Починить нельзя списать. Ремонт экскаваторов

Новые экскаваторы в наше время многим строителям не по карману. Однако строить все же нужно, чтобы окончательно не разориться, и нередко единственным выходом становится ремонт имеющейся техники.

По мнению эксплуатирующих организаций, поломки периодически происходят со всеми экскаваторами, хотя с российскими заметно чаще. Обычно подводят элементы гидравлики (особенно в зимних условиях) — рукава высокого давления и гидронасосы, иногда электрика и металлоконструкции в местах концентрации напряжений (сварные швы, места крепления гидроцилиндров).

07_GM_excavators_1.jpg

Практика ремонта российских экскаваторов — распространенная тема для обсуждения на специализированных форумах. Если их долго читать, то может сложиться ошибочное впечатление, будто ни одного надежного элемента в отечественной технике нет.

«Часто ломаются гидронасосы, как правило, из-за грязи в гидросистеме; абразивный износ первичных и вторичных клапанов, у ГГ-432 и ГГ-420 это еще и подпиточные (чертовски неудобно снимать); внутренние пружины золотников на ГГ-520 (постоянно из-за перекалки и не рассчитанности пружин) на распределителях управления. Нередки износ, заклинивание, поломка пружин блоков управления (джойстики), а колбы ПГА — так непрерывно, да и манжеты в цилиндрах частенько. По металлоконструкции — стрела, ковш, нож, рукоять, рама, коробка передач, поворотный круг, в порядке убывания по отказам».

«Основные причины поломки насосов: 1) при тяжелых режимах работы навесного оборудования в гидросистеме экскаватора возникают скачки давления, и алюминиевый корпус насосов, входящих в состав насосных агрегатов, не выдерживает перепадов давления и разрушается; 2) регуляторы мощности у насосов типа 313.3.112... входящие в состав насосных агрегатов, по своей конструкции очень чувствительны к чистоте рабочей жидкости, а при ее загрязнении сильно возрастает вероятность поломки всего гидронасоса».

Но не спешите снимать гидронасос при подозрении на его неисправность. Специализированные компании проверяют работоспособность насоса (давление и подачу жидкости) непосредственно на экскаваторе с применением гидротестера, манометров и заглушек. Это вполне доступная по деньгам процедура. Как утверждают, «не всегда насос ломается — иногда система управления, иногда ошметки манжет или крышечки от канистр с “веретенкой” (прости, господи) попадают в клапана, иногда даже сцепление включить забывают».

Если вам повезло с гидросистемой, неприятности могут поджидать со стороны ходовой части экскаватора, особенно колесного, или редуктора поворота стрелы. Что касается расходных материалов, то традиционно востребованы резинотехнические изделия, сальники, разнообразные фильтры, и это относится уже не только к российской технике, а к любой.

«Расходные части на все типы экскаваторов одинаковы — фильтры, коронки, адаптеры, ковши, режущее оборудование,— говорит Александр Муравьев, директор по поддержке продукции ООО “Комек Машинери”.— Единственное различие — в износе ходовой части. У экскаваторов на гусеничном ходу основной износ приходится на ленты, катки, сегменты (шестерни). Изнашиваются, как правило, сначала сегменты, а потом уже растягивается цепь, изнашиваются башмаки экскаватора. Машины на гусеничном ходу практически не ездят, максимум непрерывного хода — не больше одного километра. Экскаваторы на колесном ходу — здесь расходные материалы все те же самые, отличие только в шинах.

Самые востребованные запчасти можно условно разделить на три группы. Первая — расходные материалы на режущее оборудование — адаптеры, коронки, ковши, бокорезы. Все они относятся к быстроизнашивающимся запасным частям, которые взаимодействуют с грунтом. Вторая — фильтры, и третья — ходовая часть. В совокупности они составляют 40—60% всех эксплуатационных затрат на машину».

«К колесным и гусеничным экскаваторам Hyundai чаще всего спрашивают расходники,— делится Вячеслав Сокол, менеджер отдела запасных частей ЗАО “РусТранс”,— это фильтры, коронки, зубья и режущие кромки для ковшей, болты к ним, поскольку ковш — первый рабочий инструмент, он чаще всего страдает. Также востребованы ремкомплекты на цилиндры, к ходовой части, двигателям, топливным насосам».

Для борьбы с отказами техники российские производители как предлагают оригинальные запчасти, так и устанавливают на машины импортные комплектующие. Их установка на отечественные модели практикуется широко, но не всегда успешно, и заметно увеличивает стоимость экскаватора. Словом, «вилы» традиционны — либо невысокая цена и постоянная возня с ремонтом, либо наоборот. В последнем случае строительной компании, к сожалению, остается только выбрать проверенную импортную машину и доверить ее обслуживание сервисной службе продавца.

Адовы муки

Форумы в Интернете пестрят жалобами и советами потребителей:
«Вес сдвоенного насоса 321.224... — 280 кг (чугунный корпус) и 217 кг (алюминиевый). Втроем вполне можно поднять [70—90 кг, как говорит арифметика,— это только для штангиста чепуха.— Примеч. автора], но дело не в этом. Допустим, на экскаваторе типа ЭО-4121, -4122 и т. д. установлен сдвоенный насосный агрегат 323.4.112.120.77 (УНА-1.000), который действительно собран по модульному принципу, и в случае поломки одного регулируемого насоса из двух (313.3.112.500.4) дефектный насос можно отсоединить и, купив новый регулируемый насос, прикрутить его к старому насосному агрегату. Вопрос в цене и как часто придется осуществлять эту нехитрую операцию».
«На экскаваторах ЭО-262х распределители (4-золотниковые) лопаются, течь по уплотнениям золотников и перетечки по золотникам внутри. На большинстве модификаций клапаны прямого действия, гидрозамков на опорах нет (подвязываются цепочками, чтобы не падали). Монтаж — демонтаж переднего Р-80 (штатного) и НШ-32 в случае выхода из строя — адовы муки, особенно в грязи».
«Важно культурно обслуживать технику и не забывать, что современная теория расчета металлоконструкций предусматривает эксплуатацию с трещинами в течение определенного срока».

Мнение

Александр Муравьев, директор по поддержке продукции ООО «Комек Машинери»:
— Каждый производитель стремится, чтобы его машины были надежны, чтобы коэффициент технической готовности был высоким. Есть понятие «нормальный износ», который зависит от условий эксплуатации машины. Если экскаватор ковшом грузит скалу, то ковш износится быстро. Если мягкий грунт где-нибудь в центральной части России, то ковш будет служить очень долго. Все зависит от грунта — степень износа коронок, адаптеров, различных режущих кромок. Фильтры в основном страдают из-за некачественного топлива или масла. Их забивает пылью, подает вода. В результате страдают уже узлы и агрегаты машины.
Еще один важный момент — опыт оператора. Типичных «болячек» не бывает. Если оператор рвет скалу ковшом, а не гидромолотом, то лопнувшая стрела машины будет основной проблемой. Если машинист будет работать нормально, то такой проблемы не возникнет. 80% рекламаций — результат неправильной эксплуатации. Это человеческий фактор.

Комментарии пользователей

Извините, но у Вас не достаточно прав для добавления комментария.

Авторизация