Ходовая импортного бульдозера – при своевременном ТО проблем не будет
Бульдозеры – это наиболее распространённый в мире вид спецтехники, связанный с земляными работами. С помощью бульдозера возводятся насыпи до 2 м высотой путём срезания грунта и перемещения его на десятки метров, засыпая ямы и овраги, выравниваются участки с холмами, косогорами и низинами под будущее строительство.
Работают бульдозеры в исключительно сложных условиях. Во-первых, работа бульдозера отличается частой сменой режимов нагрузки, что связано с цикличностью действий машины – набор грунта путём срезания, его перемещение и обратный ход. Во-вторых, неблагоприятной для техсостояния является специфика хранения бульдозеров, как, впрочем, и большинства спецтехники – как правило, на открытом воздухе. Ну и, конечно, часто присутствующая сильная запылённость в местах проведения работ, а также работа в неблагоприятных климатических условиях не влияют положительно на техническое состояние бульдозера.
Естественно, двигатели и другие элементы машин, работая в таких условиях, подвергаются интенсивному износу. Чтобы работать с наименьшими потерями времени на устранение поломок, требуется систематическое обслуживание, выявление дефектов и оперативное их устранение. Износ одной детали обязательно вызывает интенсивный износ контактирующих с ней деталей.
Если рассмотреть отдельные составные элементы конструкции бульдозера, то наибольшей нагрузке подвергается ходовая часть машины. По наблюдениям специалистов, затраты на обслуживание только ходовой части составляют около половины всех затрат, которые приходятся на техобслуживание бульдозера. Для того, чтобы уменьшить эти затраты, ведущие мировые производители бульдозеров – компании Volvo, Caterpillar, Hitachi, Komatsu – вкладывают значительные средства в различные инновации, повышающие безотказность и рабочий ресурс в тяжёлых условиях эксплуатации. Наибольшая нагрузка на ходовую часть действует при работе бульдозера на грунтах с содержанием песка более 35% с включениями кварца, большой износ ходовых элементов возникает и при работе на грунтах с высокой влажностью, т. н. гидронамыв.
Надёжность и эксплуатационный ресурс, собственно, являются одними из главных факторов в конкурентной борьбе лидеров рынка. И в этом же состоит основное отличие гусеничных движителей отечественных и зарубежных бульдозеров, т. к. ввиду простого принципа работы, конструктивно они очень похожи. Различия проявляются в форме звеньев, зубьев ведущих колёс и ещё ряде элементов.
Содержание статьи
Износилось? Замените, пожалуйста
Основной износ, прежде всего, проявляется на таких деталях ходовой части, как звёздочки, направляющие колёса, опорные и подвесные катки, гусеничные цепи и натяжители.
В отношении опорных катков практика показывает, что не все катки изнашиваются одинаково. В связи с этим целесообразно менять их выборочно. Тем более что их замена не влечёт за собой каких-либо дополнительных разборок ходовой части, а заключается в отворачивании 2 или 4 болтов крепления катка. Сама конструкция катка достаточно проста. Чтобы определить износ, требуется провернуть каток в ненагруженном состоянии. Если он проворачивается легко, без подклинивания, при этом значительный люфт не ощущается, то такой каток может ещё «походить». Если же каток не вращается и требуется его замена, то обычно деталь меняется целиком, в сборе, т. к. ремонт катка с заменой внутренних втулок обойдётся не намного дешевле цены новой детали.
Износ направляющих колёс, которые называются ленивцами, также определить достаточно просто. В основном, при изнашивании резиновых уплотнителей, во втулки ленивца попадают абразивные частицы, и втулки за короткое время получают такую выработку, что восстанавливать ленивцы не целесообразно, а нужно просто заменить новыми. Замена направляющего колеса требует снятия гусеницы, а дальнейшие работы по замене не представляют проблемы.
Натяжитель, внешне представляющийся сложной конструкцией, на деле устроен достаточно просто. Поршень натяжителя толкает и удерживает направляющее колесо. Если поверхность поршня не имеет следов коррозии, то обычно необходимо только заменить грязесъёмники, уплотнительные кольца и манжеты. При этом натяжитель полностью разбирать не потребуется. Конечно, перед ремонтом необходимо продумать вопрос о приобретении запчастей, в частности, ремкомплект уплотнений на натяжитель может оказаться достаточно проблематичной позицией и его необходимо искать заблаговременно.
Износ подшипников, на которых вращаются ведущие и направляющие колеса и катки ходовой части, тоже необходимо контролировать. При нагрузках внутренние и наружные обоймы подшипников перекашиваются, нарушается нормальный контакт шариков или роликов с обоймами и происходит усталостное разрушение рабочих поверхностей деталей подшипников.
Для определения степени износа требуется освободить катки от нагрузки, поддомкратив одну сторону машины, и с помощью лома пробовать перемещать каток в осевом направлении в обе стороны. Замерив люфт с помощью индикатора, можно сделать вывод о состоянии подшипника. Если конструкция позволяет, подобным же способом нужно замерить осевой люфт подшипников ленивца. Для различных машин допустимый люфт составляет от 0,2 до 1,5 мм. При значительном люфте, превышающем в несколько раз допустимый, подшипник требуется заменить. Если же износ подшипника незначительный, то осевой люфт доводят до нормы при помощи прокладок или регулировочной гайкой.
Но основной износ приходится на гусеницы и звёздочки. Т. к. стоимость звёздочек сопоставима с ценой их ремонта, то их так же, как и в рассмотренных выше случаях, следует заменить новыми, не пытаясь восстановить.
С гусеницами всё не так просто
Основная работа бульдозера заключается в перемещении грунта толканием, поэтому машина постоянно находится в движении, гусеницы работают в течение всей рабочей смены. Растяжение гусеницы в процессе эксплуатации и последующая за этим её замена, требует одновременной замены на новые натяжных и направляющих колёс, поддерживающих и опорных катков, а это, кроме затрат, выливается в простой техники в течение значительного периода.
Поэтому, конечно, если есть возможность, лучше приобрести оригинальную гусеницу производителя бульдозера. Например, компания Caterpillar при производстве своих гусениц обрабатывает ТВЧ с последующим быстрым охлаждением беговые дорожки, что придаёт им высокую стойкость к абразивному износу. Звенья подвергаются индукционному нагреву, охлаждению распылённой водой и отпуску в специальных печах. Втулки звеньев цепи изготавливаются только методом холодного прессования, что повышает их прочность и стойкость к образованию трещин. Отверстие втулки защищено от попадания грунта специальными пружинными шайбами Bellville, которые проходят также специальную термическую обработку. Благодаря применению таких пружин-уплотнений срок службы втулок и пальцев на гусеницах Caterpillar увеличен минимум на 30% по сравнению с гусеницами, в которых подобные уплотнения отсутствуют. И это только небольшой перечень того, что предпринимает компания для повышения ресурса своих гусеничных лент.
Подобные мероприятия предпринимают и другие известные компании, производящие гусеницы для машин собственного производства. Эти меры отражаются на сроках эксплуатации гусениц. Конечно, прогнозировать срок службы гусеничной ленты – дело неблагодарное, слишком много составляющих, но можно сказать определённо, что первый поворот втулки, свидетельствующий о значительном износе гусеничной ленты, на оригинальных гусеницах, если они работают на грунтах, содержащих большой процент кварца, может произойти через 4-5 тыс. часов, и этот показатель вряд ли будет достигнут гусеницами других производителей. При работе же бульдозера на оригинальных гусеницах с мягкими породами, например, в угольном разрезе, поворот втулки может произойти и через 18 тыс. часов.
Но оригинальные гусеницы имеют высокую цену. В то же время на рынке есть предложения значительно более дешёвых комплектов ходовой. Например, достаточно известен бренд ITR из Италии. Компания ITR получила известность на российском рынке благодаря обширной номенклатуре предлагаемых запчастей и невысокими ценами. Но, к сожалению, и ITR, и другие предприятия Италии, такие как Titan-ITM, Berco, производящие детали ходовой части, давно не имеют полного цикла производства на родине, а в большой степени скооперированы с производителями из Китая.
Видимо, недостаточность контроля со стороны итальянского заказчика приводит к тому, что качество продукции и ITR, и Titan-ITM не всегда на высоте. Хотя, это больше относится к комплектующим ITR. По отзывам эксплуатационников, детали ходовой, и в особенности, гусеницы этой компании, неплохо себя зарекомендовали лишь при работе на мягком, неабразивном грунте.
Гусеницы Titan-ITM во многом близки к высокому качеству оригинальных, правда, и по цене они почти не уступают оригинальным гусеницам, а в некоторых случаях даже стоят дороже.
Ещё одна итальянская компания, упомянутая выше, Berco, производит и поставляет на отечественный рынок запчасти ходовой, сопоставимые по качеству с продукцией Titan-ITM, и даже иногда значительно лучшего качества. Причём, примерно в 80% случаев аналогичные комплектующие производства Titan-ITM значительно дороже. Высокий уровень качества Berco не случаен, компания ранее серийно поставляла гусеницы и другие комплектующие на конвейеры Komatsu, и соблюдение технологии производства жёстко контролировалось японскими специалистами.
Надо отметить, что в этом секторе экономики присутствует жёсткая конкуренция, появляются всё новые производители, желающие получить свою долю рынка. Так, известная поставками в Россию ходовых корейская компания Gett считалась одним из наиболее перспективных участников отечественного рынка, т. к. при качестве, соответствующем лучшим мировым образцам, цены Gett, как сейчас говорят, очень демократичны.
Но недавно в России появилась ещё одна южнокорейская компания, HS hyundai steel, которая предлагает ходовые части на гусеничную технику практически всех японских, корейских, китайских, европейских и американских брендов. Стойкие к ударным нагрузкам гусеничные цепи HS оборудованы уплотнениями между звеном цепи и втулкой, что надёжно защищает от попадания земли и песка, не даёт смазке вытекать из соединения. Опорные катки от HS имеют повышенный ресурс благодаря надёжным плавающим уплотнениям, предотвращающим попадание песка и земли между втулкой и осью, а сами катки проходят специальную термическую обработку, повышающую износостойкость. Корейский производитель утверждает, что вся его продукция соответствует мировым стандартам качества. Что ж, поживём – увидим.
Но сегодня всё большую долю «гусеничного» рынка пытаются получить китайские производители. Такие компании, как Quanzhou Minhui Machinery Industry And Trading Co., Ltd и Xiamen Globe Truth (GT) Industries Co., Ltd, в силу низкой стоимости рабочей силы и государственной поддержки производств, ориентированных на экспорт, производят комплектующие к ходовой Caterpillar, Hyundai, Atlet, Shantui, ЧТЗ, Komatsu, Hitachi, которые стоят значительно ниже продукции «раскрученных» итальянских брендов, часто не уступая им в качестве.
В России гусеницы неплохого качества для бульдозеров Caterpillar, JCB, Liebherr, Komatsu, Dressta, Hitachi, Kato поставляет дочернее предприятие концерна Тракторные заводы, ООО «Четра-КЗЧ». Гусеницы и ЗИП, в основном для Caterpillar и Komatsu, производит и другое российское предприятие – ОАО «ЧАЗ», входящее в объединение «Концерн «Тракторные заводы».
К сожалению, отечественные производители не всегда соблюдают тщательно разработанные технологии, а заводские службы контроля качества часто пропускают, по тем или иным причинам, продукцию, не вполне соответствующую установленным самим же предприятием нормам качества.
Башмак – важный элемент гусеницы
Порой возникает ситуация, когда гусеница ещё рабочая, а башмаки сработаны полностью. Менять их необходимо, т. к. работа без башмаков снижает производительность машины, убыстряет процесс растягивания цепи, а это влечёт за собой быстрый износ катков и направляющих колёс. Башмак прикручен к цепи 4 болтами. Момент затяжки этих болтов не позволяет применять обычные ключи, для их откручивания необходимо иметь мощный редукторный ключ с квадратом на 3/4» или на 1», а также головки на 1» или на 26, если болты использовались с метрической резьбой. Кроме того, головку необходимо усилить обжимным кольцом с толщиной стенки 3-4 мм, изготовленным из качественной легированной стали.
При демонтаже башмаков приходится откручивать и закручивать около 400 болтов с гайками, поэтому необходимо запастись 3-5 такими головками. Если башмаки имеют небольшой износ (а это может быть, если бульдозер «трудился» на относительно мягких грунтах), то рационально их демонтировать, если гусеницы требуют замены. Они ещё вполне могут пригодиться.
Николай Днепров