Знакомьтесь КрАЗ Н30.ОЕ, созданный для надстроек

Очередная новинка Кременчугского автозавода — специальное удлиненное четырехосное шасси длиной 10540 мм с колесной формулой 8х6. Автомобиль получил новую маркировку, которую с 2009 года завод внедрил в обозначение своей продукции. Это сделано для того, чтобы конечный потребитель мог по названию машины легко определить ее основные параметры, не заглядывая в книги. Согласно новой системе седельные тягачи обозначаются буквой «Е», самосвалы — «С», шасси — «Н», цифры обозначают максимальную грузоподъемность.

КрАЗ Н30

Итак, герой наших испытаний КрАЗ Н30.0Е предстал во всей своей красе на заводском полигоне, где и было решено проводить ознакомительную поездку. Без кузова машина, конечно, смотрится «куцо». Но кузов — дело наживное. Если машина будет востребована, то на ее шасси станут выпускать и автокраны, и спецтехнику для нефтедобывающей промышленности. Возможно, этим шасси заинтересуются и пожарные, ведь для создания аэродромных автомобилей требуется мощное быстроходное шасси.

Новое шасси создавалось как дополнение к уже существующему КрАЗ-63221-010-02, которое могло бы разместить более тяжелые и габаритные надстройки. Во время создания машины перед конструкторами была поставлена задача получить более длинное шасси, сохранив маневренность и проходимость вездехода.

Прежде чем открыть двери кабины и сесть за руль, ознакомимся с начинкой этого тяжеловеса. Под капотом стандартной кразовской трехместной кабины установлена ярославская «восьмерка» ЯМЗ-5581.10-06 мощностью в 400 л.с. С такими моторами КрАЗ уже представлял несколько своих машин. Посмотрим, как этот ярославский дизель сможет разогнать кременчугскую новинку. Ведущие оси у этого автомобиля 1-я, 2-я и 3-я, а управляемые первая и последняя.

Салон кабины не блещет изысканным дизайном. Здесь все просто и строго, как на обычных КрАЗах. Исключение составляет разве что сиденье водителя с пневматической подвеской.

Монтажная длина рамы увеличена на 1740 мм за счет добавления за тележкой управляемой оси. Использование рулевого механизма интегрального типа позволило уменьшить усилие на руле всего до 10 кгс. По словам конструкторов, этот показатель должен значительно снизить утомляемость водителя.

Заводской полигон, где предстояло сделать несколько кругов на КрАЗ Н30.0Е, оборудован целым рядом препятствий и позволяет более детально изучить повадки автомобиля на разных дорожных покрытиях (грунтовая дорога, зыбучие пески, щебенка). Кроме того, здесь воссозданы бетонные препятствия различной высоты, железнодорожная насыпь с участком рельс и т. д.

Легкое движение руки, и мощный ярославский мотор загудел под капотом нашего автомобиля. Первый ознакомительный круг предстояло сделать по периметру полигона, чтобы немного привыкнуть к машине. Включаем первую передачу — и в дорогу. Машина плавно трогается и уверенно набирает скорость. Сначала едем по щебенке. Прямой отрезок длиной несколько сотен метров дается легко, чувствуется большой запас тяги. Удалось дойти до третьей передачи, но впереди поворот, съезд на грунтовую дорогу, поэтому приходится притормозить и переключиться на вторую передачу. Первый поворот не получился. Зная, что машина имеет большую длину, пришлось начинать вращать рулевое колесо заранее. Но то, что автомобиль имеет последнюю подруливающую ось, не было принято во внимание. В результате автомобиль повел себя не так, как ожидалось: машина начала поворачивать, еще не въехав в поворот. Сначала это вызвало некоторое недоумение, но затем, когда сидящий рядом водитель напомнил о наличии 4-й управляемой оси, все встало на свои места. Интегральное рулевое управление оправдало надежды конструкторов. Управлять автомобилем очень легко, а сама машина четко выполняет все действия. На грунтовой дороге КрАЗ Н30.0Е так же уверенно держит дорогу, как и на щебне — сказывается передняя ведущая ось. Сравнительно небольшие размеры полигона не позволяют на ровной дороге разогнать автомобиль до максимальной скорости, но чувствуется, что у двигателя еще большой запас по мощности. Значит, заявленную максимальную скорость при полной нагрузке автомобиль сможет удерживать на дороге с твердым покрытием.

Вторая поездка уже по знакомому кольцу прошла более спокойно. Машину удалось разогнать до 50 км/ч. При такой скорости автомобиль так же уверенно держал дорогу и слушался буквально незначительного поворота руля. Достаточно большой ход педали тормозной системы позволяет найти оптимальную скорость торможения. Нажимаем плавно на педаль — и автомобиль так же плавно начинает притормаживать. Но при резком торможении приходится вдавливать педаль в пол, при этом машина послушно становится на месте, как вкопанная. В конце очередного круга на высокой скорости решаем пройти поворот и посмотреть, насколько занесет наш автомобиль. Результат превзошел все ожидания. Подруливающая задняя ось удерживает снос кормы. Машина четко проходит поворот.

Для оценки преодоления небольших препятствий нам позволили проехать по ряду бетонных уступов, имитирующих косогоры, углубления и просто волнистую дорогу. Автомобиль преодолел все трудности на «отлично», а на то, как работает его подвеска при съезде с полуметрового препятствия, сбежались посмотреть все присутствовавшие на полигоне. Они напряженно наблюдали, как уверенно, ось за осью, спускалась машина с бетонной плиты.

Стоит отметить, что все испытания проводились на пустом шасси без нагрузки. А вот как себя поведет автомобиль, на плечи которого нагрузят 30 т, для нас тогда так и осталось загадкой. Уже позднее, через несколько недель после нашего тест-драйва, стало известно, что машина успешно выдержала испытания с установленным на нее балластом. К раме автомобиля была прикреплена специальная бортовая платформа, внутри которой и был закреплен груз. Такие испытания были устроены заводскими конструкторами, чтобы выявить слабые стороны автомобиля. Для этого машину испытывали не на заводском полигоне, а в пригороде Кременчуга на проселочных дорогах и на бездорожье. По словам специалистов завода, машина успешно выдержала все нагрузки.

Комментарии пользователей

Извините, но у Вас не достаточно прав для добавления комментария.

Авторизация