Погрузчики: история создания, типы, классификация

Одним из самых распространенных видов дорожно-строительной, землеройной и погрузочной техники являются погрузчики. Сегодня они занимают второе место в мире по продажам после экскаваторов.

Погрузчики помогают человеку перемещать бетонные блоки, уголь, грунт, бревна, металлопрокат и другие – длинномерные и компактные – грузы. Без этих механизмов немыслимы какие-либо серьезные работы в строительстве, складском и коммунальном хозяйстве, горнорудной промышленности, топливно-энергетическом комплексе.

Фронтальный погрузчик

История погрузчика

Предшественники современных погрузчиков появились еще в конце 19 – начале 20 века. Это были платформы с электроприводом для перевозки багажа, которые использовались на железнодорожных станциях.

Родиной первого автопогрузчика считается Америка: в 1917 году на литейном заводе американской компании Clark Equipment Со. была создана машина для перевозки песка и необработанного литья, которая представляла собой модифицированную трехколесную платформенную тележку (Trutractor), оборудованную бензиновым двигателем. Она предназначалась для перевозки большого количества тяжестей, таких как песок и заготовки для литья. Собранная на скорую руку, она была небезопасной: у первого погрузчика отсутствовали трансмиссия, тормоза, гидравлика, из-за несовершенства рулевого управления поворотный круг был узким. Останавливался погрузчик самым простым способом – врезаясь в первую подходящую для этого преграду. Но со своей работой машина справлялась отлично, и ее охотно заказывали представители различных фирм.

Поняв перспективность погрузчиков, конструкторы и инженеры стали модернизировать модели, используя опыт автомобильной промышленности.

В первых погрузчиках с двигателем внутреннего сгорания поначалу использовались ступенчатые (система колес и шестерней) и бесступенчатые (ременные) передачи, которые быстро изнашивались, были ненадежны. Но уже вскоре в конструкцию погрузчика была внедрена более эффективная гидравлическая трансмиссия.

Начиная с 1921 года на погрузчиках Clark устанавливались гидравлические системы подъёма, а вскоре и наклон мачты стали осуществлять при помощи гидравлических цилиндров. С конца 20-х годов некоторые модели оборудовали телескопическим подъёмным механизмом.

Первый электроприводный погрузчик был разработан американской компанией «Yale & Towne», с 1923 года он выпускался по лицензии фирмой «Fenwick» во Франции. В Японии первый электропогрузчик появился в 1937 году – машина Nichiyu компании «Nippon YusokiCo., Ltd.».

По-настоящему массовое производство погрузчиков началось в годы Второй мировой войны. Причем 90% всех погрузчиков, задействованных в военной экономике США, поставляла компания «Clark». С ее с конвейера сходили около 2000 машин в месяц (до войны – около 70).

В начале 50-х годов продукция фирмы «Clark» стала выпускаться на заводе в г. Мюльхайм (Германия).

Спрос на погрузчики постоянно рос, их начали производить такие фирмы, как «Линде», «Штиль» (Германия), «Кайстер» (Англия), «Ниссан», «Тойота», «ТСМ», «Шинко» (Япония) и др. Большие портовые погрузчики поставляли фирмы «Валмет»(Финляндия), «Кальмар» (Швеция) и различные японские фирмы.

К началу XXI века число производителей данного вида техники насчитывало уже несколько сотен. Все эти годы в числе лидеров– компании «Toyota», «Jungheinrich», «Crown»,»Mitsubishi», «Caterpillar», «Komatsu», «Nissan» и др.

Сегодня фирмы буквально «наступают на пятки» друг другу, стремясь опередить конкурентов и первыми внедрить прогрессивные технологии.

В последнее время появилась тенденция по частичному замещению гидравлики на электронные схемы управления. Но пока эти решения ограничиваются более точным рулевым управлением.

На первое место выходят такие характеристики, как экономичность, экологичность, эргономичность и безопасность техники. «Делается ставка» и на необычный запоминающийся дизайн (серия погрузчиков с ДВС Leo-next от Komatsu и др.).

Многообразие видов

В настоящее время разработано и используется большое количество моделей и видов погрузчиков. При этом единой общепринятой классификации погрузчиков не существует. На рынке техники представлены следующие виды погрузчиков:

  • фронтальные,
  • вилочные,
  • электропогрузчики,
  • автопогрузчики,
  • погрузчики с боковым поворотом,
  • погрузчик-экскаватор,
  • телескопические погрузчики,
  • мини-погрузчики.

В зависимости от того, какой груз им «по плечу», они разделяются на:

  • малой грузоподъемности (до 4-х тонн),
  • средней грузоподъемности (от 4-х до 10-ти тонн),
  • верхней средней грузоподъемности (от 10-ти до 16-ти тонн),
  • тяжелые (свыше 16-ти тонн).

Еще одно деление – по типу двигателя:

  • дизельные,
  • газовые,
  • бензиновые,
  • электрические.

В нашей стране наиболее востребованы бензиновые и дизельные погрузчики.

Электропогрузчики, питающиеся от аккумуляторной батареи, популярны в Европе, где действуют жесткие экологические стандарты и высокие требования к охране окружающей среды.

Для перемещения, разгрузки, погрузки, складирования (штабелирования) грузов предназначен ВИЛОЧНЫЙ ПОГРУЗЧИК – вид складского напольного транспорта. Это самоходная погрузочная машина циклического действия, у которой в качестве рабочего органа применяются «вилы». Первые вилочные погрузчики, которые появились в СССР, были произведены в Болгарии (Balkancar). Поэтому за болгарскими погрузчиками до сих пор закрепилась часть российского рынка вилочных погрузчиков. Они наиболее популярны в небольших компаниях, так как недорого стоят, просты в управлении, легко найти запчасти. Кроме того, популярностью в нашей стране пользуются японские, российские и китайские погрузчики.

В последнее время, в результате конкурентной борьбы, производители вилочных погрузчиков стали выпускать компактные и манёвренные машины с электронным управлением приводом, гидростатической и автоматической трансмиссией, а также с джойстиками.

ФРОНТАЛЬНЫЕ ПОГРУЗЧИКИ поворачивают почти как автомобили, за счет передних колес, а сочлененная рама позволяет сократить радиус разворота. Они устойчивы во всех направлениях, их можно использовать при значительном усилии на ковше. Фронтальные погрузчики предназначены для выполнения погрузочно-разгрузочных работ, транспортировки различных сыпучих и кусковых материалов, грузов на небольшие расстояния, выполнения земляных работ на грунтах (песок, гравий, глина) с выгрузкой грунта в отвал или в транспортные средства, для планировки площадок, а также для других строительно-монтажных и такелажных работ.

По возможностям применения в строительстве лидирует ЭКСКАВАТОР-ПОГРУЗЧИК, предназначенный для копания грунта и погрузки. С помощью погрузочного оборудования эти машины ведут работы с различными материалами и грунтом, который, в свою очередь, добывается экскаваторным оборудованием. Погрузочным оборудованием планируют поверхности, засыпают траншеи.

МИНИ-ПОГРУЗЧИКИ С БОРТОВЫМ ПОВОРОТОМ (четырехколесные и гусеничные) востребованы в строительстве и коммунальном хозяйстве, предназначены, как правило, для выполнения небольших по объемам работ, в стесненных условиях. Первые мини-погрузчики с бортовым поворотом появились в конце 50-х годов благодаря братьям Мелро (Melroe), организовавшим их выпуск. Вскоре их производство освоили и известные машиностроительные компании. Особенности данных погрузчиков – малый размер, небольшая емкость ковша, крепление стрелы в задней части корпуса. Благодаря тому, что эти погрузчики поворачиваются за счет раздельного привода на разные колеса, они более маневренны, разворачиваются на рабочей площадке, почти не сдвигаясь с места. Кроме того, они имеют меньшее расстояние разгрузки (расстояние от передней части машины до места выгрузки), при этом траектория подъема ковша почти не отклоняется от вертикали. Данные машины могут оснащаться навесным оборудованием для коммунального хозяйства.

Особое место среди погрузчиков занимают ТЕЛЕСКОПИЧЕСКИЕ ПОГРУЗЧИКИ. Они совмещает в себе особенности крана (поднимают груз до 20 и более метров!), автоподъемника и фронтального погрузчика, применяются на стройплощадках, крупных складах, заводах и фермерских хозяйствах. Первые телескопические погрузчики были изготовлены 28 лет назад в Англии на заводе фирмы JCB. В настоящее время их выпускается около 30 тысяч штук в год. Эта универсальная машина способна грузить сыпучие строительные материалы и перемещать контейнеры, используется на работах в туннелях, под мостами и линиями электропередач, играет роль подъемника с рабочей платформой для персонала. Еще один «плюс» – возможность использования разнообразного навесного оборудования: от ковшей и вил до крановых устройств и поворотных рабочих платформ.

Ирина Горскова

Комментарии пользователей

Извините, но у Вас не достаточно прав для добавления комментария.

Авторизация