Тест-драйв экскаватора Komatsu PW 160

Внушительные габариты не мешают машинам работать с филигранной точностью. В этом лично убедился корреспондент журнала, побывав по приглашению ООО «Комек Машинери» (официальный дистрибьютор Komatsu Ltd. на территории Урала и Западной Сибири) на специальном мероприятии в Екатеринбурге – «Техно-празднике Komatsu»

Техно-праздник Komatsu

После демонстрационного проезда и эквилибристики в исполнении техники профессиональный оператор показал возможности гусеничной модели PC-200 седьмой серии: разрезал арбуз ножом, разлил по бокалам шампанское из бутылки (после закрепления «инструментов» на ковше), а также вогнал ковшом гвоздь в деревянный брусок. Затем гостям праздника предложили самостоятельно испытать технику в работе, чем и занялся корреспондент журнала под руководством специалиста технической поддержки Александра Волоскова.

Тест-драйв экскаватора PW-160

Колёсный экскаватор Komatsu PW 160

Перед эксплуатацией техники необходимо произвести стандартную процедуру предрейсового осмотра. Для этого нужно подняться на машину с правой стороны, откуда и открывается доступ к двигателю. Никаких подтеканий масла и топлива быть не должно. Места соединения рукавов высокого давления должны быть сухими.

Интересно, что экскаватор оснащен специальным бортовым насосом, который позволяет заполнить топливный бак непосредственно из бочки, на объекте. Лазить по машине с полным ведром топлива уже не нужно.

Дверь кабинs открывается рукояткой, расположенной на приемлемой высоте. Проще всего войти в кабину, сделав пять-шесть шагов по вертикали с использованием колеса и специальных ступенек на корпусе машины, держась за два изогнутых поручня.

Сиденье очень удобное и регулируется по направлению, по высоте, по жесткости амортизаторов. Оно практически само подстраивается под вес оператора, который может составлять от 50 до 110 кг (по счастью, я вписался в эти пределы). Можно менять и наклон спинки с подголовником. Рулевая колонка посадке не мешает, занимая вертикальное положение примерно в полуметре от кресла.

Чтобы приступить к работе, необходимо разблокировать оборудование с помощью специальной рукояти, расположенной в левой нижней части кабины, переведя ее в крайнее нижнее положение.

Кстати, выйти из кабины, не вернув ее в начальное положение, весьма затруднительно.

При желании можно отрегулировать по высоте подлокотники, так чтобы управление машиной осуществлялось с максимальным удобством.

Справа от сиденья расположена панель с замком запуска двигателя («зажигания»), реостатом управления тягой (оборотами) двигателя и основными клавишами – стояночного тормоза, блокировки поворота стрелы и ковша, включения рабочего освещения. Пока я не могу ни ехать, ни вращать стрелой, только сигналить и мигать фарами.

Экскаватор оснащен системой климат-контроля, что делает работу оператора комфортной в любых погодных условиях. Температуру циркулирующего по кабине воздуха, поступающего из многочисленных отверстий, можно менять в пределах 18-32°С, так же гибко варьируется направление обдува (в лицо, по ногам, на заднее стекло или комбинации) и его интенсивность – от слабой до весьма «жесткой». Причем кондиционер реагирует на все изменения настроек практически мгновенно. В какой-то момент мне показалось, что я угодил в пустыню – но, через несколько секунд уже опасался простудиться. Последний заданный режим кондиционирования сохраняется в памяти системы управления.

На той же управляющей панели располагаются клавиши подогрева сиденья, маяка и омывателя заднего стекла.

Спереди, за правым джойстиком, смонтирована электронная панель – клавиатура и ЖК-монитор, на котором отображаются все параметры работы двигателя, в том числе текущая передача, температуры рабочей жидкости и масла, уровень топлива, действующие блокировки. Ночью, при включенной рабочей фаре, подсветка монитора ярче. С клавиатуры можно управлять некоторыми механизмами и системами и запускать в сервисном режиме диагностику узлов и механизмов экскаватора.

Рулевая колонка регулируется в широком диапазоне по углу наклона с помощью небольшой педали. Слева под рулевым колесом находится рукоятка с органами управления светом (ближний, дальний, поворотные фонари) и омывателем переднего стекла, а также клавишей звукового сигнала. Само рулевое колесо – небольшого размера и снабжено рукояткой, так что рулить в принципе можно и одной рукой.

Поднимаю за ручки переднее стекло, отжав большими пальцами стопорные замки, веду его по направляющим вверх и фиксирую над головой при помощи замков на задней стенке кабины. Если в лицо бьет вечернее солнце, можно опустить и зафиксировать в одном из двух положений плотную пластиковую сетку, которая поглотит значительную часть светового потока. Но это не мой случай, так что возвращаю сетку на место. От дождя лобовое стекло прикрывает пластиковый козырек шириной около 30 см. Нижнюю часть лобового стекла можно вынуть и переместить назад, где для него предусмотрены крепежные скобы.

Пора осмотреться и приступать к работе. Для наружного обзора на машине установлены пять зеркал. «Водительское» дает картинку слева и сзади, спаренное с ним ориентировано так, чтобы видна была зона между ковшом и стрелой, закрытая последней, еще одно зеркало показывает, что за кормой, и последние два вынесены на правый борт экскаватора. Они дублируют друг друга на случай, если поручень закрывает одно из них, и для придания «объема» зрению.

При взгляде направо также оказывается в поле зрения наглядная графическая информация, напоминание оператору о назначении всех клавиш. В качестве дополнения к подробной печатной инструкции – очень полезная наклейка.

Итак, пристегнулись ремнем безопасности, убедились в отсутствии людей рядом с техникой – и вперед! Разгон происходит плавно и быстро. Работая в экономичном режиме, двигатель обеспечивает низкий расход топлива, поэтому переводить его в нормальный режим смысла нет, для этого есть автоматика. Переключение передач (их две) происходит автоматически, в диапазоне 0-35 км/ч, причем первая передача – до 2,5 км/ч. Это так называемый «улиточный», или «черепаший» скоростной режим, который сильно упрощает сгребание щебня отвалом и извлечение из почвы больших кусков земли или камней. Передний мост при этом блокируется, и отвал идет ровно, без перекосов.

Амортизаторов как таковых на машине нет (что типично для колесных экскаваторов), как и рессор, поэтому неровности почвы отдаются в кабине довольно жестко. Впрочем, PW160 не предназначен для гонок по бездорожью. Тормоза работают четко и заставляют экскаватор при остановке заметно накрениться вперед, все-таки инерционная масса стрелы и самой машины велика. Педали газа и тормоза различаются формой и высотой, расположены как в автомобиле, так что перепутать их невозможно. Направление движения (или «нейтраль») задается клавишным переключателем на правом джойстике.

Пора испытать рабочее оборудование. Правый джойстик управляет подъемом/опусканием собственно стрелы и ковша, левый отвечает за движение рукояти и вращение кабины со стрелой. Опасения разогнать оборудование оказались беспочвенными – при нормальном усилии на джойстике стрела движется плавно, с умеренной скоростью, так же как и ковш. Зачерпнуть почвы мне не удалось: вокруг простиралось бетонное поле, неподвластное даже стальным зубьям PW160.

За все время испытания техники на шум внимания не обращаешь. То есть, особой нагрузки на органы слуха нет, хотя на максимальных оборотах мотор довольно шумен. В эконом-режиме он работает значительно тише. На пылезащищенность проверить машину не удалось. Хотя экскаватор работал на площадке долгое время, тем не менее, запаха отработанного топлива абсолютно не ощущалось, несмотря на относительно безветренную погоду.

И, наконец, скажу о разных полезных «мелочах», которыми конструкторы порадовали оператора.

За сиденьем находятся ячейка для ветоши и подставка для термоса, полка для инструментов, место крепления огнетушителя и даже небольшой холодильный отсек – руке в нем было реально холодно. На спинке сиденья предусмотрено место для медицинской аптечки.

Итого: Komatsu PW160 понравился во всех отношениях, начиная от управления рабочим оборудованием и заканчивая удобством посадки, эргономикой джойстиков и климатическими «изысками». Российских производителей понять можно, они ориентируются на отечественных операторов, привычных к простоте и спартанским условиям труда – но это означает, что им есть к чему стремиться.

 Олег Никитин

Комментарии пользователей

Извините, но у Вас не достаточно прав для добавления комментария.

Авторизация