Лаборатория на колесах

Какой водитель не мечтает о том, чтобы дорога под колесами его автомобиля всегда была ровной и гладкой, а не напоминала внедорожное ралли. Чтобы не было на ней выбоин и ухабов, разбивающих подвеску машины, портящих резину.

Ежегодно на приведение в порядок российских трасс тратятся миллиарды бюджетных денег, разработаны целевые программы их развития и реконструкции. При выборе подрядчиков, участвующих в дорожных тендерах, учитывается техническое оснащение предприятий, использование ими современных технологий и стройматериалов. Службы, надзирающие за ходом строительства и ремонта дорог, контролируют соответствие выполненных работ проекту, требованиям СНиПов и ГОСТов.

С каждым годом взаимные требования подрядчиков и заказчиков становятся все более жесткими. А значит, более точными должны быть количественные замеры, пробы, анализы.

Качество дорожно-строительных материалов и производство работ на федеральных трассах контролирует Федеральное дорожное агентство «Росавтодор». Для данных целей в регионах при федеральных управлениях дорог создаются лаборатории, оснащенные современным оборудованием. О работе одной из испытательных лабораторий для контроля качества дорожно-строительных материалов мы рассказывали в августовском номере нашего журнала.

Сегодня речь пойдет о передвижной дорожной лаборатории, с помощью которой наблюдают за состоянием действующих магистралей, исследуют вводимые в эксплуатацию новые участки. Мобильные лаборатории, инспектирующие дорожное полотно, создаются на шасси базовых автомобилей «Газель», «Соболь», Ford Transit и т.д. Каждая из них оборудуется по специальному проекту. Фактически это измерительно-вычислительный комплекс на колесах, с помощью которого «на ходу» проверяются транспортно-эксплуатационные характеристики автомобильных дорог, геометрические параметры и качество дорожного покрытия.

Дорожная лаборатория Дорожная лаборатория

Одна из передвижных лабораторий на базе Ford Transit в этом году была приобретена ФГУ УПРДОР «Южный Урал». Она имеет сертификаты завода-изготовителя о калибровке средств измерения, свидетельства о поверке в Государственном центре стандартизации и метрологии. За несколько месяцев работы на одометре автомобиля накручено более 5 000 км. Пик работ пришелся на август—сентябрь, когда активно вводились в эксплуатацию отремонтированные участки дорог.

Экипаж лаборатории состоит из водителя и оператора. Строительный сезон—2009 они провели в пути, колеся по всему Южному Уралу. В одну из поездок вместе с заместителем начальника производственного отдела приемки дорог ФГУ УПРДОР «Южный Урал» Алексеем Бабыкиным (он же — оператор мобильной лаборатории) отправились и мы — на дорогу М-51 «Байкал». Предстояло проверить качество выполненных работ на участке с 41 по 47,5 км — всего 6,5 км по каждой полосе движения.

Через час мы уже были на месте - подъехав к развилке дорог, остановились на обочине возле знака с надписью «41 км». Прежде чем начать проверку качества дорожного полотна, выгружаем из грузового отсека машины прицеп ПКРС-2У.

 Основная часть прицепа - это автомобильное колесо и два датчика: линейных и угловых перемещений. Нормальная нагрузка колеса на дорожное покрытие составляет 3 кН, — поясняет Алексей Бабыкин. — На этом участке ремонтные работы шли все лето: был уложен слой мелкозернистого плотного асфальтобетона и укреплены обочины. Испытания, которые проводятся с помощью ПКРС-2У, помогают определить соответствие дороги нормативным требованиям по коэффициенту сцепления и ровности. На основе результатов, полученных передвижной лабораторией, комиссия принимает решение о приемке данного участка после ремонта.

Машина, уже с прицепом, трогается с места и выезжает на отремонтированный участок трассы. Стрелка спидометра быстро приближается и замирает на отметке 60 км/ч. Эту скорость водителю предстоит поддерживать все время, пока идут лабораторные испытания.

Дорожная лаборатория Дорожная лаборатория

Оператор выводит на экран компьютера программу «Измерение коэффициента сцепления» (является частью Программ-но-измерительного комплекса «Дорога-2007») и включает датчик линейныхперемещений. Через заднее стекло автомобиля видно мокрую прерывистую дорожку, оставляемую прицепом: вода льется из сопла, расположенного перед колесом. Она поступает через шланг из 200-литрового бака, находящегося в салоне машины (кран бака открывается/ закрывается по сигналу с компьютера).

Через каждые 500 метров пути оператор подает на прицеп сигнал торможения: колесо стопорится, усилие через штангу передается на пластину, которая изгибается и воздействует на датчик. Полученные данные суммируются и выводятся на монитор компьютера в виде таблиц и графиков.

Проехав до конца отремонтированный участок дороги, лаборатория разворачивается и едет обратно, чтобы начать замерять коэффициент сцепления второй полосы. Полученные в результате измерений цифры еще предстоит обработать, но уже сейчас оператору видно, что обе отремонтированные полосы движения по своим сцепным качествам соответствуют норме — в среднем 0,48 при минимально допустимом показателе 0,30 (чем больше коэффициент сцепления, тем лучше качество дорожного покрытия).

Следующий этап исследований — оценка ровности дорожного покрытия. Она проводится с помощью все того же прицепа ПКРС-2У, но вот скорость движения автомобиля при этом должна быть меньше — 50 км/ч.

Оператор открывает на компьютере программу «Измерение ровности покрытия дорог» и включает датчик угловых измерений, который суммирует колебание прицепа относительно поверхности дороги. Буквально каждый метр пути «считывается» компьютером, неровности дороги измеряются в сантиметрах. Можно задать различные параметры вывода на экран данных — через каждые 10, 60, 100, 200, 500 м и т. д.

Дорожная лаборатория Дорожная лаборатория

Проехав до конца отремонтированный участок, возвращаемся обратно, но едем уже по другой полосе, измеряя ее ровность.

Полученные данные обрабатываются программой, составляются таблицы и выводятся кривые графиков. Позднее их подробно изучат, но уже сейчас оператор видит ровность дорожного покрытия: цифры колеблются в пределах 332—374 см на 1 км, при максимально допустимом показателе 850 см на 1 км (чем меньше показатель ровности, тем лучше качество дороги).

Еще раз измеряем ровность дороги, но уже по международной системе IRI. Это исследование проводится с помощью прицепной установки ПКР-1 (профилометр дорожный).

Чтобы поменять прицепы, машина отправляется на автобазу подрядной строительной организации. Там, отсоединив ПКРС-2У, водитель с оператором загружают прицеп обратно в салон, а вместо него присоединяют к автомобилю новенький ПКР-1.

Затем лаборатория выезжает на трассу и начинается повторное измерение ровности полос. Из окон автомобиля мелькает знакомый пейзаж — по этому участку мы проезжали уже несколько раз: все те же знаки движения, неторопливо движущийся по краю дороги погрузчик, кучи щебня вдоль обочины и работающие неподалеку бульдозер с самосвалом.

Все то время, что работала передвижная лаборатория, на ее пути несколько раз встречалось руководство подрядной организации, отремонтировавшей проверяемый участок. Их волнение было вполне понятным. Ведь если исследования, проведенные лабораторией, покажут несоответствие качества покрытия транспортно-эксплуатационным нормам, дорогу не примут в эксплуатацию. По крайней мере до тех пор, пока подрядчик не устранит все недоделки за свой счет.

Проверенные 6,5 км нормативным требованиям соответствовали. Для подготовки окончательного заключения специалистам потребуется около часа. Затем его передадут в производственный отдел, принимающий работы после ремонта. А экипаж мобильной лаборатории уже вновь колесил по дорогам Южного Урала, оценивая качество выполненных работ.

Дорожная лаборатория Дорожная лаборатория

Ираида Фомина

Алексей Бабыкин, зам. начальника производственного отдела ФГУ УПРДОР «Южный Урал»:

Мобильная лаборатория состоит из 2 отсеков: кабина водителя и специально оборудованный салон, с автономным светом и отопителем. Рабочее место оператора — это стол с компьютером, сейф для документов, ящики для спец-оборудования. Установленное в машине электронное оборудование обеспечивает большую точность измерений. Из салона оператор может управлять проблесковым маячком, установленным на крыше автомобиля, проводить видеосъемку, необходимую для формирования банка видеоданных.

Мобильная лаборатория оборудована тремя отечественными прицепами — ПКРС-2У, ПКР-1 и «ДИНА-3М». При помощи установки динамического нагружения «ДИНА-3М» вычисляется прочность дорожных одежд после ремонта, строительства или реконструкции. Упругий прогиб дороги измеряется под действием расчетной нагрузки 50 кН, через каждые 200 метров или в конкретной точке.

Константин Матросов, водитель передвижной лаборатории:

За рулем автомобиля 15 лет. Раньше возил лаборантов на старенькой «Газели». Конечно, ее трудно сравнить с лабораторией на базе Ford Transit. Топлива автомобиль расходует относительно немного -11 л на 100 км при полной загрузке автомобиля. Первое ТО машина пройдет после 20 тыс. км пробега.

Турбированный двигатель, гидравлика, трансмиссия - те же, что у серийного Ford Transit. Установлены противобуксовочная, протовогололедная и противозаносная системы. У машины мягкое сцепление, плавный ход, быстро разгоняется, уверенно держит дорогу, хороший обзор зеркал. Есть климат-контроль, кондиционер, гидроусилитель руля, подогрев стекол, подушки безопасности. Сиденье водителя регулируется, с подогревом, куча подстаканников, розетки для подзарядки сотового телефона.

Комментарии пользователей

Извините, но у Вас не достаточно прав для добавления комментария.

Авторизация