Современные технологии применения противогололедных реагентов

Факт не очень приятный, тем не менее: основными средствами борьбы с гололедом и у нас, и в других северных странах, до сих пор, к сожалению, является техническая соль (NaCl) и обычный песок в виде т. н. пескосоляной смеси, или пескосоли.

_______________________1.jpg 

И техническая соль и песок в качестве противогололедных реагентов имеют массу недостатков, особенно соль, однако все они искупаются, во-первых, дешевизной и того, и другого веществ, во-вторых, удовлетворительной эффективностью.

Техническая соль является единственным из всех противогололедных реагентов, который не ухудшает коэффициент сцепления асфальтового покрытия с шинами.

Химическая промышленность России предлагает массу новых более современных составов, которые способны плавить лед при более низких температурах, чем поваренная соль (до -35° С), гораздо менее токсичны для зеленых насаждений и городских животных, меньше повреждают бетон и асфальт, не говоря уже о кожаной обуви и металлических деталях машин. Тем не менее, в практике российских городов, за исключением, пожалуй, только Москвы, коммунальные службы, испробовав новинки, возвращаются к старой доброй пескосоли.

Почему так происходит? Самое удовлетворительное объяснение – коммунальным службам, огромным и сложно устроенным структурам, дешевле и удобнее работать по годами отработанным стереотипам, устойчивость которых на фоне радикальных изменений во всех сферах жизни последних лет сама по себе способна поразить воображение. Комбинированный автомобиль КДМ-130 с пескоразбразывающим, поливомоечным, плужно-щеточным оборудованием, а также шнеко-роторным снегоочистителем, разработанный в начале 60-х годов прошлого века (!), переживши ряд модернизаций, выпускается до сих пор. Научно-практические изыскания в области борьбы с гололедом на дорогах идут в двух основных направлениях – поиск новых реагентов, как химических, так и абразивных, и правильное использование старых – соблюдение дозировки, своевременное удаление растаявшего снега и поиск способов максимально полного удаления реагентов с территории города весной.

Огромное значение приобретает именно своевременность нанесения противогололедных реагентов на проезжую часть, а для этого необходимо учитывать прогноз погоды и ситуации на дорогах. Такие меры позволяют значительно сократить расход соли и песка, а, следовательно, их отрицательное влияние на экологию города.

Так что, чудесное средство, которое бы позволило убирать снег и лед с дорог как по мановению волшебной палочки, еще не изобретено, и в ближайшем будущем не ожидается.

Следует затронуть еще один аспект проблемы, а именно масштабы применения реагентов.

Согласно исследованию рынка противогололедных материалов в Москве, которое провел Межрегиональный общественный центр «За безопасность российских дорог», в зимний сезон 2008-2009 гг., объем рынка противогололедных материалов в г. Москве составил более 85 тыс. тонн твердых и более 260 тыс. тонн жидких ПГМ на общую стоимость более 1650 млн рублей.

Это огромная нагрузка на экологию и инфраструктуру города, учитывая коррозионную и химическую активность этих реагентов. Для горожанина все эти химические вещества постепенно становятся такой же составляющей окружающей среды, как снег, дождь, почва под ногами.

В Москве с 2002 года практически полностью отказались от использования хлористого натрия, преобладали препараты хлорида кальция и хлорида магния («Биомаг», «Экодор», «Бишофит»). Техническая соль пока находит свое применение, но в ограниченном количестве.

Более того, одним из первых мер нового мэра Москвы Сергея Собянина было постановление о строгом соблюдении запрета на применение противогололедных реагентов во дворах жилых домов, на городских тротуарах, остановках общественного транспорта и дорожках озелененных территорий.

Ходят слухи, что в Европе зимой посыпают улицы гранитной крошкой, а ближе к весне собирают, потери при этом процессе составляют всего несколько процентов…

На вопросы редакции ответил заведующий кафедрой факультета почвоведения МГУ имени М. В. Ломоносова, профессор, доктор технических наук Дмитрий Михайлович Хомяков

Современные способы борьбы с гололедными явлениями на примере г. Москва

Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства (ДЖКХиБ) города Москвы разработана «Технология зимней уборки проезжей части магистралей, улиц, проездов и площадей (объектов дорожного хозяйства Москвы) с применением противогололедных реагентов и гранитного щебня фракции 2-5 мм (на зимние периоды с 2009-2010 гг. и далее)». Ее проект прошел общественные слушания, был предварительно согласован с Росприроднадзором, Роспотребнадзором, Комитетом ветеринарии города Москвы, затем прошел государственную экологическую экспертизу (ГЭЭ) федерального уровня. Положительное заключение (сроком действия – 5 лет) утверждено приказом Ростехнадзора от 07.10.2009 г. № 845.

Комментарии пользователей

Извините, но у Вас не достаточно прав для добавления комментария.

Авторизация