История успеха ЧТЗ: строительство завода в Челябинске и Гран-При в Париже
Судьба Челябинского тракторного завода неразрывно связана с историей страны. Возведенный в рекордно короткие сроки и ставший символом трудового энтузиазма первых пятилеток, ЧТЗ в 30-е годы XX века не имел аналогов ни в Европе, ни в Америке. В годы Великой Отечественной войны трудовая доблесть тружеников Танкограда обеспечила техническое превосходство наших танков над боевыми машинами врага. Без челябинских тракторов невозможно представить послевоенное восстановление страны. Уральские богатыри работали на всех крупнейших стройках СССР. Мощные машины с эмблемой ЧТЗ можно встретить на всех континентах — от пустынь Африки до бескрайних снегов Антарктиды, и всегда они с честью несут свою службу.
Содержание статьи
Как родилась идея тракторного завода в Челябинске
30-е годы XX века останутся в истории нашей страны как время беспрецедентного индустриального развития. Огромное значение для всего народного хозяйства имело создание отечественного тракторостроения. В резолюции "О пятилетнем плане развития народного хозяйства СССР", принятой в апреле 1929 года на XVI партийной конференции ВКП(б), было намечено строительство нескольких заводов по производству тракторов. Один из них было решено построить на Урале.
Уже 29 мая 1929 года Совет Народных Комисаров (СНК) СССР принял постановление "О приступе к постройке тракторного завода на Урале". Местом для его возведения был избран Челябинск.
Выбор небольшого уездного города, в котором в начале 30-х годов проживали всего 60 тысяч жителей, был не случайным. Учитывалось, что угольные шахты Копейска смогут обеспечить будущий завод-гигант дешевым топливом, ЧГРЭС — необходимой энергией, а сооружавшийся невиданными темпами Магнитогорский металлургический комбинат — чугуном и коксом.
Кроме того, в пользу Челябинска было и его расположение на Транссибирской железнодорожной магистрали, что позволяло существенно снизить транспортные расходы при доставке тракторов в восточные районы страны. И, конечно же, особое значение придавалось тому, что Челябинск находился в старейшем экономическом районе России — на Урале — с его квалифицированными рабочими кадрами.
Серьезная полемика возникла при выборе типа трактора, предназначенного к производству на будущем заводе. Были сторонники изготовления в Челябинске колесных тракторов, аналогичных тем, которые готовились к выпуску на Сталинградском (ныне Волгоградском) и Харьковском тракторных заводах. Другие предлагали наладить производство мощных машин на гусеничном ходу.
В ноябре 1929 года приказом ВСНХ СССР утвердили, что будущий Челябинский Тракторный Завод должен стать первым в стране заводом по крупносерийному выпуску гусеничных тракторов. Производственная мощность предприятия была определена в 40 тысяч машин в год. По объемам выпуска ЧТЗ должен был в полтора раза превосходить строившиеся Сталинградский и Харьковский тракторные заводы вместе взятые. Более того, ни в Америке, ни в Европе не было в то время тракторного производства такого уровня.
Генплан из Детройта
Разработку генерального плана Челябинского тракторного завода начали в июне 1929 года. Уже к весне 1930 года в специально организованном в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) проектном бюро составили эскизный проект предприятия. Окончательную редакцию генерального плана Челябинского тракторного решили провести за границей — в США. Руководство страны отдавало себе отчет, что сооружение предприятия такого уровня, как Челябинский Тракторный Завод, возможно только при использовании всего передового опыта, накопленного к тому времени в мировом тракторостроении.
Переговоры с руководством американской корпорации Caterpillar об оказании технической помощи начались еще в январе 1930 года. Американцы, не отказываясь от совместной работы, выдвинули ряд требований, неприемлемых для советской стороны. В марте 1930 года переговоры зашли в тупик.
Тогда советские представители решили создать в Детройте, на тот момент столице американской автотракторной промышленности, специальное проектное бюро "Челябинск трактор плэнт". В его офисах 40 советских и 12 американских специалистов совместно работали над генеральным планом ЧТЗ.
Учитывая последние достижения в области тракторостроения, в первоначальный эскизный проект внесли значительные изменения. Так, было решено создать три корпуса: механический, литейный и кузнечный — вместо намеченных первоначально 20 отдельных цехов. Другое важное новшество — замена железобетонных опорных конструкций зданий металлическими. Благодаря этому расширялись пролеты в корпусах, что позволяло при необходимости менять объекты производства. Именно это дало возможность заводу в начале Великой Отечественной войны в кратчайшие сроки перейти на выпуск танков и полностью подтвердило правильность принятых решений.
7 июня 1930 года составление генерального плана Челябинского тракторного завода было завершено. А уже 10 августа 1930 года в торжественной обстановке заложили литейный, кузнечный и механосборочный цеха.
С миру по нитке, советскому союзу – тракторный завод
Первые строители ЧТЗ столкнулись с очень большими трудностями: отсутствие техники, жилья и квалифицированной медицинской помощи. Обеспеченность кадрами в 1929-30 годах составила всего 60 процентов к плану, местная кооперация оказалась не в состоянии обслуживать рабочих. Не хватало стройматериалов. К концу 1930 года резко сократилось финансирование строительства.
Всё это обусловило большую текучесть кадров. Только за 1930 год на "Челябтракторострой" прибыли 43 тысячи работников, но 38 тысяч (!) человек или почти 90% к концу года уехали. Стройка оказалась под угрозой срыва.
11 мая 1931 года руководители "Челябтракторостроя" были приняты И.В. Сталиным, который заявил, что Челябинский тракторный завод находится под особым наблюдением Центрального Комитета ВКП (б) и просил передать рабочим и административно-техническому персоналу, что "…ЦК ВКП(б) ни в коем случае не допустит срыва строительства мирового гиганта".
На строительстве Челябинского тракторного завода развернулось движение за ускоренные темпы работ. Если в 1931 году ударники на стройке составляли 57% от общего числа рабочих, то накануне пуска завода — почти 90 процентов. Высокие темпы строительства позволили уже к 1932 году перейти к развернутому монтажу производственного оборудования.
Первоначальный проект ЧТЗ и технологический процесс сборки тракторов были разработаны с учетом использования только американского оборудования. Но уже в ходе строительства, когда выяснилось, что все требуемые агрегаты в США закупить невозможно, часть заказов была перенесена в Европу. В оснащении Челябинского Тракторного Завода оборудованием принимали участие 307 фирм из Германии, США, Франции и Англии.
Большую роль в комплектовании оборудованием сыграли и отечественные предприятия. Более 120 заводов изготовляли станки и механизмы для ЧТЗ. Только в Ленинграде над его заказами трудились рабочие 52 предприятий. Электроды и трансформаторы поставляла Москва, регулирующую аппаратуру — Харьков, ковши — подольские заводы, а также "Красный путиловец" и "Уралмаш". Удельный вес отечественного оборудования на Челябинском Тракторном Заводе в целом составлял более 40 процентов.
Мировое признание советского трактора
15 мая 1933 года в 15 часов 40 минут под ликующие возгласы собравшихся заводчан первый сошедший с конвейера ЧТЗ трактор С-60 "Сталинец" выехал из ворот механосборочного корпуса. До конца месяца намечали собрать 12 тракторов, но комсомольцы завода вышли с почином сделать свой, 13-й трактор, и слово сдержали.
1 июня 1933 года состоялся торжественный пуск "Челябинского тракторного завода имени Сталина".
Сделанное всего за три года потрясало воображение. Голое поле превратилось в растущий город. Там, где еще недавно была непролазная грязь, стояли огромные цеха, кирпичные дома. В заводском микрорайоне были построены асфальтированные дороги, фабрика-кухня, кинотеатр, клуб, учебный комбинат.
В мае 1937 года в Париже открылась Международная выставка "Искусство и техника современной жизни". Среди экспонатов советского павильона были представлены и два трактора Челябинского Тракторного Завода — С-60 и дизельный С-65.
Особенно поразило западных специалистов, что такие передовые в техническом отношении машины были изготовлены на заводе, который вступил в строй всего четыре года назад. Международное жюри присудило машинам ЧТЗ "Гран-При" — высшую награду выставки, что стало своеобразным мировым признанием челябинских тракторов.
Менее чем через семь лет после пуска предприятия — 30 марта 1940 года — с конвейера Челябинского тракторного завода сошел 100-тысячный трактор марки "ЧТЗ".