Погрузчики: история создания, типы, классификация

Одним из самых распространенных видов дорожно-строительной, землеройной и погрузочной техники являются погрузчики. Сегодня они занимают второе место в мире по продажам после экскаваторов. Без этих подъёмных механизмов немыслимы какие-либо серьезные работы в строительстве, складском и коммунальном хозяйстве, горнорудной промышленности, топливно-энергетическом комплексе.

История появления погрузчика

Автопогрузчик Trutractor 1917 года компании Clark Equipment Со

Что такое погрузчик особо объяснять не нужно – это машина или оборудование, которое помогает осуществлять погрузо-разгрузочные работы. Он предназначен облегчить труд людей и механизировать процессы при перемещении различных грузов.

Предшественники современных погрузчиков появились еще в конце 19 – начале 20 века. Это были платформы с электроприводом для перевозки багажа, которые использовались на железнодорожных станциях.

Родиной первого автопогрузчика считается Америка. В 1917 году на литейном заводе американской компании Clark Equipment Со. была создана машина для перевозки песка и необработанного литья, которая представляла собой модифицированную трехколесную платформенную тележку, названную Trutractor. Она была оборудована бензиновым двигателем и предназначалась для перевозки большого количества тяжестей, таких как песок и заготовки для литья.

Собранная на скорую руку, эта самоходная тележка была небезопасной: у первого погрузчика отсутствовали трансмиссия, тормоза, гидравлика, из-за несовершенства рулевого управления поворотный круг был узким. Останавливался этот погрузчик самым простым способом – врезаясь в первую подходящую для этого преграду. Но со своей работой машина справлялась отлично, и ее охотно заказывали представители различных фирм.

Поняв перспективность данного вида оборудования, конструкторы и инженеры стали модернизировать модели, используя опыт автомобильной промышленности. Поначалу использовались ступенчатые (система колес и шестерён) и бесступенчатые (ременные) передачи. Однако они быстро изнашивались и были ненадежны. Поэтому вскоре в конструкцию погрузчика была внедрена более эффективная гидравлическая трансмиссия.

Автопогрузчик Truclift 1922 года компании Clark Equipment Со

Начиная с 1921 года на погрузчиках устанавливали гидравлические системы подъёма, а вскоре и наклон мачты. С конца 20-х годов некоторые модели оборудовали телескопическим подъёмным механизмом. А первый электропривод для погрузчика был разработан американской компанией Yale & Towne в 1923 году. Спустя 15 лет, в 1937 году, первый электропогрузчик появился в Японии. Это была машина Nichiyu компании Nippon YusokiCo., Ltd.

Стоит отметить, что в годы Второй мировой войны производство погрузчиков резко возросло. Если до войны компания Clark выпускала около 70 машин в месяц, то к середине 40-х – уже около 2000 штук.

Спрос на погрузчики постоянно рос, их начали производить и другие компании – Linde,Still, Nissan, Toyota, TSM, Kalmar, Valmet, Jungheinrich. К началу XXI века число производителей данного вида техники насчитывало уже несколько сотен. Все крупные производители строительной техники, такие как Caterpillar, Komatsu, Volvo, Liebherr, Hitachi и многие другие предлагают своим клиентам погрузчики различных видов.

Виды и классификация погрузчиков

Погрузчики Manitou

Такое разнообразие производителей неизбежно ведёт к необходимости классификации техники. В настоящее время разработано и используется большое количество моделей и видов погрузчиков. При этом единой общепринятой классификации погрузчиков так и не существует.

На рынке техники представлены погрузчики различных видов. Какие-то из них, безусловно, очень точно попадают в свою классификацию. Другие – могут относится к нескольким типам.

В зависимости от грузоподъёмности, погрузчики классифицируют на:

  • мини – работающие с грузом до 1,5 тонн
  • компактные – от 1,5 до 4-х тонн;
  • средние – от 4-х до 16-ти тонн;
  • тяжёлые – свыше 16-ти тонн.

В зависимости от используемого силового агрегата, подразделяются на:

  • дизельные,
  • газовые,
  • бензиновые,
  • электрические.

В связи с активным внедрение новых технологий, всё большую популярность получают электропогрузчики. Если раньше они применялись в основном в помещениях, складских комплексах и замкнутых пространствах – шахтах (рудниках), тоннелях, то с развитием технологии батарейного питания появляются модели для работ в городских условиях.

Что касается видов, то погрузчики бывают:

  • фронтальные;
  • вилочные;
  • с боковым поворотом на колёсном и гусеничном ходу;
  • телескопические;
  • экскаваторы-погрузчики.

Кроме того, они классифицируются в зависимости от базы (шасси). Бывают:

  • колёсные;
  • гусеничные;
  • железнодорожные.

Отдельно классифицируют автопогрузчики, которые монтируются не на собственном шасси, а являются навесным оборудованием на машины и колёсные трактора.

Сферы применения погрузчиков

Сфера применения погрузчиков обширна. Они используются на складах для штабелирования товаров, на строительных площадках для подачи материалов на объект, для перемещения и погрузо-разгрузочных работ с сыпучими и мелкоштучными грузами, на сельхозпредприятиях и в коммунальном хозяйстве. Именно разнообразие задач породило подвиды данной техники.

Вилочные погрузчики

Фото вилочного внедорожного погрузчика в работе

Вилочный погрузчик – это складской напольный транспорт. Основной сферой деятельности вилочных машин является работа в складских комплексах, на промышленных предприятиях. Они осуществляют перемещение, разгрузку, погрузку, складирование товаров, размещённых в основном на поддонах – паллетах.

Это самоходная погрузочная машина циклического действия, у которой в качестве рабочего органа применяются вилы. Первые такие машины, которые появились в СССР, были произведены в Болгарии на предприятии Balkancar. Они наиболее популярны в небольших компаниях, так как недорого стоят, просты в управлении, на них легко найти запчасти. Кроме того, популярностью в нашей стране пользуются японские, российские и китайские вилочные погрузчики.

В последнее время, в результате конкурентной борьбы, производители вилочных погрузчиков стали выпускать компактные и манёвренные машины с электронным управлением, гидростатической и автоматической трансмиссией, а также с джойстиками управления.

Фронтальные погрузчики

Фото фронтального погрузчика Volvo L350H за работой в карьере

Фронтальные или колёсные погрузчики поворачивают почти как автомобили, за счет передних колес. Некоторые из них имеют шарнирно-сочленённую раму, которая позволяет сократить радиус разворота. Они устойчивы во всех направлениях, их можно использовать при значительном усилии на ковше.

Фронтальные погрузчики предназначены для выполнения погрузочно-разгрузочных работ, транспортировки различных сыпучих и кусковых материалов на небольшие расстояния. Они могут выполнять землеройные работы на мягких грунтах (песок, гравий, глина) с выгрузкой материала в отвал или транспортное средство. Кроме того, при помощи фронтального ковша такие погрузчики могу использоваться для планировки площадок и других строительно-монтажных и такелажных работ.

Экскаватор-погрузчик

Электрический экскаватор-погрузчик Case 580EV Zeus

Лидером по возможностям применения в строительстве является экскаватор-погрузчик. Совмещая в себе две самые популярные машины он может использоваться как для копания грунта, так и для погрузочных работ с сыпучими материалами, планирования площадок и других видов работ.

С помощью погрузочного оборудования эти машины ведут работы с различными материалами и грунтом, который, в свою очередь, добывается экскаваторным оборудованием. Погрузочным оборудованием планируют поверхности, засыпают траншеи.

Мини погрузчик

Мини погрузчик с бортовым поворотом Wacker Neuson SW 17

Основными машинами данного типа являются погрузчики с бортовым поворотом (четырехколесные и гусеничные). Они востребованы в строительстве и коммунальном хозяйстве, предназначены, как правило, для выполнения небольших по объемам работ, в стесненных условиях.

Считается, что первые мини-погрузчики с бортовым поворотом появились в конце 50-х годов благодаря братьям Мелро (Melroe), организовавшим их выпуск. Вскоре их производство освоили и известные машиностроительные компании.

Особенности данных погрузчиков – компактные размер, небольшая емкость ковша, крепление стрелы в задней части корпуса. Благодаря тому, что эти погрузчики поворачиваются за счет раздельного привода на разные колеса, они более маневренны. Разворот этих машин происходит практически на месте.

Кроме того, они имеют меньшее расстояние разгрузки от передней части машины до места выгрузки, при этом траектория подъема ковша почти не отклоняется от вертикали. Данные машины могут оснащаться различным навесным оборудованием для коммунального хозяйства.

Телескопические погрузчики

Эскиз телескопического погрузчика на стройке

Особое место среди погрузчиков занимают телескопические погрузчики. Они совмещает в себе особенности крана (поднимают груз до 20 и более метров), автоподъемника и фронтального погрузчика. Основное применение они нашли на стройплощадках, крупных складах, заводах и фермерских хозяйствах.

Первые телескопические погрузчики были изготовлены 28 лет назад. В настоящее время их выпускается около 50 тысяч штук в год. Эта универсальная машина способна грузить сыпучие строительные материалы и перемещать контейнеры, используется на работах в туннелях, под мостами и линиями электропередач, играет роль подъемника с рабочей платформой для персонала. Еще один плюс – возможность использования разнообразного навесного оборудования: от ковшей и вил до крановых устройств, поворотных рабочих платформ и челюстных захватов.

Автор: Ирина Горскова

Поделиться
Подпишись на Я.Н