Техника с туманного Альбиона
С 16 по 18 марта компания JCB Russia организовывала тур для своих покупателей, призванный наглядно показать, как производится техника. Организовать такой тур довольно сложно, но он получился достаточно интересным. Думается, что все нашли в этой поездке для себя что-то интересное. А уж Центр дилерской поддержки действительно достоин подражания
Содержание статьи
Welcome to JCB
Англия встретила нас теплой и солнечной погодой. Подходя к автобусу, с удивлением обнаруживаем, что привычная для нас входная дверь — это дверь водителя. Вход для пассажиров с другой стороны. Постоянные попытки войти справа в конечном счете вынудили водителя открывать и дверь аварийного выхода, расположенную с «правильной стороны».
Организаторы приложили немало усилий, чтобы за два дня посетители смогли увидеть максимум возможного. Прошли экскурсии по Штаб-квартире, заводу по сборке экскаваторов-погрузчиков, новому заводу экскаваторов, заводу навесного оборудования и по Всемирному центру запасных частей. На арене JCB прошла демонстрация техники, а также были представлены обновленный телескопический погрузчик Loadall 353-140 HiViz и гусеничный экскаватор JS360. Но обо всем по порядку.
Штаб-квартира JCB в г. Ростер являет собой некий симбиоз офисов, центра посещений, музея и производства. В холле центра посещений (Visitor Centre) стоит «рекордсмен» — болид JCB Dieselmax — самый быстрый дизельный автомобиль, а на улице перед зданием представлена производимая техника.
В оборудованном кинозале гостям демонстрировали презентационный фильм о технике JCB. Во вступительной презентации генеральный директор JCB Russia Дейвид Хилл рассказал об истории «входа» техники JCB на российский рынок и, в дальнейшем, на рынок стран бывшего Советского Союза. Он отметил, что в далеком 1992 году компанию на российском рынке представляла всего одна фирма — Лонмади, а сейчас в России уже четыре официальных дилера. Кроме того, продукция JCB официально поставляется еще в 11 стран бывшего СССР. К тому же в России открыто представительство компании и, конечно же, центр запасных частей, складские запасы которого составляют порядка 3 млн евро.
В завершение собравшимся был представлен обновленный телескопический погрузчик Loadall 535-140 HiViz. Эту модель характеризуют повышенная круговая обзорность и низкое расположение стрелы, а задний свес уменьшен на 90 мм. Погрузчики оснащаются дизельными двигателями JCB Dieselmax в комплекте с коробками передач и новыми мостами JCB, которые позволили сократить радиус разворота на 250 мм. К тому же в просторной и удобной кабине установлен новый индикатор грузового момента, что повышает безопасность и позволяет определить пределы передней устойчивости.
Экскаватор за 40 миллионов фунтов стерлингов
Во время поездки компания JCB представила свою новинку – гусеничный экскаватор JS360. Производство этой машины, как и других экскаваторов JCB, осуществляется на открытом в 2008 году новом английском заводе по производству экскаваторов. Площадь нового завода составляет 41 808 кв. м, или… шесть футбольных полей. Дело в том, что англичане – заядлые футболисты, и для более наглядного представления меряют площадь футбольными полями.
Вопрос создания нового завода назревал давно. Производственных мощностей старого завода уже не хватало, к тому же он располагался в историческом центре города Уттокстер (Uttoxeter), графство Стаффордшир (Staffordshir). Это создавало определенные трудности как самому заводу, так и его жителям. В результате было принято решение о строительстве нового производства на окраине города. Компания JCB провела масштабную реконструкцию и вложила большие средства в новые производственные мощности. Были закуплены современные покрасочные камеры с шестиступенчатым процессом окраски, оборудованы «чистые комнаты» для сборки гидравлических компонентов и некоторых нестандартных деталей. Установлены новые системы плазменной и лазерной резки металла, а новое оборудование для самопозиционирования деталей позволяет избежать ошибок в производстве. Например, если работник захочет поставить нижнюю часть от удлиненной стрелы, а верхнюю часть от стандартной, она просто не войдет в «лекало».
Не секрет, что самое слабое место в металлоконструкциях – места сварных швов. Говоря о качестве сварных работ на JCB, стоит упомянуть, что, согласно требованиям качества Евросоюза, на заводе введены идентификационные номера сварщиков, которые гравируются на изделиях. И это несмотря на преимущественное использование автоматической сварки! В результате такого пристального внимания и использования современного оборудования сварные швы получаются более прочные, ровные и не требуют дополнительной зачистки и обработки. И лишь в некоторых случаях прибегают к «зачистке», чтобы снять «напряжение» металла.
Для обеспечения большей прочности стрелы для экскаваторов делают цельносварными. И хотя это создает определенные неудобства в производстве, отсутствие «лишних» сварных элементов позволяет повысить прочность конструкции.
Завод разделен на две части – производственный участок и сборочный конвейер. Они отделены друг от друга стеной, что позволяет избежать попадания пыли и грязи из сварочно-сборочного цеха, а также снижает уровень шума на конвейере. В то же время имеется несколько ворот, через которые легко транспортировать продукцию из производственного участка на конвейер. Такая организация пространства плодотворно сказывается и на эффективности работы персонала.
Конвейерный цех визуально поделен на три зоны – зона комплектующих и две сборочные зоны: одна для колесных и одна для гусеничных экскаваторов. После сборки в машины заливаются все рабочие жидкости, и они проходят горячие тесты – три часовых рабочих цикла. Затем экскаваторам устраивают…«темную». Техника направляется в специальную комнату, где в ультрафиолетовом свете она проходит полный осмотр на отсутствие течи. В этом помогает специальный краситель, добавляемый в рабочие жидкости и видимый в ультрафиолете. Перед отправкой продукция проходит предпродажную подготовку и проверяется по 200 параметрам.
Новинка весом 36 тонн
Пройдя все этапы производства, получаем готовую продукцию. Как сказал ведущий менеджер международного отдела по продажам тяжелой техники JCB Кен Ковелл (Ken Covell), в конечном счете экскаватор покупают ради ковша. Все остальное – лишь средство доставки ковша до места копания и перемещение его с грузом. Конечно, всем хочется, чтобы это средство было удобное, надежное, функциональное, теплое и безопасное.
Экскаватор JS360 отвечает всем современным требованиям и готов предложить оператору хороший комфорт. Эта модель первая для JCB в сегменте экскаваторов весом 33—40 тонн. В плане технического оснащения машина получила 6-цилиндровый двигатель Isuzu, отвечающий требованиям стандарта Tier III, гидронасосы Kawasaki и гидрораспределители Kayaba последнего поколения. Установленный фильтр Plexus, осуществляющий фильтрацию гидравлической жидкости, задерживает частицы толщиной всего 1,5 микрона, т. е. чуть толще человеческого волоса. Всё это призвано обеспечить надежность работы всех систем и одновременно снизить эксплуатационные затраты потребителя. Для повышения тяговых характеристик инженеры JCB установили на новый экскаватор бортовой редуктор и ведущую звездочку, которую обычно устанавливают на более мощные машины.
Выходная мощность двигателя и работа гидравлической системы регулируются с помощью улучшенной системы управления, разработанной специалистами JCB. Она позволяет, в зависимости от текущей потребности, выбирать один из четырех режимов работы – автоматический, экономичный, высокоточный или скоростной.
Базовый комплект поставки подразумевает односекционную стрелу длиной 6,45 м, с возможностью установки дополнительной рукояти длиной от 2,1 до 4,03 м. Стрела имеет большой запас прочности, т. к. её конструкция цельносварная.
Стоит отметить удобство обслуживания нового JS360. Практически все сервисные точки досягаемы с уровня земли и имеют удобный доступ. Это снижает время простоя экскаватора при проведении технического обслуживания и, если потребуется, ремонта. Радиаторы, установленные в специальном отсеке, имеют рядное расположение, что также обеспечивает удобный доступ для обслуживания и, в случае необходимости, замены. Для обеспечения большей безопасности ступени и верхние крышки оснащены нескользящими поверхностями.
Конструкторы JCB проявили внимание и к нуждам оператора. В закрывающихся отсеках достаточно места для хранения вещей и необходимого инструмента. В кабине установлены удобное регулируемое кресло с пневмоподвеской, а также автоматическая система климат-контроля. Сама кабина достаточно просторна и позволяет одинаково комфортно устроиться как низкорослому оператору, так и человеку с «внушительными габаритами». А повышенная обзорность дает возможность контролировать правый габарит экскаватора. Довершают картину ровный пол, облегчающий уборку внутри кабины, а также возможность установки подогреваемого сиденья, что очень актуально при эксплуатации техники в условиях российского Севера.
Всемирный склад запчастей, или Как поддержать дилера
Одну из важнейших задач в компании JCB видят не только в производстве качественной техники, но и в предоставлении отличного сервиса и послепродажной поддержке покупателей. Сэр Энтони Бамфорд, председатель JCB Group, так сформулировал эту задачу: «Наша стратегия – это обеспечить клиента лучшей поддержкой в нашей отрасли, поместить клиента в самое сердце нашего бизнеса».
Чтобы добиться поставленной цели, компания вложила 28 млн фунтов стерлингов в создание Всемирного центра запчастей. Еще порядка
2 – 2,5 млн фунтов компания инвестировала в автоматизированную систему управления. В результате получилось то, что представители JCB называют Международным центром поддержки дилеров.
Когда для вашей техники JCB требуется какая-то запасная часть, вы обращаетесь к дилеру. Он, в свою очередь, вынужден пополнить её запас на складе. А может, у него и не оказалось нужной вам детали. В итоге заявка попадает в главный компьютер центра запасных частей и превращается… в штрихкод. Это является основным принципом работы центра. Все заявки и вся работа построена на основе штрихкода, что исключает влияние «человеческого фактора» на правильность комплектации и отправки заказов.
В помещении склада есть компьютерный центр управления, где скапливается вся информация. Из него подается сигнал на рабочие станции, считывающие штрихкод. Все детали разложены по полкам и/или ячейкам, которые также имеют кодировку. Когда сотрудник компании подходит и берет запчасть для формирования отгрузки, он сканером считывает код под ячейкой детали. На экране сканера высвечивается необходимое количество. Если деталь небольшая, сотрудник кладет нужное количество в лоток и «подтверждает» действие сканированием кода на лотке. Если, не дай бог, оператор ошибся и положил детали не в тот лоток, система укажет ему на ошибку. Оператору нет необходимости ходить с лотком по всему складу, по сектору небольших деталей идет конвейерная лента, вдоль которой также установлены датчики. Поставив на неё лоток с заявкой, он продолжает работу с другим запросом, а лоток, благодаря датчикам и организации движения, сам приедет в ту часть склада, где лежат необходимые запасные части. Когда весь заказ собран в лотке, он также по конвейерной ленте будет переправлен в секцию отгрузок, где его упакуют согласно требованиям и нормам страны получателя и груз отправится в путешествие к заказчику. Если деталь большая – те же операции выполняются с помощью погрузчика. Компьютер распределяет задания таким образом, чтобы в межстеллажном пространстве, где разъехаться невозможно, два погрузчика не могли находиться одновременно.
Еще одним принципом построения товародвижения в центре запасных частей является то, что чем более востребованные детали находятся на стеллаже, тем ближе к воротам выхода он находится. Если необходимая деталь везется с другого завода, а на въезде образовалась очередь из грузовиков, то программа «продвинет» нужный грузовик вперед, чтобы избежать задержек. Как заверили нас в компании, система устроена таким образом, что практически любую заявку можно отгрузить в течение 24 часов с момента получения.
Кстати, на складе хранятся запасные части для техники, выпущенной в далеких 50-х, 60-х годах прошлого века. На вопрос, зачем держать детали на давно устаревшие модели, нам ответили, что если техника еще работает – ей могут понадобиться запчасти.
Во время поездки мы также побывали в Головном офисе компании, музее, заводе по производству, пожалуй, самой известной продукции JCB — экскаваторов-погрузчиков и, конечно же, нам продемонстрировали работу техники JCB. Об этом читайте на страницах июньского номера информационно-аналитического издания «ТЕХНОmagazine».