Российский рынок машин городского коммунального хозяйства

Проблемы и надежды в условиях экономического кризиса.

Мы настолько уже привыкли к грустным сводкам о падении производства, потребления, экспорта и импорта, что любая цифра роста вызывает некоторое недоумение. И тем не менее экспорт коммунальной техники в 1 квартале 2009 года вырос, и вырос почти на 28% относительно 1 квартала 2008 года.

В России производством машин для городского коммунального хозяйства занимается около 40 предприятий (по данным Федеральной службы государственной статистики России), за счет которых в основном и удовлетворяются потребности ЖКХ. До последнего времени темпы роста производства машин коммунально-уборочной техники были выше, чем темпы роста производства грузовых автомобилей.

Условно машины городского коммунального хозяйства можно разделить на 4 основные группы:

машины, используемые для содержания дорог и внутридворовых территорий;
ассенизаторские, илососные и каналопромывочные машины;
мусоровозы;
снегоочистители и снегопогрузчики.

Существуют, конечно, и другие категории. Например, машины, оборудованные гидроподъемниками (люльками для поднятия людей) и крано-манипуляторными установками. Эти машины также достаточно часто встречаются на дорогах города. Но в данном обзоре эта техника не рассматривается.

Емкость российского рынка машин для городского коммунального хозяйства (без учета машин, оборудованных автоподъемниками) составляет порядка 12,5 тыс. машин в год. Как уже отмечалось, подавляющее большинство — это машины отечественных производителей (по оценке нашей компании — более 90%).

 01______________________1.jpg  02______________________1.jpg

Производство

По данным Росстата, около 30% производимых машин — мусоровозы, около 25% — машины для содержания дорог (поливомоечные машины, комбинированные — с навесным оборудованием). К сожалению, Росстат отдельно не ведет учет производства ассенизаторских машин и машин с илососным и каналопромывочным оборудованием. По нашей оценке, доля этой техники составляет около 30%.

По итогам 2008 года, несмотря на значительный спад производства в 4 квартале, машин для городского коммунального хозяйства было произведено практически столько же, сколько и в прошлом году — 12 260 шт. (в 2007 г. — 12 255), по данным Союза машиностроителей России.

Структура производства машин для городского коммунального хозяйства (по данным Росстата за 2007 г.)

______1________________________1.jpg

Экспорт

По оценке нашей компании, на экспорт идет около 5% произведенных машин (около 600 машин в 2008 году).

Главным образом, это вакуумные (илососные, каналопромывочные) машины (преимущественно на шасси ГАЗ) — их доля в экспорте более 40%, и машины для содержания дорог (в основном на шасси ЗИЛ), доля которых приближается к 50%.

Структура российского экспорта машин для городского коммунального хозяйства (2008 г.)

______2____________________1.jpg

Импорт

Импорт коммунальных машин рассматриваемых категорий в 2008 году превысил тысячу единиц. Ввозилась, в основном, подержанная техника, импорт новых машин составил всего 16%.

Лидирующую позицию в импорте занимают ассенизаторские и илососные машины, на долю которых приходится более 60% импорта, и машины для содержания дорог (поливомоечные, поливочные и машины для уборки дорог) — около 30%.

Структура импорта в РФ машин для городского коммунального хозяйства (2008 г.)

______3___________________1.jpg

Текущее положение

Увеличился экспорт вакуумных машин (ассенизаторских) в Казахстан в 2,5 раза относительно аналогичного периода прошлого года.

В 1 квартале 2009 г. также увеличился импорт (по сравнению с 1 кварталом 2008 г.) на 12%, и тоже за счет ввоза илососов-ассенизаторов. Основной поставщик этих машин — Япония. В

1 квартале 2009 года ввезено более

200 единиц этой техники против

180 машин в 1 квартале 2008 года.

Что же получается? Экспорт своей техники увеличиваем, несмотря на экономический кризис, но при этом и импорт растет пропорционально? Все дело в цене — средняя таможенная стоимость подержанных илососов-ассенизаторов в 1 квартале 2009 года была на уровне 8,5 тыс. долларов, а аналогичная средняя стоимость новых экспортируемых российских машин почти в 2,5 раза выше.

В этой связи в условиях финансового кризиса Правительство России планирует отправить в субъекты Федерации 5 миллиардов рублей дополнительных средств на покупку коммунальной техники. Все машины, приобретаемые по этой программе, должны быть отечественного производства.

Последние сообщения о планах регионов звучат оптимистично: например, Челябинская область в 2009 году планирует направить на покупку коммунальной техники 721,1 млн рублей, Среднему Уралу Минрегионразвития РФ выделяет на закупку коммунальной техники 100 млн рублей.

Будем надеяться, что эти меры позволят удержать производство коммунальной техники в 2009 году хотя бы на уровне прошлого года.

Татьяна Борисенко, специалист
ООО «Академия-Сервис»

Комментарии пользователей

Извините, но у Вас не достаточно прав для добавления комментария.

Авторизация