Баровые грунторезы

Нарезку траншей при прокладке трубопроводов, кабелей и других инженерных сооружений трудно представить без баровой машины – колесного или гусеничного трактора со смонтированной на нем направляющей рамой и режущей кулачковой цепью с зубьями

4____________________1.jpg

Назначение и конструкция

Название рабочего органа траншейного цепного экскаватора (грунтореза, канавокопателя) – «бара» – произошло от режущего органа шахтных врубовых машин («баровый рабочий орган»), изобретенных в конце XIX в. Бара состоит из направляющей рамы и режущей кулачковой цепи с зубьями. В зависимости от числа планок, соединяющих кулаки, различают 1- или 2-планочные режущие цепи. Если планок нет, а кулаки соединяются с помощью шарниров, цепь называется беспланочной. В рабочем режиме бара движется в вертикальной плоскости при одновременном движении шасси, в результате чего грунт выносится цепью на поверхность и сдвигается шнековым транспортером в стороны от траншеи.

Современные модели оснащаются ходоуменьшителями (для синхронизации движения рабочего органа и шасси), привод цепи – от гидросистемы или механический от коробки передач базового трактора (мини-погрузчика). Иногда применяются электрический и комбинированный приводы. Рабочая жидкость обычно подается в гидросистему бары отдельным шестеренным насосом.

Скоростная и непрерывная «зарезка» узкой траншеи без грунторезной техники невозможна – следовательно, эта техника повсеместно применяется для прокладки межпоселковых газо- и водопроводов, линий связи и сигнализации, кабелей. Баровые машины помогают наладить электрохимическую защиту магистральных нефте- и газопроводов, нарезать известняк или песчаник, отделить дерево вместе с грунтом при его пересадке и т.д.

Мощные грунторезы способны отрывать до 3 траншей (или щелей) одновременно при ширине до 50 см и глубине до 6 м, скорость резания при этом может достигать 1 км/ч.

При всем богатстве выбора

Баровое оборудование в СНГ производит около 20 предприятий. Наиболее известна продукция ФГУП «Дмитровский экскаваторный завод» – ЭТЦ-1609 на базе трактора МТЗ-82 правомерно считается одной из самых надежных в своем классе. Ее конструктивные особенности – наличие реверса хода цепи, две скорости редуктора, гидроходоуменьшитель с дополнительным радиатором охлаждения масла, предохранительная муфта. ЭТЦ-1609 комплектуется либо барой с цепью шириной 140 мм, либо втулочно-роликовым рабочим органом с возможностью установки универсальных зимне-летних цепей с круглыми резцами шириной 200 и 250 мм и скребковых летних цепей шириной 200, 270 и 400 мм.

В 2003 г. Дмитровский завод освоил выпуск баровой машины ЭТЦ-201 на базе 130-сильного колесного трактора МТЗ-1221, способной резать траншею до 2 м глубиной и 400 мм шириной (в талом грунте) – по набору характеристик это редкая для российских заводов техника.

Популярны траншейные агрегаты ОАО «Копейский машиностроительный завод» – АТ (на базе трактора Т-130) и АТМ (Т-170) с ходоуменьшителем. Цепи этих агрегатов изготавливаются трех типов: одинарные шириной 140 мм, а также сдвоенные шириной 280 и 410 мм. Глубина резания, как и у дмитровского ЭТЦ-201, до 2 м. Резцы выполняются с карбидным напылением и крепятся к цепи по определенной схеме – для равномерного распределения нагрузок.

ОАО «Михневский ремонтно-механический завод» производит 8 моделей траншеекопателей, в том числе двухбаровый, на базе Т-170, ДТ-75, МТЗ-82 и др. тракторов. Зимняя цепь имеет ширину 140 мм, летние – 210, 270 и 410 мм.

Навлинский завод «Промсвязь» и ОАО МРМЗ освоили выпуск малогабаритного гидрофицированного траншеекопателя ТКМГ-1200 массой до 600 кг, с японским бензиновым двигателем. Он способен выкапывать траншею глубиной 1,2 м и шириной 9-15 см со скоростью 1,5 м/мин. Роль трактора выполняет оператор.

Серийно выпускает грунторезы ОАО «Радицкий машиностроительный завод» (входит в состав ОАО «Ирмаш»). В производстве – две модели на базе гусеничного трактора Т-170, отличающиеся шириной отрываемой траншеи. Эти машины хорошо зарекомендовали себя на грунтах, изобилующих мелкими абразивными частицами, и востребованы в нефтегазовых компаниях.

Челябинский завод коммунального машиностроения монтирует бару ЭТЦ-2086 на трактора типа МТЗ-82(80) «Беларусь». Цепь – универсальная зимне-летняя, шириной 140 мм, либо летняя шириной 270 мм.

«Амкодор-Ударник», Белкоммунмаш, Омсктрансмаш, Орелстроймаш, Октябрьский завод «Нефтемаш», Горловский и Охтинский заводы строительных машин, «Стройдормаш» (Украина), Заметчинский и Хмельницкий механические, Липецкий и Челябинский тракторные, Турбомоторный завод (Екатеринбург). Реже представлены мощные траншейные экскаваторы зарубежных марок Trencor, Ditch Witch, Vermeer.

Зарубежные производители первыми стали устанавливать бару на мини-погрузчики – этим известны Case, Caterpillar, Bobcat, Gehl, JCB, Locust и др. В наше время оборудование цепного траншеекопателя можно в качестве опции устанавливать на многие российские и даже белорусский погрузчики с бортовым поворотом – ПУМ-600/1000 (Уралвагонзавод), МКСМ-800 (Курганмашзавод), КСМ-1 (Мосгормаш), «Полесье» УЭС-30 (Гомсельмаш). Рабочий орган приводится от гидросистемы погрузчика. При несложных работах и в стесненных условиях выгода от применения мини-погрузчика очевидна, особенно учитывая возможность быстрой замены барового оборудования на другое.

В последние годы предпринимаются попытки продвинуть на рынке грунторезы на шасси фронтальных погрузчиков, способные работать в стесненных условиях, но конкурировать с классическими баровыми машинами им пока трудно. Тем более, за рубежом такие конструктивные решения встречаются редко. Вообще, в легком и среднем классе выбор достаточно велик, однако номенклатура мощных российских траншеекопателей пока ограничивается всего несколькими моделями.

Производство грунторезов на сегодня – довольно конкурентная среда. Поэтому значительная разница в цене российских машин свидетельствует либо о значительных отличиях в конструкции, либо об экономии на материалах. В любом случае развитие траншеекопателей продолжается – например, получает распространение гидравлический привод цепи взамен механического, улучшается эргономика управления барой и т.д.

Резать или бурить?

Прокладывать коммуникации можно не только баровыми машинами, но и с помощью бестраншейных технологий – с применением установок горизонтально-направленного бурения или направленного прокалывания. Какой метод выбрать, завит от конкретных условий на местности и стоимости ее подготовки (если это вообще реально) к грунтовым работам. Большинство агрегатов для бестраншейной прокладки нуждаются в котловане, который приходится откапывать экскаватором.

В среднем траншейный способ в 8-10 раз дешевле бестраншейного, к тому же реализуется с гораздо более высокой скоростью (к примеру, типичный результат работы ЭТЦ-1609 – 400 м за смену). И все же бывают случаи, когда бестраншейные технологии «рулят» – если надо проложить кабель под дорогой, городским прудом или памятником.

Время раскошелиться

Перед приобретением грунтореза сначала следует оценить, на каких работах и почвах (например, залипающая глина, песок или скальный грунт) он будет применяться. От этого зависят тип бары и, соответственно, геометрия траншеи, а также класс базового трактора (тяговое усилие). Так, для сыпучего грунта годится колесный «Беларус», а в болотистой местности и на скальных грунтах целесообразно использовать гусеничный ДТ-75.

В коммунальном хозяйстве, характерной отрасли применения грунторезов, распространены модели на базе колесных тракторов «Беларус», ЗТМ, ЛТЗ и ЮМЗ. Строители чаще используют как колесные шасси ХТЗ (Т-150К) и ПТЗ (К-700 и К-701 «Кировец»), так и гусеничные ЧТЗ и ВгТЗ. Популярны мощные и надежные тракторы МТЗ, допускающие «ручную» установку ходоуменьшителя.

Кроме свойств грунта, необходимо знать, потребуется ли переменная ширина колеи, и как будет проходить ее смена – с помощью установки новой бары или только цепи. И, наконец, на последнем этапе надо сравнить технические параметры моделей – наличие реверса (заднего хода), который весьма пригодится при зацепе рабочего органа за препятствие, материал и способ изготовления корпуса редуктора (литой редуктор гораздо прочнее сварного), норма расхода топлива, эргономика рабочего места оператора... О цене грунтореза лучше не задумываться, поскольку необоснованная экономия непременно приведет к серьезным проблемам при эксплуатации техники, а ее простой в ожидании запчастей и затраты на ремонт «съедят» все мнимые выгоды.

Впрочем, выяснить график поставки запчастей и особенно расходных материалов в любом случае стоит, поскольку даже самая надежная техника не будет работать вечно. Расходники – цепи, звездочки, резцы – обычно унифицированы и пополнить их запас несложно, однако гарантийный или заводской ремонт у каждого производителя налажен по-разному и может занять до 1,5 месяцев Из поломок чаще всего у грунторезов случается срез шлицев на валах и шестернях редуктора, облом крепежа гидроцилиндра рабочего органа – как правило, из-за несоблюдения требований инструкции.

Во время эксплуатации важно не допускать попадания в гидравлическую систему мусора и воды, соблюдать режим обкатки, следить за состоянием резцов – их неравномерное истирание приведет к дисбалансу нагрузок на цепь, а следовательно, на редуктор.

Олег Никитин

Комментарии пользователей

Извините, но у Вас не достаточно прав для добавления комментария.

Авторизация