Таможня и бизнес

Интервью с начальником Челябинской таможни Алексеем Фроловым

Александр Фролов 

Насколько активными были в уходящем году предприятия и организации, осуществляющие внешнеторговые операции, о новых взглядах на таможенное оформление и о работе таможни в условиях кризиса — об этом и многом другом наш сегодняшний разговор с начальником Челябинской таможни Алексеем Фроловым.

— ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ показателей работы таможенных органов — перечисления в федеральный бюджет. В последние годы эта статья доходов государства постоянно росла. Какова ситуация в этом году?

— Действительно, на сегодняшний день более 50% доходной части федерального бюджета собирают таможенные органы. Конечно, окончательные итоги нашей работы в 2009 году подводить еще рано. Однако показатели 9 месяцев не настраивают на оптимистичный лад.

За январь — сентябрь силами сотрудников Челябинской таможни в государственную казну было перечислено почти 5 млрд рублей. За этот же период в прошлом году — 8 млрд рублей. Как видите, снижение составило 40%. Уменьшение собираемости таможенных платежей обусловлено не только спадом внешнеэкономической активности в регионе, но и рядом принятых постановлений Правительством РФ, устанавливающих нулевые ставки пошлин в отношении ввозимого промышленного оборудования, не имеющего аналогов производства на территории России. Это было сделано как раз для того, чтобы поддержать отечественных производителей и помочь им достойно конкурировать с зарубежными партнерами.

2009 год стал годом снижения активности предприятий, осуществляющих внешнеторговые операции. За 9 месяцев количество оформленных грузовых таможенных деклараций сократилось на 25%, хотя участников внешнеэкономической деятельности уменьшилось всего на 5,2%. Существенно снизились объемы оформленных товарных партий, как по весовым характеристикам, так и в стоимостном выражении.

Уровень внешнеторгового оборота за 9 месяцев этого года составил $2,9 млрд, снизившись на 37,2%, при этом экспорт снизился на -33,7% ($2 млрд), импорт — на 44,3% ($833,16 млн).

Грузооборот в зоне деятельности Челябинской таможни уменьшился до 8,8 млн тонн, в том числе экспорт 4 млн тонн, импорт — 4,8 млн тонн. Падение объемов оформленных товаров в весовом выражении составило 17,9%.

— СКАЗАЛОСЬ ЛИ снижение объемов декларирования на количестве таможенных правонарушений?

— К сожалению, обстановка по линии борьбы с таможенными правонарушениями и преступлениями в этом году обострилась. За 9 месяцев Челябинской таможней возбуждено 950 дел об административных правонарушениях. Для сравнения — в 2008 году их было 930. Сумма перечисленных денежных средств в федеральный бюджет от взыскания административных штрафов и реализации задержанного товара составила 3,8 млн руб. На 47% возросло количество уголовных дел. Если в 2008 году таких дел было 18, то в 2009 — уже 28.

В частности, возбуждено уголовное дело по ряду машин китайского производства, которые пытались провезти в нашу страну по поддельным документам — сертификатам, подтверждающим соответствие техники нормам Евро-3. В ходе таможенной проверки выяснилось, что документы были «липовыми» и машины не соответствовали Евро-3. Был наложен запрет на выпуск машин, транспортные средства изъяты.

— ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ по ускорению таможенного оформления — это электронное декларирование. Насколько часто прибегают к нему участники внешнеэкономической деятельности?

— Я считаю, что в этом вопросе нам удалось продвинуться вперед. В частности, на таможенных постах расширяется практика внедрения электронного декларирования. При сокращении оформленных грузовых таможенных деклараций (ГТД) почти на четверть увеличивается количество оформленных в электронном виде. Если в 2008 году было оформлено 1527 ГТД, то в этом году — 1611 ГТД.

Все больше предприятий применяют упрощенный порядок декларирования товаров, позволяющий экономить не только время, но и деньги.

Следует сказать, что электронное декларирование предусматривает взаимное доверие, ведь все необходимые документы нам предоставляются в электронном виде. В начале этого года федеральной таможенной службой был принят ряд решений по усилению ответственности за подачу электронных деклараций перед таможенными органами.

— В СРЕДСТВАХ массовой информации активно обсуждается тема переноса таможенного оформления и таможенного контроля в места, приближенные к государственной границе Российской Федерации. Какие шаги уже сделаны для реализации данной концепции?

— В настоящее время оформление и таможенный контроль товаров, уплата таможенных платежей в большинстве случаев осуществляются в таможенных органах внутри страны. Реализация данной концепции позволит кардинально изменить сложившуюся систему.

Сегодня нами прорабатывается вопрос внедрения в рамках концепции такой технологии таможенного оформления, как «удаленный выпуск», то есть создание определенных постов, работающих лишь с электронными декларациями.

В настоящее время в приграничной территории в зоне деятельности Челябинской таможни функционируют таможенный автомобильный пункт пропуска, железнодорожный таможенный пост, Троицкий таможенный пост, два склада временного хранения.

В этом году ведутся активные работы по усилению нашей базы. В частности, по увеличению площади одного из складов временного хранения — выделено 8 гектаров земли, здесь дополнительно можно будет размещать 70—100 машин.

Уже в ближайшем будущем Троицкий таможенный пост примет на себя основной объем таможенного оформления товаров вблизи государственной границы и одновременно функцию «второго рубежа».

Проекту «Троицкий — Бугристое» сегодня уделяется большое внимание как со стороны руководства Уральского таможенного управления, так и в Федеральной таможенной службе — утвержден Перечень таможенно-логистических терминалов, в котором есть место и Троицкому ТЛТ.

В ноябре начались работы по строительству стационарного инспекционно-досмотрового комплекса на МАПП «Бугристое», он будет введен в строй в 2009 году и сможет пропускать до 150 машин в сутки — это больше половины проходящего в данном направлении грузового потока, включая грузовой транспорт и автоприцепы. Сейчас здесь работает мобильный инспекционно-досмотровый комплекс, однако его возможности значительно скромнее стационарного.

Таможня Frolov_03.01_1.jpg

Ираида Фомина 

Комментарии пользователей

Извините, но у Вас не достаточно прав для добавления комментария.

Авторизация