История создания грузовика ГАЗ 53: характеристики, особенности модификаций

Активное развитие сельского хозяйства и промышленности в СССР в середине прошлого века требовала увеличения объёма грузоперевозок. Это подстёгивало автомобильные заводы к выпуску новых, более эффективных машин. Одним из таких стал труженик ГАЗ 53 самосвал.

История создания самосвала ГАЗ-53

Грузовик ГАЗ 53 на испытаниях

В середине 50-х годов XX столетия на повестку дня встал вопрос о замене грузовика ГАЗ-51 на экономичную машину с большей грузоподъёмностью. К проектированию приступила группа конструкторов под руководством Александра Дмитриевича Просвирнина. Который, кстати, участвовал в проектировании ГАЗ 51 ещё рядовым инженером. Разработку восьмицилиндрового двигателя вёл П. Э. Сыркин. Над ведущими мостами трудились инженеры во главе с И. В. Ирхиным. Дизайном занимался Л. М. Еремеев.

Перед Горьковским автозаводом стояла задача быстрого освоения нового грузовика. С этой целью все нововведения устанавливались и тестировались на шасси ГАЗ-51А, производство которого было отлаженным. Автомобиль получил индекс ГАЗ-53Ф.

На новую модель установили мощный двигатель, усилили раму и подвеску, увеличили габариты колёсной базы и грузовой платформы, поставили шины большего размера, улучшили тормозную систему и рулевое управление.

Летом и осенью 1961 года новая модель проходила полномасштабные испытания. Она приняла участие в автопробеге от Москвы до Ташкента и обратно, преодолев более 10 тыс. км. Путь пролегал по просёлкам и в степи, в пустыне и по горам, где наивысшей точкой был перевал Шахристан – 3,2 тыс. метров над уровнем моря.

В это же время четыре грузовика сделали 18 рейсов по маршруту Горький – Москва и накрутили на спидометре по 15 тыс. км. Ещё две машины – пустые и с нагрузкой – нещадно гонялись в сельской местности Московской области по бездорожью.

Промышленное производство ГАЗ-53 стартовало в сентябре 1961 г. Машины делали эпизодически небольшими партиями. Первый образец сошёл с конвейера 23 сентября, а с марта 1962 года начался уже массовый выпуск грузового автомобиля ГАЗ 53.

Технические характеристики

Размеры грузовика ГАЗ 53

ГАЗ-53 – это среднетоннажный заднеприводной самосвал с колёсной формулой 4х2 и грузоподъёмностью 4,5 тонны. Машина оснащалась двигателем ЗМЗ-53-11 мощностью до 120 л.с., топливным баком на 90 литров. Расход топлива составлял 24 л/100 км. Радиус разворота (колея переднего внешнего колеса) – 8 м.

Габаритные размеры самосвала ГАЗ-53:

  • Длина – 6,39 м
  • Ширина – 2,38 м
  • Высота – 2,27 м
  • Колёсная база – 3,7 м
  • Колея передних/задних колёс – 1,63м / 1,69м
  • Клиренс – 265 мм
  • Объём кузова – 5 куб.м
  • Размеры грузовой платформы (д*ш) – 3,74м * 2,17м
  • Высота бортов – 68 см.
  • Размер шин – 8,25-20 дюймов

Двигатель

Двигатель грузовика ГАЗ 53

На ГАЗ 53 устанавливался четырёхтактный карбюраторный мотор ЗМЗ-53-11. Это 8-мицеиндровый V-образный двигатель мощностью 120 л.с. при 3200 об/мин. Цилиндры располагались под углом 90° и имели следующий порядок работы: 1–5–4–2–6–3–7–8. Механизм газораспределения размещался сверху. Рабочий объём двигателя составлял 4254 см³, степень сжатия – 6,7.

Блок цилиндров отливался из алюминиевого сплава Ал-4, а поршни – из Ал-30. Коленчатый вал и сёдла клапанов были из чугуна. Впускные и выпускные клапаны изготавливались из сильхромовой стали, причём выпускные заполнялись натрием для лучшего теплоотвода. Распределительный вал кованный, из углеродистой стали.

Смазка двигателя происходила как самотёком, так и под давлением. Шестерёнчатый маслонасос имел привод от распределительного вала. Система охлаждения ёмкостью 22 литра приводилась в действие водяной помпой.

Топливовоздушная смесь готовилась карбюратором К-126. Мотор работал на бензине А-76. Марка свечей зажигания – А11-У.

Коробка передач

Трёхходовая КПП имела четыре передачи переднего хода, и одну – заднего. Третья и четвёртая скорости оснащались синхронизаторами.

На машине установлено однодисковое сцепление сухого типа.

Кабина

Кабина ГАЗ 53

Двухдверная кабина полностью сделана из металла и рассчитана на двух человек – водителя и пассажира (экспедитора). Спального места нет. Единое сиденье легко снималось, и под ним находилось пространство для хранения инструментов.

На приборном щитке располагаются:

  • спидометр;
  • указатель давления масла;
  • амперметр;
  • датчик температуры.

В ГАЗ-53Ф вместо амперметра и прибора масляного давления устанавливались сигнальные лампочки. Первые ГАЗ-53А оборудовались часами.

Справа от ручки КПП находился рычаг управления кузова. Он имел два положения: «подъём» и «нейтрально».

Самосвальное оборудование

ГАЗ 53 самосвал

ГАЗ-53 использовался для перевозки сыпучих или навальных материалов, которые при разгрузке не требуют привлечения подсобных рабочих. Такое решение позволяло повысить производительность и экономить время. Самосвал выпускался в двух вариантах: с опрокидыванием кузова назад или вбок.

Гидроцилиндр, поднимающий и опускающий цельнометаллическую кузовную платформу, состоял из трёх плунжерных секций с уплотнительными кольцами для предотвращения загрязнения. Жидкость в цилиндр нагнеталась шестерёнчатым насосом, который приводился в действие коробкой отбора мощности.

Управление самосвальным оборудованием осуществлялось краном с тремя клапанами:

  1. Клапан опускания кузова – перепускает масло из гидроцилиндра в масляный бак при выключении насоса.
  2. Предохранительный клапан – не допускает повышения давления в системе выше максимального уровня 120 кгс/см².
  3. Обратный клапан – препятствует самопроизвольному опусканию кузова.

Управление поднятием и опусканием кузова осуществлялось из водительской кабины.

Сферы применения техники

Грузовик ГАЗ 53 на испытаниях

Способность перевозить большие по тем временам объёмы различных грузов позволяло широко использовать ГАЗ-53 в народном хозяйстве. В частности, машину применяли в строительстве, сельском хозяйстве, лесничестве.

Самосвал доставлял на рабочую площадку песчано-гравийную смесь, глину, бетонный раствор. Также автомобиль перевозил кирпичи и стеновые блоки. Газон также использовался для вывоза строительного мусора.

Во время уборочной страды машина перевозила урожай на элеваторы. А весной работала по доставке на поля удобрений. Благодаря способности передвигаться плохо оборудованным дорогам, самосвал был незаменим при транспортировке дров.

Обзор модификаций ГАЗ-53

Грузовик ГАЗ 53 с бортовой грузовой платформой

Благодаря простоте, надёжности и высокой производительности ГАЗ-53 был востребованным грузовиком в советском народном хозяйстве. Вместе с этим эксплуатационники высказывали свои предложения по улучшению машины. Инженеры Горьковского автозавода не оставляли без внимания поступающие идеи и пожелания.

За годы выпуска автомобиля было три основные модификации:

  1. Бортовой грузовик ГАЗ-53Ф. На модели устанавливался рядный 6-цилиндровый мотор от ГАЗ-51, форсированный до 82 л. с. Максимальная скорость составляла 75 км/ч. Но при заявленной грузоподъёмности в 4 тонны он мог везти только 3.
    Годы выпуска: 1961–1967.
  2. Самосвал ГАЗ-53А. На автомобиле стоял уже V-образный двигатель ЗМЗ-53 с восемью цилиндрами. Мощность поднялась до 115 л. с. Грузоподъёмность – 4 т. Грузовик разгонялся до 85 км/ч.
    Машина выпускалась с 1965 по 1983 г.
  3. ГАЗ-53-12 с двигателем ЗМЗ-53-11, развивавшим мощность 120 л. с., начал сходить с конвейера в 1983 г. Производство грузовика прекратилось в январе 1993 года. В технических характеристиках указана грузоподъёмность самосвала ГАЗ-53 – 4,5 тонны, а в реальности Газон мог перевозить 5 тонн при собственной массе 3200 кг. Развивал максимальную скорость 90 км/ч.

Бортовой грузовик ГАЗ 53Ф

На базе основных вариантов ГАЗ-53 выпускались модификации под конкретные запросы потребителей:

  • ГАЗ-53Н проектировался для Советской Армии, имел предпусковой подогреватель, оснащался баком для топлива повышенной ёмкости 105 л.
  • ГАЗ-53-02 – специально разработанное шасси для самосвала САЗ-3502, у которого кузов перед загрузкой предварительно поднимался.
  • ГАЗ-53-50 и ГАЗ-53-70 – экспортные варианты ГАЗ-53А. Первый спроектирован для работы в тропиках, второй поставлялся в государства с умеренным климатом.
  • ГАЗ-53-19 и ГАЗ-53-27 – модификации, работавшие на газе: первая – на сжиженном, вторая – на сжатом природном. Обе машины производились с 1984 по 1992 год.
  • ГАЗ-САЗ-53 самосвал – разгружался на три стороны. Выпускалась версия с дизельным двигателем.

Проектировались и другие варианты грузовика, но они не пошли в серию. Среди них стоит отметить седельный тягач ГАЗ-53П, который должен был буксировать полуприцепы с грузом весом до 6 тонн.

Не был принят в эксплуатацию северный вариант автомобиля. Не получила развития идея бортового ГАЗ-53, длина кузова которого превышала стандартные размеры. Машину предполагалось использовать как технологический транспорт.

Обслуживание и ремонт

Ремонт грузового автомобиля ГАЗ 53

Как и любая машина ГАЗ-53 имеет недостатки и требует внимания и обслуживания. Слабое сцепление, коробка передач с малым ресурсом, тяжёлый руль без гидроусилителя, ломкие рессоры, повышенный расход бензина – эти и другие недостатки прибавляли хлопот водителям. Но простота конструкции, недорогое техническое обслуживание, возможность устранения мелких неисправностей в дороге – сделало грузовик любимым и уважаемым у водителей в СССР и за рубежом.

Заводом изготовителем предусматривалось четыре основных вида сервисных работ:

  1. Ежедневное (ЕО), когда при выезде из гаража проверяется исправность всех систем машины, заправка топливом и техническими жидкостями, давление в шинах. По возвращении в гараж АТП грузовик очищается от грязи.
  2. Первое техническое обслуживание или ТО-1, при котором делают затяжку болтовых соединений всех узлов, регулируют свободный ход педали сцепления, проверяют рабочий и стояночный тормоза, проводят обслуживание аккумуляторной батареи.
  3. Второе техническое обслуживание ТО-2. Проверяют работоспособность и исправность всех систем автомобиля.
  4. Сезонное обслуживание – СО – проводят весной и осенью. Перед летней эксплуатацией проверяют систему охлаждения, промывают фильтр бензонасоса и карбюратор. Меняют тормозную жидкость. Осенью проводят ревизию жиклёров, пускового подогревателя, радиатора отопления кабины и в целом готовят грузовик к зимней эксплуатации.

Автор: Вадим Рубцов

Поделиться
Подпишись на Я.Н