Почему потек гидроцилиндр?

Гидроцилиндры — «мышцы» экскаватора, а течь гидроцилиндров — один из самых часто встречающихся досадных дефектов, появляющихся в процессе эксплуатации. Появление течи масла ведет к падению давления в гидросистеме и в результате к отказу гидравлики. Попробуем разобраться, почему так происходит и как этого избежать.

Коротко о механизме

Гидроцилиндр — это достаточно простой механизм, но очень требовательный к качеству сборки. На каждом экскаваторе используются различные типы гидроцилиндров, отличающиеся по размерам, конструкции, номинальному и максимально допустимому рабочему давлению, диаметрам штока и поршня, ходу поршня. Но всех их объединяет наличие следующих основных частей: сварного корпуса, штока, поршня, передней крышки, уплотнительных устройств. Поршень делит внутреннее пространство цилиндра на две не сообщающиеся между собой полости: поршневую и штоковую. В процессе работы одна полость гидроцилиндра соединяется с напорной, а другая — со сливной магистралью гидросистемы экскаватора. Под действием разницы давления рабочей жидкости в этих магистралях происходит движение штока. Шток «ходит» в уплотнениях, поэтому для работы очень важно, чтобы его поверхность была гладкой, без царапин и вмятин.

Как их ломают?

Следовательно, в основном забота оператора о гидроцилиндрах в процессе работы сводится к защите штока от механических повреждений. Удары по штоку гидроцилиндра и образующиеся при этом забоины — одна из основных причин преждевременного выхода из строя штоковых уплотнений на буксе и, соответственно, возникновения течей через эти уплотнения.

Часто такие дефекты происходят при ударе штока о твердые элементы породы, а также при проведении работ, не свойственных экскаватору. Например, при планировке площадки при помощи ковша нагрузки на рабочее оборудование экскаватора часто превышают допустимые, что приводит к поломке не только гидроцилиндров, но и самого рабочего оборудования в соединениях рукоять — стрела, рукоять — ковш, и даже механизмов поворота.

Механическое повреждение гидроцилиндров может возникнуть также из-за отсутствия смазки в их шарнирах. При заклинивании шарнира во время работы появляется изгибающий момент на штоке, что приводит как минимум к нештатной работе уплотнений и преждевременному их износу, а как максимум — потере устойчивости штока, его искривлению и полному выходу гидроцилиндра из строя.

Советы оператору

Избегайте достижения крайних положений штоков гидроцилиндров, срабатывания предохранительных клапанов.

Выполняя работу по засыпке траншей, ям и т. п., а также при планировании небольших участков поверхности используйте опору-отвал.

Перед началом работы убедитесь в отсутствии утечек, проведите смазку пальцев на рабочем оборудовании.

Важно уделять внимание защите рабочих поверхностей гидроцилиндров от обледенения и попадания грязи на рабочую поверхность. Поэтому по окончании работ все хромированные части гидроцилиндра в обязательном порядке должны быть убраны — шток должен быть максимально втянут внутрь цилиндра. Это основное правило работы экскаваторщика.

Как грязь попадает в гидросистему: фактор времени

Со временем уплотнения штока стираются — ничто не вечно в этом мире. При этом приставшая к штоку пыль и грязь попадают в рабочую жидкость, загрязняя ее. Основной симптом износа манжеты — появление гидравлического масла на штоке гидроцилиндра. Это, во-первых, плохо влияет на экологическую обстановку на рабочей площадке, во-вторых, увеличивает расход рабочей жидкости. Если своевременно не принять меры — неизбежно снизится и производительность работы экскаватора. Но лучше этого не ждать, а периодически проверять работу уплотнений и в случае необходимости производить их замену.

В процессе работы происходит естественный износ трущихся элементов гидроаппаратов (гидромотора, распределительных клапанов, гидроцилиндров и т. д.). В результате образуются частицы металла, которые, попадая в гидросистему, мешают ее правильной работе. Для очистки рабочей жидкости от загрязнений в гидросистеме на сливе в бак установлены фильтры. Их состояние легко определить по давлению в магистрали перед фильтрами. Превышение требуемого давления говорит о засоренности фильтра. Понятно, засорившийся фильтр подлежит замене.

Еще один источник грязи в системе — применение загрязненного гидравлического масла, использование при доливке и замене масла, ремонте узлов гидравлики грязных емкостей.

Чтобы не тратить деньги на дорого-стоящий ремонт, необходимо проводить регулярное сервисное обслуживание и диагностику экскаватора. Это существенно продлевает срок его службы, экономит время и деньги потребителей строительно-дорожной техники.

Советы оператору

Работоспособность экскаватора в значительной степени зависит от марки и чистоты применяемой рабочей жидкости. Недопустимо использовать в гидросистеме экскаватора рабочую жидкость, не указанную в перечне, или смесь рабочих жидкостей разных марок.

Гидравлические масла до заливки в гидросистему должны храниться в чистой, герметично закрытой таре. Масло, заливаемое в гидросистему, должно соответствовать 12-му и выше классу чистоты рабочей жидкости по установленной в России классификации.

Обратите особое внимание на своевременность замены фильтров, рабочей жидкости, соответствие марки масла сезону эксплуатации. Эксплуатация экскаватора с рабочей жидкостью повышенной вязкости (которую имеют летние сорта при низких температурах) ведет к поломкам гидрооборудования, выходу из строя уплотнений и рукавов высокого давления.

Важно помнить, что периодичность замены рабочей жидкости регламентирована инструкцией по эксплуатации экскаватора. Заправка рабочей жидкости в гидросистему экскаватора должна производиться только через фильтр-элементы.

Подведем итог: отсутствие механических повреждений, своевременная замена масла и фильтров — основная гарантия долговременной работы гидравлической системы экскаватора.

О том, какая работа по повышению надежности работы гидроцилиндров при эксплуатации экскаваторов ведется на заводе-изготовителе, рассказывает главный конструктор ОАО «ТВЭКС» С. А. Овсянников:

— Течи по уплотнениям гидроцилиндров — ахиллесова пята любой гидравлики. В настоящее время мы заменили на наших гидроцилиндрах используемые штоковые уплотнения на более качественные “Hillite”. Они более износостойкие, предназначены для эксплуатации в жестких условиях. Важное свойство новых уплотнений — в их состав входят надежные грязесъемники, которые лучше снимают грязь и лед, и тем самым лучше защищают гидроцилиндры от «всасывания» грязи внутрь при работе. Применение этого вида уплотнений дало хорошие результаты на испытаниях и в эксплуатации — количество появления течей по штоку существенно снизилось. Использование современных качественных материалов, качественная сборка гидроцилиндров дают возможность увеличивать давление в гидросистеме. Поэтому сегодня тверской экскаватор работает быстрее и надежнее.

Владимир Заутренников 

Комментарии пользователей

Извините, но у Вас не достаточно прав для добавления комментария.

Авторизация