Колесный фронтальный погрузчик: сегодня и завтра

Сегодня это очень привычная машина. Она там, где живут люди (в коммунальном хозяйстве), там, где есть дороги или они должны появиться (строительство и содержание дорог), на каждой стройке, в карьере. И вообще такая машина, как автомобиль, может приехать куда угодно для того, чтобы быстро погрузить сыпучие, и не только, материалы.

У нее есть свой, уже классический, облик: четыре крупных колеса одинакового диаметра; заднее расположение двигателя; высоко расположенная с хорошей обзорностью кабина; шарнирно-сочлененная рама, за исключением самых маленьких колесных погрузчиков с бортовым поворотом; и, конечно, расположенный спереди крупный ковш, который иногда заменяют или прямо на него навешивают вилы, крюки и т. д.

Колёсный фронтальный погрузчик

Фронтальные ковшовые погрузчики сравнительно молоды по сравнению с кранами, экскаваторами, бульдозерами, скреперами, грейдерами. Но, несмотря на молодость, по величине рынка строительно-дорожных машин сегодня они занимают второе место после экскаваторов.

В России особенно заметна их динамичная экспансия. В плановой экономике погрузчикам не повезло. Основными поставщиками базовых шасси для строительно-дорожных машин были определены Минавтопром и Минтракторосельхозмаш. Их же отраслевые институты формировали техническую политику. Желая избежать дополнительных хлопот, автомобилисты доказывали, что фронтальный погрузчик — это не автомобиль, трактористы убеждали, что это не трактор.

Концепция погрузчика достаточно проста и стара. Человека с лопатой давно механизируют. Появились универсальные экскаваторы, затем экскаваторы, специализированные на погрузке. Но механические приводы порождали громоздкую трансмиссию. Тросовые приводы немного упрощали, облегчали ее. Революция в производстве гидравлических машин, состоявшаяся в середине ХХ века, вызвала огромные изменения в строительно-дорожном машиностроении. Гидроцилиндр упростил возвратно-поступательные движения рабочих органов, дал новую возможность в повороте машин с помощью шарнирно-сочлененной рамы (шср). На базе колесных шасси с шср появились новые, прогрессивные для того времени погрузчики.

Этот новый «экскаватор», специализированный на погрузке, имел, сравнительно с самим шасси, большой ковш. У него была ограниченная высота разгрузки, но достаточная для соответствующих ему самосвалов, вагонов, бункеров. В результате высокая производительность, конкурентоспособность, динамичное увеличение доли на рынке.

Вчерашний день позади. Что можно ожидать от эффективных погрузчиков завтра? То, в чем фронтальные колесные погрузчики разительно превосходили полноповоротные экскаваторы: отношение объема ковша (грузоподъемности) к массе машины — уже пройденный этап совершенствования.

Теперь уже глядя на достигнутые показатели, снова обращает на себя внимание большая масса машины по сравнению с емкостью ковша (грузоподъемностью). Полученные пропорции и ставший привычным облик погрузчиков достигнуты при оптимизации развесовки машины с узлами, расположенными фиксированно по отношению друг к другу, за исключением ковша со стрелой. То есть центр тяжести шасси статичен, он находится на одном месте и определяется компоновкой и развесовкой узлов машины. И максимальная грузоподъемность ограничивается положением центра тяжести, массой шасси.

Если менять положение центра тяжести шасси в зависимости от величины груза в ковше (на вилах, крюке и т. д.), то отношение грузоподъемности к массе шасси можно существенно увеличить. Предпосылками для получения такой конструктивной возможности являются развитие приводов гидравлических, электрических и систем управления ими (например: изменяемое положение центра тяжести имеют трубоукладчики с противовесом, управляемым с помощью гидроцилиндра).

Еще погрузчик-трансформер сможет менять свою высоту. Это позволит более крупным машинам уложиться в транспортный габарит (4 м). Возможность управлять центром тяжести даст новый импульс перекидным погрузчикам. Им не нужно разворачиваться при погрузке. Разворот колесного фронтального погрузчика при выполнении погрузочного цикла — паразитная операция для любых грузов. При работе же с длинномерными грузами (бревнами, трубами) разворот очень нежелателен, а делать его приходится часто на грунтовых площадках. Управляемый центр тяжести и отсутствие разворота увеличивают преимущества гусеничного шасси, которое может создать большее тяговое усилие при наборе ковша и работать на слабых грунтах. Разные погрузчики с переменным центром тяжести по конструкции будут сильно отличаться от существующих машин. Кстати, землекоп при работе лопатой давно и активно управляет своим противовесом.

Комментарии пользователей

Извините, но у Вас не достаточно прав для добавления комментария.

Авторизация