История становления ЧТЗ: от Танкограда к рынку

Продолжение, начало тут "История становления ЧТЗ: строительство завода в Челябинске"

А завтра была война... 

26 июня 1941 года в Челябинск в обстановке строгой секретности прибыла специальная правительственная комиссия. Перед ней была поставлена задача: на месте определить целесообразность немедленной эвакуации специалистов-танкостроителей ленинградского Кировского завода в Челябинск — для скорейшей организации массового производства на Урале тяжелых танков КВ. Челябинский тракторный сразу возводился с учетом того, чтобы в случае необходимости перевести его на производство танков и артиллерийских тягачей. Еще в начале 1940 года заводу было поручено приступить к освоению производства тяжелых танков КВ, разработанных на ленинградском Кировском заводе. Все подготовительные работы тогда были выполнены, и 31 декабря 1940 года на ЧТЗ собрали первый танк. До начала войны удалось сделать 25 машин КВ-1.

Изучив ситуацию, комиссия решила: танковое производство завода необходимо всемерно развивать, продолжая при этом выпуск тракторов. Уже с 1 июля 1941 года цехи и участки завода, занятые изготовлением деталей для КВ, перешли на работу в две смены по 11 часов. Все очередные и дополнительные отпуска были отменены. Если с начала года до 1 июля 1941 года удельный вес военной продукции в производственной программе ЧТЗ составлял только 13,1 процента, то с 1 июля до 1 октября он вырос уже до 42,8 процента, а с октября 1941 года поднялся до 92,7 процента. Заводу предстояло осваивать крупносерийное производство танков и танковых двигателей.

В сентябре-октябре 1941 года в Челябинск началась эвакуация двух огромных предприятий — Кировского завода из Ленинграда и Харьковского дизель-моторного завода № 75 с Украины. Ни в отечественной, ни в мировой практике не было прецедентов, когда такие заводы-гиганты с их многотысячными коллективами в считанные дни "снимали с фундамента", грузили в эшелоны, и через короткое время практически с колес запускали производство за много тысяч километров от места постройки. Такие меры были вынужденными и можно только оценить героизм и стойкость людей, осуществивших столь сложные операции в кратчайшие сроки.

Харьковский моторный завод № 75 эвакуировали под бомбежками фашистской авиации. Это была тщательно продуманная и выполненная с большим героизмом операция. Последний эшелон с заводским оборудованием покинул Харьков 18 октября 1941 года, всего за неделю до того, как в город вошли немецкие танки. В еще более сложной обстановке велась эвакуация Кировского завода. В октябре-ноябре 1941 года все места на самолетах, уходящих из окруженного гитлеровцами Ленинграда на Большую землю, отдавались рабочим и специалистам Кировского завода, которых затем по железной дороге в срочном порядке направляли в Челябинск. Свыше 15 тысяч работников завода и членов их семей были переправлены на Урал. Эшелоны с ленинградцами приходили в Челябинск с октября по декабрь 1941-го и даже в январе 1942 года. Основной состав ведущих танковых цехов предприятия был укомплектован рабочими и специалистами Кировского завода.

К январю 1942 года на завод прибыли 29 850 человек. 8 тысяч из них были размещены в городе, 17 тысяч – в заводских домах, 3800 человек — на эвакопунктах — в ФЗУ, заводском клубе и школе №52 (ныне №48). Условия жизни были неимоверно тяжелыми. Зима, отсутствие топлива, т.к. достать его людям было негде. В заводском поселке прошло шестое (!) уплотнение, все было забито до предела. Не было матрасов, и сотни людей спали в холодных бараках на голых досках. Не хватало столовых, парикмахерских, баня оказалась неспособной обслужить резко возросшее количество людей, негде было починить обувь, одежду. Но все бытовые проблемы в те дни отходили на второй план. Фронт требовал: "Дайте танки! Скорее! Немедленно!".

В течение 1941 года выпуск тяжелых танков КВ увеличился в 5,5 раза. Это было достигнуто за счет роста среднемесячной выработки на одного рабочего, поскольку даже после прибытия в Челябинск специалистов из Ленинграда и Харькова, рабочих рук катастрофически не хватало. По плану на I квартал 1942 года, в цехах завода должно было трудиться около 40 тысяч человек, а реально их насчитывалось всего 27 321. Чтобы восполнить кадровый дефицит, на завод привлекались женщины и дети-подростки. В середине ноября 1941 года специальным постановлением Государственного Комитета Обороны на заводе было прекращено производство тракторов, артиллерийских тягачей, снарядов, мин и авиабомб. Отныне вся громада Челябинского Тракторного завода — все его цеха, тысячи людей, оборудование — должны были переключиться только на выпуск тяжелых танков. Так рождался легендарный Танкоград.

Легендарный Т-34 выпущен на ЧТЗ

4 июля 1942 года заводу в Челябинске было поручено чрезвычайно срочное задание: одновременно с выпуском тяжелых танков КВ организовать массовое производство средних танков Т-34. Производственные мощности завода не расширились. На том же оборудовании, в тех же цехах предстояло делать две совершенно разные боевые машины. С августа 1942 года ежемесячный выпуск КВ был определен в 150 штук, а производство Т-34 должно было постоянно расти: 100 штук в августе, 300 — в сентябре, а в октябре — уже 350. Завод как бы разделился на два независимых производства. Здесь появились самостоятельные цехи для выпуска тяжелых машин и отдельно для средних танков. В некоторых цехах было организовано смешанное производство.

История не знала таких примеров, чтобы в течение всего одного месяца весь производственный цикл предприятия перестроили бы на новую машину. Считалось, что это технически невозможно. Заводу предстояла крупнейшая реконструкция. Создавался новый механический цех, который должен был обеспечивать и тяжелые, и средние танки деталями и узлами ходовой части. На месте бывшего главного конвейера сборки тракторов организовали цех сборки средних танков — цех СБ-34. Производство Т-34 меняло техническую политику завода. От мелкосерийной технологии, все еще сохранившейся на отдельных участках при изготовлении тяжелых танков, следовало перейти к технологии массового производства.

В считанные дни нужно было установить 1200 станков, доставленных на завод, и около 700 переместить из одного цеха в другой. Предстояло спроектировать и изготовить несколько тысяч наименований штампов, моделей, приспособлений, инструментов, обучить тысячи рабочих и мастеров работе над новой машиной. Уже 22 июля 1942 года конструкторское бюро выдает рабочие чертежи деталей "тридцатьчетверки". А через четыре дня каждый цех получает конкретные задания по номенклатуре деталей, которые он должен производить. И то, что казалось невозможным, было сделано: 22 августа 1942 года из сборочного корпуса вышла первая челябинская "тридцатьчетверка".

ИСы в серию — досрочно

В середине сентября 1943 года Государственный Комитет Обороны ставит перед челябинцами новую ответственейшую задачу: не снижая достигнутого объема сборки боевых машин, наладить производство совершенно новых тяжелых танков ИС. В этих машинах, разработанных в конструкторском бюро Танкограда, было сконцентрировано все лучшее в отечественном тяжелом танкостроении. В них гармонично сочетались броня, скорость и вооружение. Они были почти на 10 тонн легче немецких тяжелых танков, имея при этом более толстую броню и более мощную пушку. ИСы обладали лучшей проходимостью и приспособленностью к полевому ремонту, чем все танки до них. По маневренности им не было равных в мире. Вскоре после того, как ИС появился на фронте, немецкое командование запретило своим танкистам вступать с ними в открытый бой.

Для выполнения ответственного задания на заводе был выполнен огромный объем работ. Без остановки производства провели реконструкцию многих цехов. При этом организованы новые участки и линии обработки. Для ускоренного освоения новых изделий их производство начинали с нуля — с полуготовых сборочных чертежей снимали параметры основных деталей. Более 600 инженеров и техников вели разработку технологии новой машины. Люди практически не покидали рабочих мест. Технологи, конструкторы по оснастке, мастера, наладчики, рабочие, не считаясь со временем, делали одно общее дело. Невозможное для других, для уральцев снова стало возможным: в ночь на 31 октября 1943 года досрочно начался серийный выпуск танков ИС.

В августе 1944 года в Челябинске был пущен конвейер по сборке тяжелых танков. Этого не было нигде в мире! Это смогли сделать только на Челябинском тракторном заводе! ЧТЗ достиг невиданных темпов производства боевых машин. За годы войны в Челябинске было выпущено тринадцать моделей танков и самоходных артиллерийских установок. Всего было изготовлено 18 000 боевых машин, 48 500 танковых двигателей, 85 000 комплектов топливной аппаратуры, 17,5 миллиона заготовок боеприпасов, выполнено множество других оборонных заказов.

Техника послевоенного периода

О мирной продукции в Танкограде задумались еще в 1943 году. На фронтах шли упорные бои, а в Челябинске уже размышляли о том, что будут выпускать после победы: группа конструкторов по своей инициативе прорабатывала концепцию перспективной машины. Первый послевоенный трактор С-80 собрали на ЧТЗ уже в январе 1946 года. Перевод танкового завода на производство тракторов потребовал очень серьезной реконструкции предприятия, первый этап которой был завершен только к 1948 году. Челябинский Тракторный Завод должен был обеспечить ежегодную поставку народному хозяйству страны более 10 тысяч тракторов С-80. Для этого требовалось перестроить весь сложный заводской организм таким образом, чтобы производство тракторов обходилось минимальными трудовыми и материальными ресурсами. Уже к концу года с главного конвейера завода в среднем стали сходить 20-25 тракторов в сутки.

После войны начались поставки челябинских машин за рубеж. В 1949 году в Польшу, Чехословакию и другие страны были отгружены первые 194 трактора. К середине 50-х годов техника ЧТЗ уже продавалась во все страны социалистического лагеря, а также в Финляндию, Швецию, Австрию, Индию, Бирму, Сирию, Египет, Афганистан, Бразилию.

В декабре 1953 года конструкторы ЧТЗ приступили к проектированию 250-сильной машины. Уже 30 апреля 1956 года был собран первый образец не имеющего аналогов дизель-электрического трактора ДЭТ-250. Во время праздничной демонстрации 1 мая, он демонстрировался на площади Революции в Челябинске. ДЭТ-250 был и остается самым скоростным бульдозером в мире. Крейсерская скорость 15 км/ч при движении вперед и назад делает его исключительно высокоэффективным.

В конце 60-х – начале 80-х годов Челябинский тракторный завод переживает второе рождение: проводится его коренная реконструкция с целью постановки на производство нового семейства перспективных промышленных тракторов Т-130. В цехах предприятия были смонтированы высокопроизводительные автоматические линии, позволившие существенно нарастить объем производимой продукции. В 1984 году с конвейера Челябинского тракторного завода сошел миллионный трактор марки "ЧТЗ". Пик выпуска был достигнут в 1988 году, когда на предприятии изготовили 31 700 машин.

Испытание рынком

Новое время, отсчет которому пошел после перестройки, объявленной в 1985 году, поставило перед ЧТЗ задачи, которые ему еще не приходилось решать. Речь шла о том, сумеет ли завод выжить в рыночных реалиях. В конце 80-х завод пережил конверсию, было остановлено и в дальнейшем полностью свернуто танковое производство. Освоение выпуска мини-тракторов и товаров народного потребления не могло компенсировать утраченные объемы.

Распался СССР, в России начались рыночные реформы. Челябинский Тракторный Завод в числе первых крупных машиностроительных предприятий провел акционирование. В 1993 году государственное предприятие производственное объединение «ЧТЗ им. В.И. Ленина» было преобразовано в акционерное общество. Но надежды тракторостроителей на скорое процветание не сбылись. Нарушение налаженной системы кооперации, резкое снижение объемов производства и работ у традиционных потребителей челябинской техники — строителей, мелиораторов, в добывающих и других отраслях бывшего Союза вызвало обвальное падение выпуска тракторов. И не только на ЧТЗ: трудные годы переживало все отечественное машиностроение. Кризис середины 90-х для тракторного гиганта обернулся банкротством, под вопросом оказалось само существование ЧТЗ.

Приход на предприятие команды менеджеров под руководством конкурсного управляющего, а затем и генерального директора Валерия Платонова без преувеличения стал новой точкой отсчета в истории Челябинского тракторного. За несколько лет была проделана огромная работа по возрождению ЧТЗ. Команде специалистов удалось не только сохранить легендарный завод, не разрушить целостность производственного комплекса, но и реально превратить его в эффективный бизнес, создать условия для динамичного развития уже нового предприятия — ООО «ЧТЗ-Уралтрак». И хотя в последние годы предприятие вновь лихорадит, ЧТЗ настойчиво ищет пути решения сложных рыночных задач. За последние несколько лет создан целый ряд новых моделей и модификаций инженерных машин марки ЧТЗ. Заводские конструкторы и маркетологи стараются оперативно реагировать на меняющиеся запросы рынка.

Комментарии пользователей

Извините, но у Вас не достаточно прав для добавления комментария.

Авторизация