Импорт дорожных катков, фрез и ресайклеров

Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, протяженность в России дорог с твердым покрытием на конец 2008 года равнялась 754143 км, при этом общая длина автомобильных дорог в нашей стране (без субъектов малого предпринимательства) составляет 939700 км. Оценив в дополнение к этому состояние дорожного покрытия (вспоминая одну из российских бед), можно сделать вывод, что работы для техники, обслуживающей данное направление, более чем предостаточно. Единственной преградой может послужить отсутствие финансирования соответствующих проектов со стороны государственных и муниципальных учреждений.

Импорт дорожных катков

Дорожный каток используется для уплотнения грунта, что является важной составляющей технологии строительного процесса. Всё это необходимо для придания верхнему слою требуемой несущей способности с целью увеличения его стабильности и прочности. Переоценить значение катка достаточно сложно, так как именно от того, как выполнены работы по укатке и уплотнению, зависят качество и сроки службы строительных объектов. Катки нашли свое применение в различных сегментах строительной отрасли — от авто- до железнодорожного сектора. Существует множество классификаций рассматриваемой техники: по виду рабочего органа, способу передвижения, принципу действия, числу осей и количеству вальцов. Все эти параметры зависят, прежде всего, от характеристик грунта. Немаловажно учитывать и такие показатели, как климатические условия проведения работ, размеры уплотняемой поверхности, а также ее толщину.

Рынок катков в последние годы всё больше склонялся в сторону увеличения импорта. Об этом говорит и доля зарубежных производителей, которая уже с 2003 года постоянно увеличивалась — видимо, российские дорожники всё чаще отдают свое предпочтение иностранной технике.

В 2009 году в Россию было ввезено 387 катков на общую сумму более 24 млн долларов. Отрасль дорожного строительства подвержена сезонности, поэтому основная часть импортных поступлений пришлась на первую половину года. С февраля по июль в России было растаможено порядка 70% техники от всего объема за 2009 год.

Среди основных марок дорожно-уплотнительной техники лидирует Hamm. Немецкий производитель, входящий с 1999 года вместе с Wirtgen и Vögele в состав Wirtgen Group, импортировал в Россию за 2009 год 138 катков. Из них 66 представлены моделью Hamm GRW 15; тридцать — Hamm 3518; двадцать — Hamm HD 90 и по одиннадцать — HD 150 TT и HD 110. Один из прямых конкурентов Hamm на рынке катков, марка Bomag, с долей в 9% находится на второй позиции по объемам импорта за 2009 год. За рассматриваемый период в Россию было ввезено более 10 различных модификаций катков, самой популярной из которых оказалась модель грунтовых дорожных катков с гладким вальцом Bomag BW 213 D-4. Под маркой Ammann было ввезено на один каток меньше (34 катка). В первой пятерке ведущих импортных марок присутствуют и два азиатских производителя — Sakai и XCMG, которые по итогам 2009 года ввезли по 27 катков. В остальных случаях наблюдались в основном единичные поставки.

В рейтинге стран, где были произведены дорожные катки, предназначенные для экспорта в Россию, лидирует Германия, подтверждая тем самым статус одной из крупнейших промышленных держав. Доля Германии составляет практически половину от общего ввоза уплотнительной техники на территорию нашей страны, что в натуральных значениях равно 189 каткам. Значительный отрыв Германии обеспечила марка Hamm, все импортированные экземпляры которой собраны именно в этой стране. Немецкий производитель катков компания Bomag выпустила 30 единиц техники для импорта в Россию (остальные 5 катков Bomag были произведены в Японии).

За счет большего количества сборочных производств, расположенных в азиатских странах, Китай и Япония расположились на втором и третьем месте по объемам импорта в Россию. В Китае лидерство обеспечивается тремя основными марками, среди которых XCMG, Shantui и LongGong с показателями 27, 19 и 17 единиц уплотнительной техники соответственно. Кроме того, в Китае для российского рынка было произведено 8 катков Caterpillar. Основной маркой японских производителей катков является Sakai. Как уже упоминалось выше, под данной маркой было ввезено 27 единиц уплотнительной техники. Еще два представителя u1057 Страны восходящего солнца — Komatsu и Kawasaki — ввезли 9 и 6 катков соответственно.

Основанная еще в 1869 году в Швейцарии компания Ammann приобрела в 2005 году чешскую компанию Stavostroj, где были произведены 24 единицы уплотнительной техники, импортированные в Россию, в результате чего Чешская Республика замкнула пятерку стран-производителей. Основными получателями катков в России в 2009 году выступили дилеры и представительства зарубежных компаний, расположенные, в основном, в Москве. Поэтому за столицей — первое место среди регионов-получателей.

Всего же за минувший год в Москве был растаможен 171 каток. Ведущим не только московским, но и российским импортером уплотнительной техники выступило представительство Wirtgen Group — компания ООО «ВиртгенИнтернациональ-Сервис» (112 катков марки Hamm). ООО «Ammann Russland», представительство фирмы Ammann Group, ввезло в Россию за 2009 год 23 катка Ammann и 2 катка Rammax. Также из крупных импортеров, расположенных в Москве, можно отметить такие фирмы, как ООО «Рентек», ЗАО «Импекс Консалтинг», ООО «Цеппелин Русланд» и другие. Приморский край выступил в качестве импортера азиатской техники. Получателями 59 единиц уплотнительной техники в 2009 году стали сразу 37 компаний и индивидуальных предпринимателей. Неудивительно, что один из ведущих поставщиков на российский рынок различной дорожной и строительной техники из Японии — ЗАО «Спецтехника» — ввез за весь 2009 год всего 5 катков.

В Амурскую область было ввезено 19 единиц уплотнительной техники марок XCMG, Shantui и Lutong. Столько же техники было растаможено и в Подмосковье, однако в импорте преобладают катки Caterpillar, JCB и Volvo. В Свердловскую область было направлено 18 единиц техники, из которых 16 — под маркой LongGong.

Импорт дорожных фрез и ресайклеров

Появление на рынке в 60—70-х годах прошлого века такого вида техники, как дорожные фрезы, произвело настоящий переворот в ремонте и восстановлении дорог. Теперь процесс замены дорожного покрытия всё меньше и меньше сопровождается шумом отбойных молотков. Основное предназначение машины заключается в снятии старого слоя дорожного полотна и в подготовке поверхности для укладки нового. Причем за счет шероховатости, которая получается в результате фрезерования, становится больше площадь соприкосновения со старым слоем, что увеличивает, в свою очередь, и прочность сцепления. Еще одним преимуществом дорожных фрез является возможность вторичного использования срезанного покрытия для укладки дорог.

Последнее преимущество дорожной фрезы стали активно использовать, в результате чего появился ресайклер — новая машина, воплощающая в себе функции фрезы и асфальтоукладчика. Суть ее работы заключается в срезании старого покрытия, его перемешивании со стабилизаторами, укладке на старое место и уплотнении. Главным преимуществом является снятие необходимости транспортировки и складирования измельченного верхнего слоя дороги. Стоит упомянуть и о видах фрезерования, которое делится на холодное и горячее. В первом случае всё просто — срезание необходимого слоя дорожного покрытия происходит без нагревания, а во втором поверхность вначале подвергается температурной обработке, что уменьшает усилие, необходимое для снятия покрытия, и увеличивает скорость движения машины. Однако у горячего метода фрезерования есть один серьезный недостаток: срезанный слой быстро склеивается и его достаточно тяжело транспортировать. Поэтому наибольшее распространение получили машины, использующие холодное фрезерование.

В дополнение к достаточно высокой стоимости дорожных фрез и ресайклеров (цены на некоторые экземпляры превышают 1 млн долларов) в 2008 году разразился кризис, который значительно сократил импортные поступления данного вида техники в нашу страну. По итогам 2009 года в Россию было ввезено 6 ресайклеров на сумму 3,612 млн долларов и 18 дорожных фрез на сумму 4,412 млн долларов.

Среди марок безусловным лидером выступает Wirtgen, под которой в Россию в 2009 году было импортировано 4 ресайклера и 14 дорожных фрез. 2 ресайклера и 1 фреза были ввезены под маркой Caterpillar. Volvo, Hanta и Roadtec импортировали по одной дорожной фрезе. Получателем 9 единиц техники выступило ООО «Виртген-Интернациональ-Сервис».

Основным условием развития рынка дорожного строительства является наличие финансирования данных проектов со стороны государства. Именно за счет планирования статей расхода, связанных с вложением денег в ремонт и прокладку новых дорог, возможно предположить объемы закупок на будущие периоды. По данным Росавтодора, в проекте федерального бюджета на 2010 год предусмотренный объем финансирования дорожного хозяйства составил 274,7 млрд рублей, что ниже аналогичных показателей 2009 года на 17,7%. Видимо, текущий год не должен принести значительных изменений и на рынок дорожно-строительной техники. Объемы вряд ли будут сокращаться, но и не стоит ожидать какоголибо роста.

Однако следует учитывать еще один немаловажный фактор — весеннее половодье, которое, по оценкам специалистов «Гидрометеорологического научно-исследовательского центра РФ», должно превысить нормы. Вымывание грунта у дорог, близко расположенных к местам весеннего разлива рек и озер, обязательно потребует вмешательства тяжелой техники, тем более что само состояние подобных дорог зачастую уже этого требует не один год. Вопрос только в том, когда это самое вмешательство может произойти, притом, что уже планируется существенно изменить структуру расходов, ранее утвержденную в подпрограмме «Автомобильные дороги». Предусматривается сконцентрировать финансирование на строительство и восстановление наиболее приоритетных федеральных объектов, в том числе 30% объема — на объектах Олимпиады в г. Сочи.

Комментарии пользователей

Извините, но у Вас не достаточно прав для добавления комментария.

Авторизация