Кран-манипулятор: на что обратить внимание

Краново-манипуляторные установки известны в Европе давно. И сейчас многие из нас видят их ежедневно. Год назад, в «ТЕХНОmagazine» № 38 (март 2011 г.), мы слегка затрагивали тему КМУ и рассказывали о преимуществах аренды таких машин. Сегодня хотелось бы поговорить о самой технике.

КМУ – больше чем «воровайка»

Кран-манипулятор прочно и успешно входит в нашу жизнь. И это касается не только специалистов-строителей, лесозаготовителей, коммерсантов. Для многих из нас краново-манипуляторная установка – это только пресловутые грузовые автомобили с кранов между кузовом и кабиной, а проще говоря, «воровайки». Однако, эвакуатор, доставляющий в сервис машину, которая не завелась в мороз, – это тоже разновидность КМУ. Да и гидроманипулятор, занимающийся перевалкой леса, металлолома и труб, – полноценный представитель данного вида специальных машин. Кроме того, манипулятор может быть установлен не только на авто, но и на железнодорожной грузовой платформе, гусеничном вездеходе или, к примеру, на речном судне.

Выбираем кран-манипулятор 

Хотя, конечно, самым популярным типом шасси для установки краново-манипуляторного оборудования по-прежнему остаётся грузовой автомобиль, в т. ч. лёгкие коммерческие грузовики вроде ГАЗелей. Андрей Смирнов, сотрудник отдела продаж одной нижегородской компании, специализирующейся на поставках подобной техники, отмечает: «По своей конструкции манипуляторы представляют собой грузоподъёмное устройство, которое смонтировано на различных шасси. При установке КМУ на автомобиль вы получаете две машины в одной – кран и грузовик «в одном флаконе».

Краново-манипуляторные установки различаются не только по типу транспортного средства, но и рабочего (стрелового) оборудования. Могут быть использованы стрелы жёсткого типа, где захват груза осуществляется за счёт системы шарниров и крюков, жёстко закреплённых на стреле, и с гибкой подвеской, где для подъёма-опускания груза применяется грузовая канатная лебёдка. Первый вариант лучше всего подходит для так называемых «авариек», а второй как раз используется в пресловутых «воровайках» – машинах, чаще всего используемых для строительных и погрузочно-разгрузочных работ. Поскольку нас больше интересуют техника и оборудование для строительства и коммунальных служб, обратим свой взор именно на них.

Выбираем кран-манипулятор 

Выбираем КМУ

Широкое применение КМУ получили на промышленных и лесозаготовительных предприятиях, а также в строительных и торговых компаниях. Они используются для перевозки и монтажа станков, доставки стройматериалов, металлоконструкций, бытовок, гаражей, ларьков, контейнеров и т. п. Большинство краново-манипуляторных установок, предлагаемых на российском рынке, предназначены для установки на отечественные автомобили – ГАЗели, ЗИЛы, КамАЗы, МАЗы. Хотя в последнее время появляется тенденция на установку оборудования и на иностранные бортовые автомобили.

Предприятия, занимающиеся продажей, установкой и обслуживанием КМУ, могут предложить как готовый вариант поставки, так и смонтировать оборудование на шасси клиента. Если в лесозаготовке преобладают в основном ещё российские гидроманипуляторы, то в сегменте строительных и коммунальных кранов-манипуляторов первенство держат западные компании.

Выбираем кран-манипулятор 

Выбирая КМУ, следует обратить внимание на собственный вес установки, вылет стрелы, грузоподъёмность и угол поворота. Стоит помнить, что максимальная грузоподъёмность достигается при минимальном вылете стрелы. Поэтому внимательно изучите грузовысотные характеристики краново-манипуляторной установки.

КМУ оборудуются телескопической стрелой. В большинстве случаев это 3-х, 4-х или 5-секционные модели. Если вы сравниваете стрелы одинаковой длины и с равным количеством секций, обратите внимание на их выдвижение. Во многих моделях краново-манипуляторных установок секции выдвигаются поочерёдно, но есть и такое оборудование, где выдвижение стрелы происходит пропорционально. Если покупка КМУ обусловлена необходимостью работы на максимальных вылетах и минимальной грузоподъёмности, особого значения это не имеет, а вот если вы предполагаете работать с тяжёлыми грузами – подходит только вариант поочерёдного выдвижения. Это связано с тем, что последняя внутренняя секция стрелы самая тонкая и предназначена для более лёгких грузов. Перевес для неё может привести к прогибу и, как результат, выходу КМУ из строя.

Выбираем кран-манипулятор 

Ещё одним моментом, на который стоит обратить внимание при выборе КМУ, является профиль стрелы. Так, ЗАО «Инман», которое в прошлом году перешло под контроль австрийского концерна «Палфингер» (Palfinger), предлагает своим покупателям стрелы шестигранного профиля. Это обеспечивает прямолинейность движения и позволяет более точно центрировать их при телескопировании. Самыми распространёнными являются четырёх-, пяти- и шестигранные профили, хотя встречаются и восьмигранные.

Широкий выбор сменного рабочего оборудования гидроманипулятора довершает картину. Кроме непосредственно крюка, КМУ может оснащаться гидравлическими захватами для штучных грузов и контейнеров, грейферами для сыпучих и мелко кусковых материалов, люлькой для подъёма людей и другим оборудованием.

Андрей Соломин

см. также Своевременный ремонт КМУ – залог эффективной эксплуатации 

Комментарии пользователей

Извините, но у Вас не достаточно прав для добавления комментария.

Авторизация