Рынок автогрейдеров: по шагам кризиса

Рынок автогрейдеров, как и рынок дорожной техники в целом, является перспективным для России, где строительство и ремонт дорог были и остаются насущной и актуальной темой. Однако экономическая ситуация зачастую преподносит сюрпризы, причем не всегда положительного характера. О том, насколько кризис 2008 года оказался неожиданным для нашей страны, пусть спорят экономисты и биржевые аналитики, но то, что его последствия отрицательно сказались на большинстве промышленных предприятий — это факт.

06._Rynok_avtogreiderov_1.jpg

Несмотря на сам продолжительный процесс формирования предпосылок для возникновения экономической угрозы для нашей страны, многие специалисты сходятся во мнении, что первые ощутимые удары по экономике России случились в конце сентября — начале октября 2008 года, когда произошли рекордные обвалы на российском рынке акций. Данный материал посвящен анализу рынка автогрейдеров начиная с января 2009 года, когда влияние кризиса получило наибольшее распространение, без учета сравнений аналогичных периодов прошлых лет, так как очевидно, что показатели будут значительно ниже. В сложившейся ситуации гораздо интереснее проследить, как развивался российский рынок автогрейдеров в сложный период для мировой экономики.

За исследуемый период с января по июнь 2009 года соотношение импорта автогрейдеров с их производством в России на протяжении всех шести месяцев менялось в сторону преобладания последнего. В самом начале года негативное влияние кризиса повлекло за собой резкое сокращение числа собранных в России автогрейдеров. В январе 2009 года впервые ввоз данной техники превысил производственные показатели вдвое. Далее импорт продолжил падать, а ежемесячные показатели производства автогрейдеров стабилизировались на уровне 35—40 штук. Итоговым же результатом активности рынка в первом полугодии 2009 года стал более чем 40% перевес производства над импортом.

Сокращение доли импорта относительно производства автогрейдеров хорошо видно в помесячной динамике, отражающей уменьшение ввоза данного вида строительной техники в натуральном выражении в январе по сравнению с июнем 2009 года практически в 5 раз. В мае и июне текущего года падение несколько замедлилось, однако это связано с тем, что показатели импорта и так уже опустились до максимально низких значений и дальнейшее снижение просто приведет к его полному отсутствию.

Что же касается экспорта — с начала года наметилась тенденция к росту, однако его количественное выражение слишком мало для каких-либо преждевременных выводов. Да и в кризисное время при скопившихся запасах продукции на складах возможна ситуация, когда при минимальном производстве экспорт автогрейдеров будет превышать количество выпущенной продукции за какой-либо период. Тем не менее на данный момент полугодовые данные позволяют отследить некую взаимосвязь объемов экспорта и производства (что хорошо отражается на графике «Динамика российского рынка автогрейдеров в январе — июне 2009 года»), которые в первом полугодии 2009 года почти в 4 раза ниже значения в аналогичном периоде прошлого года. Однако к позитивным моментам стоит отнести положительную динамику производственных показателей.


ПРОИЗВОДСТВО

Российский рынок автогрейдеров в первом полугодии 2009 года представлен тремя производителями: ОАО «Брянский арсенал», ЗАО «Челябинские СДМ» и ЗАО «Дормаш». Первые два предприятия входят в дивизион «Спецтехника» машиностроительного холдинга России «Группа ГАЗ».

В январе — июне 2009 года производственные показатели российских предприятий, как уже отмечалось выше, снизились в 4 раза относительно данных за первое полугодие 2008 года. Это связано прежде всего с отсутствием спроса в данный период, что обусловлено, в том числе, высокой ценой кредита. Как следствие, в декабре 2008 года ЗАО «ЧСДМ» было вынуждено приостановить производство. Однако уже в апреле 2009 года челябинский завод выпустил первую партию автогрейдеров, состоящую из 8 единиц техники. Результатом стало увеличение общего числа собранных автогрейдеров во 2 квартале 2009 года по сравнению с первым на 43,6%. Этому также способствовал 63% рост производства на брянском заводе.

Единственным предприятием, снизившим более чем на 50% свои производственные объемы во 2 квартале, стало ЗАО «Дормаш», хотя в собранных единицах техники двукратное падение выглядит не так страшно с учетом сложившейся ситуации (27 автогрейдеров в 1 квартале, против 13 — во втором).

Производство автогрейдеров в России в январе — июне 2009 г., в шт.
Компания янв фев мар апр май июнь
ОАО «Брянский арсенал» 5 24 22 24 23 22
ЗАО «Дормаш» 12 0 15 0 11 2
ЗАО «ЧСДМ» 0 0 0 8 11 11
 Всего 17 24 37 32 45 35

ИМПОРТ

text-indent: 18.0pt; line-height: normal;">За январь — июнь 2009 года доля импорта автогрейдеров на российском рынке достигла максимальных для данного показателя значений: чуть менее 30%. К примеру, в 2003 году его доля составляла всего 3%, а в 2007 уже 16%. И если бы не сложившаяся экономическая обстановка, то вполне возможно, что ввоз автогрейдеров был бы рекордным, если и не в процентном, то в количественном выражении. Однако реальность оказалась гораздо менее оптимистичной.

Основным поставщиком автогрейдеров на российский рынок в рассматриваемом периоде стало крупнейшее в Китае предприятие по разработке, изготовлению и экспорту строительной техники Xuzhou Construction Machinery Group Inc. (XCMG), которое уже на протяжении последних нескольких лет занимает ведущие позиции по импорту дорожно-строительной техники и оборудования в Россию. Всего в изучаемом периоде в нашу страну было ввезено 22 автогрейдера марки XCMG (модели GR215 — 19 шт. и GR180 — 3 шт.), что составило 28% общего объема рынка импорта. Японский промышленный гигант Komatsu (доля 17%) в рассматриваемом периоде представлен весьма широкой линейкой автогрейдеров, производимых предприятием. Следующей по объемам идет американская компания Caterpillar, ввозившая автогрейдеры серий «M» и «H» с долей на рынке, равной 14%. Для того чтобы стать четвертой по количеству поставок, компании Dingsheng Tiangong Construction Machinery понадобилось ввезти всего 5 автогрейдеров (PY180G — 2 шт., PY220H — 2 шт., PY160H — 1 шт.). Еще один производитель из Китая, компания LiuGong, замыкает пятерку ведущих импортеров. Доля остальных марок составляет 29,5%.

Импорт основных марок автогрейдеров в Россию в январе — июне 2009 г., в шт.
Марка Январь Февраль Март Апрель Май Июнь
XCMG 12 2 4 3 1 0
Komatsu 2 4 5 0 0 2
Caterpillar 2 2 1 1 4 1
Dinssheng 2 0 0 3 0 0
LiuGong 2 2 0 0 0 0
Прочие 4 7 5 2 3 2
Всего 24 17 15 9 8 5

Еще в 2004 году о производителях автогрейдеров из Китая не было ничего известно, однако уже в 2007 году их доля в российском импорте данного вида дорожно-строительной техники составила порядка 55%. В кризисный период поставки китайских машин снижались не столь быстрыми темпами по сравнению с техникой других производителей, что позволило им удержать долю 53,9%. Японии, еще одному представителю азиатского рынка с марками Komatsu и Mitsubishi, принадлежит 19% импорта. Из США было ввезено 5 автогрейдеров американского производства, из которых 3 представляют хорошо известную марку производителей сельскохозяйственной техники John Deere в новом для нашей страны амплуа. В остальных странах было собрано 20,5% исследуемой техники, ввезенной в Россию в январе — июне 2009.

Основные страны — производители автогрейдеров, ввезенных в Россию в январе — июне 2009 г., в шт.
Страна Январь Февраль Март Апрель Май Июнь
Китай 16 6 7 6 7 0
Япония 2 4 6 1 0 2
Соединенные штаты 1 0 0 2 1 1
Россия 3 1 1 0 0 0
Германия 1 2 1 0 0 0
Прочие 1 4 0 0 0 2
Всего 24 17 15 9 8 5

Наличие большого количества автогрейдеров азиатского происхождения практически предопределяет регион, в котором данная техника будет растаможена — в большинстве случаев таковым является Приморский край, принявший 34,6% импорта за исследуемый период. Москва, расположенная на втором месте с долей 16,7%, отличается в этом плане абсолютным разнообразием ввезенных марок. В Сахалинскую область было направлено 7 автогрейдеров Komatsu для единственного официального дистрибьютора данной марки на Сахалине. 4 автогрейдера для представителей марки LiuGong было импортировано в Челябинскую область. В прочие регионы за первое полугодие 2009 года было ввезено 33% автогрейдеров.

Основные регионы — покупатели автогрейдеров, ввезенных в Россию в январе — июне 2009 г., в шт.
Регион Январь Февраль Март Апрель Май Июнь
Приморский край 16 4 2 3 1 1
Москва 1 4 1 0 6 1
Сахалинская область 0 3 5 0 0 0
Челябинская область 2 2 0 0 0 0
Санкт-Петербург 1 1 0 1 0 0
Прочие 4 3 7 5 1 3
Всего 24 17 15 9 8 5

ЭКСПОРТ

Экспорт автогрейдеров за январь — июнь 2009 года составил порядка 28% от внутрироссийского производства. Места основных отправителей распределились следующим образом. Это Брянский арсенал с долей 63% и моделями ГС-14.02 (18 шт.), ГС-14.03 (12 шт.) и ГС-18.05 (3 шт.); Челябинские СДМ с долей 18,5% и основной моделью ДЗ-98В (8 шт.); орловский Дормаш — доля 14,8%, а все автогрейдеры модели ДЗ-122Б (8 шт.). Кроме того, из России было вывезено по одному автогрейдеру марок Caterpillar и Mitsubishi.

Российский экспорт основных марок автогрейдеров в январе — июне 2009 г., в шт.
Марка Январь Февраль Март Апрель Май Июнь
Брянский арсенал 1 10 13 3 4 3
ЧСДМ 2 0 2 1 2 3
Дормаш 1 0 1 1 2 3
Mitsubishi 0 0 0 0 1 0
Caterpillar 0 0 0 0 0 1
Всего 4 10 16 5 9 10

Что касается стран-получателей, то, как и по многим видам дорожно-строительной и прочей техники, основными получателями являются компании из стран СНГ. В данном случае на их долю приходится 85% российского экспорта. Основным покупателем является Казахстан, получивший 59% автогрейдеров из России в первом полугодии 2009 года. Основу экспорта в эту страну составила техника предприятий, входящих в «Группу ГАЗ», а именно Брянского арсенала (21 шт.) и Челябинских СДМ (8 шт.), а также Казахстан получил 3 автогрейдера ДЗ-122Б. Еще 13 автогрейдеров сборки брянского завода были направлены в Республику Молдова. А основная масса техники предприятия Дормаш ушла в Болгарию (4 шт.). Остальные страны явились получателями 17% автогрейдеров, направленных на экспорт.

Основные страны — получатели автогрейдеров, экспортированных из России в январе — июне 2009 г, в шт.
Страна Январь Февраль Март Апрель Май Июнь
Казахстан 1 10 3 4 6 8
Молдова 1 0 12 0 0 0
Болгария 1 0 1 0 1 1
Афганистан 1 0 0 1 0 0
Туркмения 0 0 0 0 0 1
Турция 0 0 0 0 1 0
Литва 0 0 0 0 1 0
Всего 4 10 16 5 9 10

Основными причинами сложившейся ситуации на рынке автогрейдеров, впрочем, как и всего машиностроения в целом, остаются низкая платежеспособность покупателей и отсутствие необходимых средств у производителей. В этой связи важна роль государственной поддержки, решающей проблему стабильного и устойчивого кредитования предприятий. Однако, как показывает мировой опыт, экономическая составляющая успеха определяется из совокупности мер по взаимодействию кадровой, финансовой, сбытовой и производственной политики каждого предприятия, направленной на повышение эффективности его работы в целом.

Подводя итог, можно сделать вывод, что за период развития кризиса с января по июнь 2009 года рынок автогрейдеров увеличился на 214 единиц техники*. Сокращение темпов роста рынка налицо — с 2000 года рынок рос в среднем на 600—800 шт. за полгода. Если отдельно взять показатели за 1 и 2 кварталы 2009 года, то в данном периоде количество автогрейдеров в нашей стране увеличилось всего на 104 и 110 единиц соответственно. Учитывая динамику рынка и совокупность факторов, оказывающих на него разностороннее влияние, можно предположить, что в 2009 году емкость рынка автогрейдеров будет ниже уровня 2004 года (тогда было зафиксировано самое низкое значение этого показателя, начиная с 2000 года) и составит порядка 400 автогрейдеров, что ниже итоговых значений емкости рынка 2008 года более чем в 3 раза.

* данные приводятся без автогрейдеров, снятых с учета в исследуемом периоде

Ловков Андрей,
коммерческий директор компании ID-Marketing

Комментарии пользователей

Извините, но у Вас не достаточно прав для добавления комментария.

Авторизация