Российский рынок башенных кранов. Под ударами кризиса

Само название «кран» происходит от немецкого Kranich — журавль. Первые цельнометаллические подъемные краны появились в 20-х гг. XX в. Башенный кран относится к кранам стрелового типа — несущим элементом является стрела. Грузозахватный механизм подвешен непосредственно к стреле либо к перемещающейся по стреле грузовой тележке.

В Советском Союзе строили много. По состоянию на 1 января 1985 г. в СССР в эксплуатации находилось 50 тысяч башенных кранов. Каждый год краностроительными предприятиями, которых в то время в стране насчитывалось 28, выпускалось около четырех тысяч башенных кранов. Однако потребности строительного комплекса превосходили возможности производства более чем на 25%. Башенных кранов элементарно не хватало!

В настоящее время технология строительства изменилась. В большинстве своем сейчас строятся высотные дома. Крупнопанельное домостроение сократилось в семь раз. В основном строят кирпичные и монолитные здания. Лифтовая шахта стала одним из самых тяжелых элементов на стройке. Вследствие этого изменились и потребности строителей, в том числе в отношении башенных кранов.

______________________________________1.JPG

Российское производство

Из 28 предприятий краностроительной отрасли Советского Союза после эпохи перестройки в живых удалось остаться немногим. В 2008 г., по данным Росстата, в России было зафиксировано 8 предприятий — производителей башенных кранов грузоподъемностью свыше 5 т. Лидерами отечественного производства являются Нязепетровский краностроительный завод и Ржевский краностроительный завод, которые в 2008 г. вместе обеспечили 72% общего объема выпуска башенных кранов в России.

Нязепетровский краностроительный завод

Расположен в Челябинской области, занимает порядка 14% российского рынка башенных кранов. Входит в промышленную группу «КРАНОВ». Предприятие производит башенные краны КБ-403Б, КБ-408.21, быстромонтируемый кран КБ-314 и безголовочный кран КБ-578.

Башенный кран КБ-403Б предназначен для механизации строительных и монтажных работ в жилищном и гражданском строительстве сооружений высотой до 54,7 м и с массой монтируемых элементов до 8 т. КБ-403Б является строительным передвижным полноприводным краном на рельсовом ходу с поворотной башней и балочной стрелой с грузовой тележкой, обеспечивающей вертикальный и горизонтальный транспорт строительных деталей и материалов.

Другая модель — КБ-408.21 — позволяет возводить сооружения высотой до 72,7 м и перемещать груз массой до 10 т. Вылет стрелы достигает 40 м, высота подъема крюка — 54,0—72,7 м, опускания — 5 м. При базе 7,5 м скорость передвижения крана по рельсовому пути — 12,8 м/мин.

Как и КБ-403Б, КБ-408.21 представляет собой башенный кран на рельсовом ходу с поворотной башней и балочной стрелой с возможностью установки стрелы под углом 30° к горизонту для увеличения высоты подъема. При этом сохраняется возможность перемещения грузовой тележки, обеспечивающей горизонтальную транспортировку строительных деталей и материалов. Существует 15 вариантов исполнения этого башенного крана.

В докризисном 2007 г. Нязепетровским краностроительным заводом было выпущено 259 башенных кранов. В августе прошлого года объемы производства начали стремительно падать, в итоге в 2008 г. было выпущено 197 кранов.

Ржевский краностроительный завод

Основан в 1875 г. как писчебумажная фабрика. В конце сороковых годов прошлого века предприятие было преобразовано в литейно-механический завод. А в середине 50-х в Ржеве выпустили первый башенный кран грузоподъемностью всего полтонны.

Сегодня продукция завода — это, в первую очередь, высотные башенные краны нового поколения: 162-метровый КБ-473 и 222-метровый КБ-474 (в передвижном и стационарном исполнениях). Также предприятие выпускает мобильные самомонтирующиеся башенные краны КБМ-401ПА и КБ-405.

В прошлом году на Ржевском краностроительном заводе было произведено 146 кранов, на 9 штук меньше чем годом ранее.

«Строммашина»

Кохомский завод «Строммашина» был образован 25 ноября 1950 г. как предприятие по изготовлению оборудования для производства бетона и железобетонных изделий. Осенью 2001 г. «Строммашина» вошла в состав ГК «СУ-155», крупнейшего строительного холдинга Московского региона. Прежний профиль — производство машин и оборудования для строительной индустрии — был существенно дополнен новой техникой.

Между тем в строительстве период затишья закончился. В Москве и Подмосковье начался строительный бум. Ориентируясь на требования рынка, предприятие занялось разработкой и внедрением в производство башенных кранов.

Первые краны КБ-415, выпущенные в г. Кохме, успешно эксплуатируются и поныне. Высота подъема стрелы до 83 м, грузоподъемность — 12 т. Но те же столичные стройки требовали техники для возведения более высоких зданий. Поэтому появился новый кран — КБ-515, которому по плечу высота в 28 этажей. В прошлом году в г. Кохме было выпущено 52 башенных крана.

Одинцовский машиностроительный завод

Подмосковный Одинцовский машиностроительный завод, как и «Строммашина», входит в состав группы компаний «СУ-155». Выпускает башенные краны КБ-515 и КБ-420. В 2008 г. Одинцовским машиностроительным заводом было произведено 25 кранов.

Структура российского рынка башенных кранов

После распада Советского Союза краностроительная отрасль хоть и не умерла совсем, но уже «дышала на ладан». Активизация жилищного и гражданского строительства, происходившая в начале 2000-х гг., положительно отразилась на российском краностроении. На башенные краны вновь появился спрос.

Появление различных ипотечных и псевдоипотечных схем кредитования покупки жилья существенно увеличило спрос на недвижимость, что еще сильнее подхлестнуло строительный бум. В результате, начиная с 2006 г., потребности строителей существенно опережают возможности производителей башенных кранов. Доля импорта, ранее неуклонно сокращавшаяся, вновь начала расти. Косвенным образом этому способствовало «укрепление» позиций рубля, в результате чего к лету 2008 г. башенные краны российского производства существенно проигрывали по цене импортным.

_____________________________________________________________________1.JPG

_____1.JPG

Импорт и экспорт

Среди иностранных производителей на российском рынке лидирует немецкая группа компаний «Либхерр», на долю которой приходится четверть всех импортируемых в Россию кранов. На втором месте французская «Манитовок Крэйн Груп», которой также принадлежат такие бренды, как GROVE и POTAIN. С учетом POTAIN S.A.S. на долю «Манитовок Крэйн Груп» приходится 17% импорта башенных кранов.

На третьем и четвертом месте китайские производители: Харбинский машиностроительный завод и «Шеньянг саньио билдинг машинери» с 11 и 6 процентами соответственно.

Замыкает пятерку лидеров испанская компания «Конструксионес металикас команса», на долю которой приходится 5% импорта.

____________________________________________1.JPG

Кроме того, импорт башенных кранов отличается малым процентом б/у техники. Из 756 кранов, ввезенных в Россию в прошлом году, лишь 92 штуки оказались бывшими в употреблении, то есть всего 12%.

_____________________________________2003_2008___________1.JPG

Как уже было сказано выше, с 2006 г. российские производители башенных кранов не успевали удовлетворять растущий спрос со стороны строительной отрасли. Поэтому вплоть до 2008 г. объемы импортных поставок башенных кранов каждый год удваивались.

______________________________________________2008_2009___________1.JPG

Однако с мая прошлого года (а строительная отрасль раньше всех остальных ощутила на себе влияние мирового финансового кризиса) спрос на башенные краны начал падать, что сразу же отразилось на объемах импортных поставок.

 ______________________________________________2008_2009________________1.JPG

Экспорта практически нет. В 2008 г. в Украину, Белоруссию и Казахстан было поставлено 4 крана. Три новых производства Ржевского краностроительного завода и один “Potain”, бывший в употреблении. В январе этого года в Турцию были проданы два «бэушных» крана.

Перспективы

_______________________________1.JPG 

Российский рынок башенных кранов напрямую зависит от положения дел в строительной отрасли. Будут строить — будет и спрос. А пока строительство замерло в ожидании дешевых кредитов, производство башенных кранов, как и их импорт, будет сокращаться. Остается только надеяться, что за те три года, которые, по прогнозам правительства, продлится экономический кризис, отечественное краностроение не успеет «умереть». Окончательно.

Вадим Пашин,

эксперт-аналитик ИАК «ВладВнешСервис»

Комментарии пользователей

Извините, но у Вас не достаточно прав для добавления комментария.

Авторизация