К барьеру! Современные материалы и оборудование для дорог: обзор рынка

С каждым годом количество автотранспорта на дорогах нашей страны увеличивается. Эта тенденция, с одной стороны, радует, так как указывает на рост экономики и благосостояния граждан. С другой стороны, добавляет головной боли дорожным службам — дорожное покрытие подвергается усиленному износу, транспортные потоки становятся всё интенсивнее. Грамотно организовать движение, снизить аварийность и разгрузить наиболее напряженные участки дорожникам помогают специальные ограждения и разметка. Современные материалы и оборудование для организации дорожного движения представлены широким перечнем и применяются как на дорогах общего пользования, так и на парковках крупных торговых центров, стоянках.

Организация движения транспортных потоков полностью лежит на стационарном дорожном оборудовании. Оно устанавливается (в случае с разметкой — наносится) еще при сдаче дорожных объектов в эксплуатацию. В дальнейшем разметку и оборудование заменяют при износе или повреждении. Мобильное оборудование и разметка применяются при дорожных ремонтах, на парковках, временных изменениях направления движения транспортных потоков (ограничение передвижения транспорта при массовых гуляньях в крупных городах, внештатные ситуации, угрожающие жизни и здоровью граждан,— теракты, техногенные или иные катастрофы).

Металлические дорожные ограждения

Дорожные ограждения барьерного типа являются стационарным оборудованием автомобильных дорог (ГОСТ 26804-86) и представляют собой металлические конструкции с нанесением грунта ГФ или из оцинкованной стали. При необходимости барьеры оборудуются световозвращателями. Основное предназначение — организация дорожного движения, ограничение или удерживание пешеходов и транспорта. Двусторонние дорожные ограждения устанавливаются по оси разделительной полосы при четырехполосном движении. Оба вида монтируются с шагом 2 м (начальный и конечный участки) и 4 м (рабочий участок). Для сложных участков дорог шаг стоек может быть уменьшен до 1 м. Три основных вида барьерных ограждений: 11ДО — дорожное одностороннее (устанавливается на обочинах дорог, магистралей), 11ДО-Н — начальный участок дорожного ограждения, 11ДО-К — конечный участок дорожного ограждения.

Пластиковые дорожные ограждения

Пластиковое дорожное оборудование появилось в нашей стране относительно недавно. Ранее в качестве ограждающих элементов использовались преимущественно бетонные блоки. Их применение, с одной стороны, оправдано относительной дешевизной и долгим сроком эксплуатации. С другой стороны, ущерб, наносимый транспортным средствам при столкновении, и неудобства при перевозке сократили популярность этого вида дорожных ограждений. Сейчас бетонные блоки используются крайне редко — в качестве стационарных ограждений на дворовых территориях и при длительных ремонтных работах. Производители пластиковых ограждений предложили альтернативу, которая существенно снизила стоимость работ при строительстве дорог и повысила безопасность дорожного движения благодаря уменьшению разрушений в момент столкновения с автомобилем. А малый вес (изделия пустотелые) и легкость складирования позволили отказаться от использования крупногабаритной техники. Сейчас ассортимент пластиковых дорожных ограждений обширен — дорожные столбики, конусы, водоналивные блоки, парковочные барьеры, штакетные заборы, вехи, «солдатики», оградительные сетки, дорожные буферы.

Гибкие столбики, вехи

Дорожные столбики изготавливаются из эластичных полимерных материалов, позволяющих придать готовым изделиям различную форму, размер и цвет, а также обеспечивающих возврат столбика в исходное положение после столкновения с автомобилем. Столбики изготавливают из материалов оранжевого или красного цвета с нанесением вертикальной разметки из световозвращающей пленки. Гибкие дорожные столбики устанавливаются на месте эксплуатации в соответствии с ГОСТом Р 52289-2004 с помощью анкерных болтов и двухкомпонентного эпоксидного клея. Существует вариант мобильного дорожного столбика. В этом случае изделие оснащается утяжелителем и используется для временного обозначения.

Для обозначения опасных участков на дорогах общего пользования применяются дорожные сигнальные столбики (ГОСТ Р 50970-96). Они изготавливаются из пластиков белого цвета с одной косой маркировочной линией в верхней части изделия. Могут оборудоваться световозвращателями. Устанавливаются стационарно в пределах неукрепленной части обочин на расстоянии 0,35 м от бровки земляного полотна. Возвышение сигнальных столбиков u1085 над поверхностью обочины должно составлять 0,75—0,8 м.

Вехи изготовлены из оранжевого полиэтилена высокой плотности с двумя полосами световозвращающей пленки. Они представляют собой трубу на пластиковой подставке или на металлическом штыре, вбиваемом в обочину. Верхняя часть оборудуется фонарем ФС-4. Вехи используются для быстрого обозначения ремонтируемого участка.

Конусы, водоналивные блоки, парковочные барьеры, буферы

Конусы предназначаются для обоз начения места ремонта, ДТП. Из готавливаются из пластмасс ярко-оранжевого цвета и имеют полосы вертикальной маркировки из свето- возвращающих материалов. Существует несколько видов дорожных конусов — с диаметром основания 320, 520, 750 мм. Новинкой стали складные дорожные конусы. Основание складного конуса изготовлено из высокопрочной резины. Сам конус выполнен из специальной износоустойчивой ткани со световозвращающей тканевой накладкой. Внутри конуса установлен светодиодный фонарь на батарейках, который может работать в двух режимах: мигает или горит постоянно. Конус отлично заметен на дороге в любое время суток и при любых погодных условиях.

Водоналивные барьеры представляют собой пластиковые блоки, полые внутри. Оборудование изготавливается из полиэтилена контрастных цветов — белого и красного. Конструктивно предусмотрены элементы крепления барьеров между собой, что дает возможность оперативно сооружать оградительную конструкцию. Для придания устойчивости блоки заполняют жидким балластным наполнителем (водой — при положительных температурах; 30%-ным водно-солевым раствором — в холодное время года) или песком (для повышения удароустойчивости). Для наполнения или слива балластных наполнителей в верхней и нижней частях барьера предусмотрены отверстия.

Парковочные барьеры отличаются от водоналивных лишь формой и размерами. Их особенность заключается в специальной конфигурации блоков, которая позволяет сооружать ограждения любой формы за счет фигурного сечения. Блоки, как конструктор, складываются один в другой и могут перемещаться от объекта к объекту без использования спецтехники. Могут устанавливаться как вертикально, так и горизонтально.

Еще одним специальным дорожным оборудованием является буфер. Он предназначен для обозначения элементов дорожных сооружений (торцевых частей ограждений, опор мостов, путепроводов и др.), а также для смягчения последствий ДТП. Представляет собой полиэтиленовую емкость желтого цвета, заполненную демпфирующим составом — резиновой крошкой, солевым раствором, водой, песком. Главные недостатки буфера — его одноразовое применение и низкие противоударные свойства. В области создания более безопасных удерживающих элементов дорожных ограждений ведутся разработки. Одной из них является противоударная демпфирующая система, сама идея которой пришла к нам из США, но сейчас предлагаются и отечественные аналоги. Система представляет собой ограждение, установленное на монорельсе. Внутри расположены отдельные блоки с демпфирующими элементами, разделенными между собой перегородками. При столкновении с автомобилем конструкция складывается по принципу «один в другойu187 », не наносит значительных повреждений автомобилю и может быть восстановлена за 15—20 минут. Для этого достаточно вытянуть элементы с помощью буксировочного троса.

Резиновое дорожное оборудование

Резиновые дорожные ограждения применяются в качестве ограничивающих и защищающих элементов дорожного оборудования. «Лежачие полицейские» (ГОСТ Р 52605-2006) — один из основных видов резинового дорожного оборудования. Искусственная дорожная неровность (ИДН) располагается поперек проезжей части для ограничения скорости транспортных средств и крепится к асфальту с помощью анкерных болтов.

При производстве ИДН используется резина, устойчивая к механическому истиранию и воздействию химических элементов, применяющихся на дорогах в зимнее время. На наружной поверхности элементов имеются выступы для улучшения сцепления с автомобильными шинами. Нижняя часть изделия имеет протектор, который обеспечивает водоотвод. На поверхности лежачего полицейского для лучшей видимости в ночное время суток наклеивается светоотражающая пленка желтого или белого цвета. Длина «лежачего полицейского» зависит от конкретного размера дорог.

Оборудование для парковок

Парковочное оборудование имеет большой ассортимент и может быть изготовлено из различных материалов — металла, резины, пластика. Все элементы парковочного инвентаря предназначены для регулирования, ограничения движения и защиты элементов дорожного оборудования, зданий и сооружений на территории парковочных комплексов.

Отбойники

Металлические колесоотбойники представляют собой оцинкованную трубу диаметром 50—100 мм. Высота может варьироваться в зависимости от требований. Резиновые колесоотбойники (делиниаторы) состоят из резины черного цвета с наклеенными полосами желтого цвета из разметочной ленты для лучшей видимости в ночное время суток. Вверху на делиниаторе находится паз, в который может вставляться флажок. Флажок изготовлен из резины желтого цвета и оклеен световозвращающей пленкой. К дорожному покрытию изделие крепится с помощью анкерных болтов. Резиновые отбойники для стен широко применяются на парковках и паркингах, гаражах общего пользования. Крепятся вдоль или на углах стен, ворот при помощи анкерных болтов или саморезов через технологические отверстия. Хорошо смягчают ударную нагрузку и исключают порчу автомобиля или конструкции. Для улучшения видимости при плохом освещении, а также в ночное время в углублениях выступов может быть нанесена световозвращающая маркировка. Существуют также резиновые отбойники для бордюров, которые служат для защиты от разрушений при многократных наездах автомобилей.

Выдвижные барьеры

Выдвижной столб (барьер противотаранный, боллард) служит для ограничения движения автомобилей и может применяться в сочетании с системой доступа на парковку или паркинг. Выдвижные блокираторы устанавливаются на въездах в подземные гаражи, парковки, офисы, представительства, банки и т. д., где необходим эстетичный вид прилегающей территории и ограничивающее оборудование. Выдвижной столб изготовлен из внешней нержавеющей шлифованной части и внутренней — из черной трубы, имеет внутреннее ударно-распределяющее устройство. Выдвижные барьеры могут быть автоматическими и полуавтоматическими. Кроме этого, на парковках и стоянках широко применяются пластиковые барьеры, столбики со световозвращающей маркировкой и подсветкой, о которых мы уже рассказывали.

Дорожная разметка

Вплоть до середины 90-х годов XX века практически единственным материалом для нанесения дорожной разметки была эмаль ЭП-5155, которую выпускали три отечественных лакокрасочных завода. В последующее десятилетие ассортимент маркировочных материалов существенно расширился, и в настоящий момент рынок предлагает более 70 марок различных материалов как отечественного, так и импортного производства. Современная дорожная разметка в соответствии с ГОСТом Р 51256-99 может выполняться красками (эмалями) на органических растворителях и водно-дисперсионными, пластиками холодного и горячего формирования, спрейпластиками, маркировочными лентами. Для повышения видимости в темное время суток или при осадках применяют стеклянные микрошарики (СМШ).

По способу нанесения дорожную разметку подразделяют на две группы — нанесение по холодной технологии, без подогрева, и нанесение горячим способом. В холодном виде наносят краски (эмали) и холодные пластики. В горячем виде (нагретыми до температуры 180…121 °С) наносят термопластики, спрейпластики, маркировочные ленты, штучные формы. СМШ применяются в качестве дополнительного элемента дорожной разметки на участках дорог с плохой видимостью. Они же увеличивают коэффициент сцепления колес с дорожным полотном. Шарики наносят различными способами — вместе с краской, термопластиком, заранее перемешав или посыпая поверх слоя уже нанесенной разметки. Иногда используется смешанный способ нанесения.

Наименьшим сроком эксплуатации обладает дорожная разметка, нанесенная красками и эмалями. В зависимости от свойств (состава, назначения, эксплуатационной нагрузки) краски или эмали обеспечивают срок службы разметки от трех месяцев до одного года. Холодные пластики применяются ограниченно в местах интенсивного износа и обеспечивают срок эксплуатации разметки до двух и более лет. Для автомобильных дорог с высокой интенсивностью движения применяются u1090 термопластики, которые позволяют повысить срок службы разметки до одного года. Все перечисленные маркировочные материалы наносятся механизированным способом. Маркировочные ленты, готовые штучные формы (с термическим или клеевым нанесением), получившие широкое распространение за рубежом, пока не нашли своего покупателя среди российских потребителей. Скорее всего, это связано с высокой стоимостью материалов. Однако долговечность, удобство и скорость нанесения являются их существенными преимуществами.

Среди новейших разработок в области маркировочных материалов можно назвать специальный рефлектирующий порошок, созданный в США. Этот материал представляет собой смесь стеклянных шариков и специального порошка. Смесь распределяется с помощью специального оборудования с пропановой горелкой и при расплавлении вблизи дорожного покрытия сразу с ним скрепляется.

Комментарии пользователей

Извините, но у Вас не достаточно прав для добавления комментария.

Авторизация