Интервью с главным конструктором КамАЗа: будет разработано новое семейство автомобилей

На недавно прошедшем в Набережных Челнах «Дне клиента» главный конструктор ОАО «КамАЗ» Данис Валеев заявил: до 2012 года компания полностью обновит модельный ряд грузовых автомобилей и двигателей КамАЗ. Это вызвало живой интерес у участников делового саммита партнеров автогиганта. Данис Хадиевич согласился открыть занавес перед линейкой будущих КамАЗов

Главный конструктор КамАЗа Данис Хадиевич Валеев

– В числе тех шасси, которые должны в ходе обновления «сойти со сцены», Вы назвали и КамАЗ-53215, одно из самых известных и популярных – как по объемам продаж, так и по использованию в качестве базы для спецтехники. Правильно ли мы Вас поняли?

– Абсолютно правильно. И вообще, с введением экологических стандартов Евро-3 с начала 2008 года и в свете новых требований к безопасности автомобилей большинство ныне выпускаемых серийных моделей транспортного семейства «КамАЗа» постепенно будут сниматься с производства. Вместо них компания предлагает новые образцы модернизированного семейства автомобилей полной массой от 22,5 т до 25,2 т – в основном на базе шасси КамАЗ-65115, оснащённом двигателями уровня Евро-3. Они максимально унифицированы с нынешним транспортным семейством, адаптированы для установки всех спецнадстроек, имеющихся сейчас у заводов спецтехники. Эксплуатационные и потребительские свойства новых транспортных автомобилей будут выше, чем у старых моделей.

– Процесс, надо полагать, уже пошел?

– Да, в связи с этим мы уже в 2006-2007 годах внесли значительные изменения в конструкцию всех серийных автомобилей. Эта работа будет продолжена и в 2008 году. Изменения касаются основных характеристик многих систем, узлов и агрегатов: тормозной системы, уровня внешнего шума, безопасности при фронтальных столкновениях и т.д. В ряде случаев мы даже опережаем ныне действующие требования – с тем, чтобы в будущем нам не приходилось возвращаться к автомобилю и повторно вносить изменения в его конструкцию.

– И что нас ждет в конечном итоге?

– Будет разработано новое семейство транспортных автомобилей полной массой 15-26 тонн – это параметры, соответствующие европейской классификации. И, конечно, с учётом будущих, прогнозируемых запросов потребителей. Прообразом этого семейства стал автомобиль КамАЗ-5308 (6х4). У него есть уже и «напарник» – автомобиль КамАЗ-53082 с поддерживающей задней осью.

Изменения коснутся практически всех основных узлов, агрегатов и систем автомобилей. Из тех, которые имеют отношение, например, к комфортности автомобиля и рабочего места водителя, следует отметить то, что «КамАЗ» отныне предлагает сиденья с пневмоподвеской. Автомобили оснащаются шумозащитными экранами, и мы стремимся к тому, чтобы они были удобны для пользователя. Одним словом, мы выполняем все требования ЕЭК ООН по безопасности автомобиля, вводимые через технические регламенты в России.

– Примерно четверть выпускаемых сейчас КамАЗов – полноприводные. Как будет развиваться это семейство?

– С 2008 года в него будут включены сертифицированные коммерческие аналоги военных грузовиков семейства «Мустанг», состоящего из девяти основных моделей. Мы практически завершили формирование этого семейства. «Мустанги», таким образом, станут автомобилями двойного назначения. Будут поэтапно сниматься с производства автомобили на шасси КамАЗ-43114 (6х6). Вместо него основным для установки спецтехники станет шасси КамАЗ-5350 (6х6). Унификация внутри семейства «Мустанг» у нас на достаточно высоком уровне, поэтому проблем с обеспечением запасными частями при переходе на это шасси не возникнет. В то же время на коммерческом варианте шасси КамАЗ-5350 реализован ряд конструкторских решений, направленных на улучшение потребительских свойств, которые не могли быть осуществлены на шасси КамАЗ-43114.

Попутно замечу, что само семейство военных автомобилей в 2007 году также получило пополнение, в него вошли, например, три новые трехосные неполноприводные (с колёсной формулой 6х4) модели: седельный тягач КамАЗ-53502, бортовой тягач КамАЗ-53503 и самосвал КамАЗ-53505.

– «Мустанги», конечно, хороши. Тем не менее, автомобильный облик современного «КамАЗа» больше ассоциируется с «тяжелыми» грузовиками, особенно самосвалами…

– В семействе автомобилей повышенной грузоподъемности на основе шасси КамАЗ-6520 изменения коснулись, прежде всего, силового агрегата – в его состав теперь входят только двигатели уровня Евро-3. Семейство, между тем, продолжает расширяться. Разрабатываются или готовятся для серийного производства автомобили марки КамАЗ-65221, -65222 и -65227 с односкатной ошиновкой. Опытные образцы этих моделей прошли эксплуатационные испытания в условиях Сибири, их пробег в течение года составил более 100 тысяч км. Отзывы о них – только положительные. Это значит, в 2008 году все они станут серийными моделями. Это касается и модели КамАЗ-6560, сначала разработанной как эксклюзив для экспорта, а теперь ставшей одной из наиболее востребованных машин и в своем Отечестве.

Основатель названного «подсемейства», которое будет включать все основные виды автомобильной техники, – шасси КамАЗ-65224 (6х6). Он стал, пожалуй, основной новинкой 2007 года. Как шасси под монтаж самого различного оборудования, предназначенное для работы в тяжелых дорожных условиях, автомобиль сразу же нашёл свой рынок и пользуется повышенным спросом на нем.

Что касается «отца семейства», автомобиля-самосвала КамАЗ-6520, и его «потомства», то в 2007 году наши потребители получат их более девяти тысяч единиц. Такого роста популярности не могли предусмотреть даже очень большие оптимисты.

– А что нового появилось в самом молодом из камазовских семейств – среднетоннажном?

– Семейство развозных автомобилей на базе шасси КамАЗ-4308 развивается в направлении максимального удовлетворения требований наших покупателей и создания в этом классе специальных автомобилей КамАЗ самого разного назначения. В 2007 году увидели свет КамАЗ-43081 и КамАЗ-43082 – оба с удлиненной базой.

И вообще, «КамАЗ» все больше и больше ограничивает выпуск шасси с короткой базой и в других классах грузоподъемности. Они сейчас не пользуются активным спросом на рынке. Короткобазовые машины, как показывает практика, более подвержены серьезным поломкам в случае перегруза. За счет этого будет уменьшаться и количество комплектаций автомобилей КамАЗ.

Разумеется, нет правил без исключений. Ведь некоторые спецавтомобили лучше всего иметь на коротком шасси. Лучше для потребителя – именно это для нас основной критерий технического развития и продуктовой политики.

– «КамАЗ» – это еще и автобусы…

– В плане технического прогресса наши автобусы НЕФАЗ на базе специальных шасси КамАЗ идут даже впереди грузовиков. Так и должно быть, и это объясняется просто. В последних версиях автобусов НЕФАЗ двигатели уровня Евро-3, в том числе и газовые, начали применяться уже в 2007 году, не дожидаясь официального введения соответствующих технических регламентов. Ими оснащена почти половина из 1200 выпущенных в этом году автобусов. Евро-3 – это требование наших корпоративных клиентов: крупных городов, солидных пассажироперевозчиков. Они выдвигают еще массу дополнительных требований – тоже не дожидаясь каких-то «обязывающих» законодательных и нормативных актов на сей счет.

Основное внимание мы сейчас уделяем формированию семейства автобусов на базе низкопольных и полунизкопольных шасси. Мы минимизировали набор агрегатов, отдавая предпочтение в первую очередь тем, которые позволяют получить автобусные шасси наибольшей эффективности, связанной с наработкой на отказ и расходом топлива.

– Обновление модельного ряда, как мы уже выяснили, начинается с автомобильных двигателей и ими же и кончается…

– С введением Евро-3 КамАЗ откажется от выпуска так называемых «квадратных» двигателей – размерностью 120х120 мм. В модельном ряду 3-го экологического класса – только «длинноходные» моторы размерностью 120х130 мм, а именно модели: КамАЗ-62-280, -61-320, -60-360 и -63-400 мощностью, соответственно, 280, 320, 360 и 400 л.с. Базовый двигатель этого ряда на 20 л.с. мощнее своего аналога из предыдущего поколения (280 л.с.). Он станет основным двигателем для новой транспортной линейки КамАЗов и шасси для спецтехники. При этом не только обеспечиваются повышенные тяговые характеристики, но и, за счёт снижения номинальной частоты вращения до 1900 об/мин, достигается более высокая, по сравнению с двигателями предыдущих поколений, топливная экономичность. Ресурс нового двигателя достигнет 800 тысяч км против 500 тысяч км у предшественника уровня Евро-2. Межсервисный пробег автомобиля увеличится до 30 тысяч км. Применение электронного оборудования позволяет реализовать такие функции как поддержание частоты вращения на постоянном уровне, диагностика и сохранение информации о техническом состоянии двигателя и всего автомобиля.

В 2008 году на площадях СП «КАММИНЗ КАМА» в Набережных Челнах будет освоен выпуск рядных двигателей Cummins мощностью от 185 до 285 л.с. с частичной локализацией производства. Этими моторами будут оснащаться развозные среднетоннажные автомобили и – по заказам потребителей – модернизированные модели транспортного семейства, которые смогут работать также и в составе автопоезда с прицепом. Во втором полугодии 2008 года «КамАЗ» предложит потребителям самосвалы семейства 6520 с пневмоподвеской кабины в виде опции.

Чем дальше в «Евро», тем больше современного электронного оборудования. В 2008 году электронный блок управления двигателем (в настоящее время – производства фирмы Bosch) будет располагаться в кабине, на месте прежнего среднего сиденья. С 2009 года «КамАЗ» поэтапно освоит принципиально иную систему подачи топлива – common rail. Тем самым потребители КамАЗов будут планомерно подготавливаться к переходу на двигатели экологического уровня Евро-4, введение которого, как известно, намечено на 2010 год.

– Столь решительное обновление модельного ряда автомобилей и двигателей – дело весьма затратное, но, разумеется, необходимое и неизбежное. Какие средства намерен вложить «КамАЗ» в модернизацию?

– Инвестиции в развитие продукта, технологий и производства «КамАЗа» в 2008 году только по предприятиям и подразделениям в Татарстане увеличатся более чем в 1,5 раза. Какие суммы будут вложены в более отдаленной перспективе – определит разрабатываемая сейчас новая программа стратегического развития «КамАЗа». Прежнюю, рассчитанную до 2010 года, мы, как известно, выполнили досрочно. Новая стратегия должна быть выработана до июля 2008 года.  

Комментарии пользователей

Извините, но у Вас не достаточно прав для добавления комментария.

Авторизация