованы универсальные машины, способные выполнять различные виды работ: копать, разрушать, измельчать и т.д. Сделать экскаватор универсальным для решения широкого круга задач позволяет дополнительное навесное оборудование, устанавливаемое на машину. Поэтому на рынке стабильно высоким спросом пользуются гидромолоты, измельчители, гидроножницы и т.п.

- А что скажите по географии продаж? Наверняка спрос в Сибири и на Дальнем Востоке отличается от Центрального региона

Фото экскаватора Hitachi

В Сибири и на Дальнем Востоке наблюдается стабильно высокий спрос на горную и строительную технику. Машины эксплуатируются для добычи полезных ископаемых и строительства объектов. В северных регионах растёт спрос на спецтехнику среднего класса со спецификацией для холодного климата. Такие машины могут работать при температуре до – 40⁰С. Покупатели зачастую требуют, чтобы поставляемая им техника была оснащена предпусковым подогревателем двигателя Webasto или фильтром-сепаратором с подогревом, а также утепленной кабиной, иногда с двойным остеклением. Это позволяет беспрепятственно запускать машину в мороз, поддерживать необходимую производительность и исключает возможность простоя. А подогрев сиденья создает более комфортные условия для оператора.

Спрос на строительные машины высок в Москве и Санкт-Петербурге, где заметно растет возведение офисной, складской и жилой недвижимости. В городах-миллионниках потребность в спецтехнике поддерживается во многом за счет создания инфраструктурных объектов и их последующего обслуживания. Здесь особенно популярны колесные экскаваторы. Эти городские машины привлекательны своей мобильностью и удобством транспортировки по дорогам общего пользования.

- Т.е. перспективы безоблачны?

Конъюнктура рынка изменчива. В начале июня Правительство РФ все-таки приняло решение о повышении ставок утилизационного сбора в среднем на 15%. На наш взгляд, это безусловно замедлит наметившийся рост рынка строительной техники, ввиду того, что в итоге эта финансовая нагрузка ляжет на конечного пользователя. Компании выделили определенный бюджет на закупку техники, а она подорожала. К тому же в последнее время продажи спецтехники подвержены влиянию ослабления курса рубля. Все это может ощутимо притормозить обновление парков российских компаний.